праведность

ПРА́ВЕДНОСТЬ (צְדָקָה, цдака, обозначает также благотворительность, справедливость), в иудаизме выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом. Праведное поведение рассматривается Библией как залог общественного благополучия и мира (Ис. 32:17; ср. Хош. 10:12 и др.).

В Библии праведность — в значительной мере правовое понятие (Втор. 25:1; ср. Исх. 23:7; II Сам. 15:4; Ис. 5:23). Праведность требует не только простого воздержания от злодеяния, но и постоянного стремления к справедливости и совершения благих поступков (Втор. 16:20; Иер. 22:3 и др.). Противоположность праведности — порочность (бесчестие).

На фоне правового характера понятия праведности еще резче выступает проблема осуществления Божественной справедливости: концепция Божественного воздаяния вступает в противоречие с реальностью, в которой праведник страдает именно вследствие своей праведности (Эккл. 7:15; ср. 18:23; Иер. 12:1 и др.; кн. Иова). Эта проблема приобретает еще большую остроту в качестве национальной проблемы еврейской истории — беспрестанного и повсеместного преследования невинного народа, особенно в свете завета, заключенного Богом с народом Израиля. Попытки найти решение этого парадокса объясняют возникновение взгляда, согласно которому праведник страдает вместе со всем своим поколением за грехи последнего и своей смертью искупает эти грехи (Быт. Р. 43:1; Санх. 108а и др.). Однако зачастую несправедливость столь вопиюща, что заставляет человека взывать к абсолютной праведности Бога (Нех. 9:8; ср. II Хр. 12:6; Ис. 5:16; 45:22–25 и др. Подробно о награде праведникам и наказании нечестивых см. Воздаяние).

Так как праведность не является врожденным свойством человека, а приобретается твердым соблюдением обязанностей, человеку не дано достичь абсолютной праведности: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Эккл. 7:20). Однако невозможность абсолютной праведности не снимает с человека обязанности стремиться к ней. Для еврея образец праведности — патриархи, однако перед лицом Бога даже их праведность относительна (Быт. Р. 30:9; Шаб. 55а; Санх. 107а и др.). Еврейская традиция характеризуется презрением к показной праведности («Не будь слишком праведен и не выставляй себя слишком мудрым...», Эккл. 7:16), превознося «безвестных праведников» (цаддиким нистарим; см. Ламед-вав цаддиким), живущих в каждом поколении (Сук. 45б; Хул. 92а; Быт. Р. 35:2). Так как библейские пророки трактовали идеальное общество как основанное на праведности его членов (Ис. 28:17; 60:21; Иер. 23:5–7; Хош. 10:12; Зх. 8:8; Дан. 9:24 и др.), последующие попытки разработать концепцию идеального общества основывались на практических принципах повседневного праведного поведения. С точки зрения еврейской эсхатологии праведные поступки в праведном обществе восстановят мир на земле и возродят Иерусалим как оплот праведности (Ис. 1:26–27; Иер. 31:22).

В раввинистической литературе термин «праведник» (цаддик) иногда обозначает человека исключительного благочестия и святости, однако общепринятое значение — добродетельный человек, следующий предписаниям Торы и тем самым выполняющий свои обязанности перед Богом и людьми. Так, Талмуд делит людей на совершенных праведников (цаддиким гмурим), побуждаемых к действию благими наклонностями, полных нечестивцев (реша‘им гмурим), действующих по злой воле, и «средних» (бейноним), в поведении которых сказываются и те и другие наклонности (РхШ. 16б; Бр. 61б). Когда один из законоучителей, известный своей праведностью, заметил, что он сам — «средний человек», другой на это возразил, что в таком случае большинство людей окажутся нечестивцами. Хасидское движение Хабад считает понятие бейноним применимым к большей части человеческого рода. Праведники, даже не евреи, имеют долю в грядущем мире (Тосеф., Санх. 13:2; см. Олам ха-ба).

В своей скромности праведники обещают сделать для людей весьма немногое, однако в действительности делают очень много (БМ. 87а). Праведники скрупулезно избегают любого поступка, пусть отдаленно схожего с кражей, поэтому их честно приобретенная собственность порой становится для них дороже собственной жизни, которой они готовы рисковать, чтобы сохранить собственность (Хул. 91а). Праведники обладают сильным общественным сознанием: они встают спозаранку, чтобы действовать на пользу общины, и даже в час кончины беспокоятся не о личных, а об общественных делах (Сиф. Чис. 138).

Даже о мертвом праведнике говорят как о живом, в то время как грешника называют мертвым еще при жизни (Бр. 18а). Праведник, поселившийся в городе, украшает его своим присутствием, а когда он покидает город, вместе с ним город теряет и свою славу (Быт. Р. 68:6). Красота, сила, богатство, почести, мудрость, старость, седина и дети к лицу праведнику и всему миру (Авот 6:8). Однако праведники страдают в своей земной жизни: когда они хотят вести благополучную жизнь, Сатана настаивает, что им следует удовлетворяться воздаянием, уготованным им в грядущем мире, и не стремиться к наслаждению в этой жизни (Быт. Р. 84:3). Бог посылает праведникам страдание, чтобы очистить их от тех немногих грехов, в которых они повинны (Кид. 40б). Однако в другом месте сказано, что Моисей не получил ответа от Бога на вопрос, почему в этом мире одному праведнику уготован благой жребий, а другому — злой (Бр. 7а).

Человек может искренне раскаяться в совершенных им грехах и, таким образом, из порочного стать праведником. Человек, который всю свою жизнь был совершенным праведником, но сожалеет о благих поступках, которые он совершил, тем самым аннулирует их все. Полный нечестивец, в конце жизни раскаявшийся в грехах, тем самым аннулирует все свои злодеяния (Кид. 40б). Эгоистические побуждения не уменьшают добродетельность благого поступка; например, человек, обеспечивающий своих детей или стремящийся получить вознаграждение в грядущем мире, остается совершенным праведником (Псах. 8а–б).

В средневековой еврейской мысли прослеживается тенденция к расширению сферы, охватываемой понятием праведности. От праведника требуется не только большая духовная сила, но и образцовое соблюдение сформулированных в раввинистической литературе норм поведения, требуемых от особо благочестивого человека. Так, от подлинно благочестивого человека требуется, чтобы он принимал еду и питье не с тем, чтобы наслаждаться ими, а чтобы иметь силы для служения Богу. То же относится и ко всякой другой деятельности, которая должна совершаться ради небес, а не для собственного благополучия.

Среди каббалистов (см. Каббала) термин цаддик означает человека исключительной святости. В книге Зохар цаддик отождествляется со сфирой иесод (см. Сфирот), которая является порождающим принципом и символизируется фаллосом. Поэтому цаддик должен особенно тщательно избегать нарушения половых запретов. В хасидизме цаддик — исключительная личность, чудотворец, святой, глава хасидской общины. Против хасидской мистической идеи о том, что праведник облечен силой наводить порчу проклятием, выступил основатель движения Мусар И. Салантер, утверждавший, что если бы это было так, цаддик представлял бы опасность для окружающих, и его следовало бы обязать платить за всякий ущерб, который он причинил. Приверженцы Мусара видели в праведнике человека, отрешенного от этого мира, ведущего аскетический образ жизни, сосредоточенного на своих моральных обязанностях и посвятившего себя изучению Торы.

О цаддике как духовном вожде хасидской общины см. Хасидизм.

Смотрите также

палеография

Паневежис

Пинес Иехиэль Михаэль

преступность

Пэн Иехуда