Полани Майкл

ПОЛА́НИ Майкл (Михаэль; Polanyi, Michael; 1891, Будапешт, – 1976, Оксфорд), английский физикохимик и философ науки. В молодости был близок к левосоциалистическим кругам. Окончил Будапештский университет и стал доктором медицины в 1913 г. Первую научную статью опубликовал в 19 лет. Во время Первой мировой войны был офицером медицинской службы австро-венгерской армии. После войны работал над приложением квантовой теории к третьему закону термодинамики и над теорией адсорбции. В 1916 г. опубликовал статью по этому вопросу. В 1917 г. химический факультет Будапештского университета присудил ему докторскую степень за работы в области теории адсорбции. После поражения коммунистической революции 1919 г. в Венгрии и установления там репрессивного режима Хорти уехал в Германию.

С 1923 г. преподавал в Высшем техническом училище в Берлине, с 1926 г. — профессор физической химии. С 1923 г. по 1933 г. работал также в возглавляемом Ф. Габером Институте физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине (Далем); после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию.

В 1933–48 гг. Полани был профессором физической химии Манчестерского университета. Написал работы по физике и теоретической экономике: «Атомные реакции» (1932), «Полная занятость и свободная торговля» (1945). В 1944 г. был избран членом Королевской академии наук и получил много других почетных званий и наград. В 1948 г. Полани оставил карьеру химика и продолжил научную деятельность как профессор социальных наук в том же университете (1948–59). После выхода в отставку занимал почетную научную должность в Мертон-колледже в Оксфорде (1959–61).

В основу самой известной работы Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958; русский перевод — 1985 г.) легли прочитанные им в 1951–52 гг. лекции о теории познания. В 1960–70-х гг. прочел несколько курсов лекций в США; позднее эти лекции стали основой его работ «Молчаливая размерность» (1966) и «Смысл» (в соавторстве, 1975).

Полани особенно известен своими работами по философии науки, главным образом по теории научного познания. Он один из основоположников так называемого исторического направления в английской постпозитивистской философии (и социологии) науки. В 1940-х гг. он критиковал логический позитивизм. Главное место в его философии науки занимает разработанная им в 1950-х гг. идея о том, что в научном познании следует различать: 1) знание центральное, явное, осознаваемое, эксплицитное, носящее интерперсональный характер, которое может передаваться без личных связей, и 2) периферийное, «неявное» знание, неосознаваемое, имплицитное, которое проявляется в практической деятельности (включая научную) и передается только путем личных контактов (как правило, в результате обучения). Он ввел в оборот в наукологии термин «научное сообщество». Полани особо подчеркивал личностный характер познания и в связи с этим необходимость для ученого социальных и культурных условий, обеспечивающих свободу научных связей и сохранение научных традиций. Это акцентирование свободы творчества ученых не случайно — Полани был знаком как с фашизмом, так и с последствиями коммунистического режима (начиная с опыта революции в Венгрии).

В 1930-х гг. он несколько раз посещал Советский Союз, в один из визитов встречался с Н. Бухариным и предупреждал его об опасности централизованного управления научными исследованиями. Идею важности свободы для развития науки Полани развил в ряде работ: «Пренебрежение свободой» (1940), «Наука, вера и общество» (1946), «Основания академической свободы» (1947), «Логика свободы» (1951), «Исследование человека» (1959), «Познание и бытие» (1969). Посмертно был издан сборник «Общество, экономика, философия: избранные статьи М. Полани» (1996).

Смотрите также

персидские евреи

Пки‘ин

По‘алей Цион

Померанчук Исаак

пост Эсфири