Премудрость Соломона

ПРЕМУ́ДРОСТЬ СОЛОМО́НА, апокрифическое сочинение на греческом языке (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), написанное с целью укрепления еврейской веры против искушений идолопоклонства. Хотя намеки на авторство Соломона содержатся в самой книге (в частности, 9:7), уже такие ранние христианские авторы, как Иероним и Августин весьма критически относились к такому утверждению.

Книгу можно разделить на три основные части. Главы 1–5 трактуют вопросы эсхатологии, главы 6–10 — мудрость, а главы 11–19 представляют собой Мидраш эллинистического периода к книге Исход. В первой части основное внимание уделяется судьбам добродетельного и порочного. Порочный человек рассматривает все происходящее как случайность и потому не страшится поступать, как ему заблагорассудится; он не отдает себе отчета в том, что в конце концов будет судим за свои поступки. Хотя и может показаться, что грешник преуспевает в этой жизни, вечная жизнь и счастье — удел праведника. Во второй части мудрость характеризуется как метафизическая реальность — «дыхание мощи Господней» (7:25); она существует вечно, с ее помощью приходят всякое знание и добродетель. Она определяет судьбу народа Израиля. В третьей части автор рассматривает казни египетские и избавление. Чудо трактуется как изменение не просто естественного порядка вещей, а самих принципов естества и как воздаяние за добродетель или грех. Наказание приходит лишь после того, как все остальные меры испробованы, потому что Бог всегда ждет, не раскается ли грешник. В этом контексте автор рассматривает истоки идолопоклонства. По его мнению, оно в первую очередь проистекает из дурного обыкновения людей не искать первопричины. Идолопоклонство позволяет человеку приписывать свои пороки тем или иным богам.

Книга обнаруживает различные влияния. Проблема страданий праведника, поставленная в Библии главным образом в книге Иов, трактуется здесь в традициях эллинистической мысли. Влияние литературы мудрости (см. Притчей Соломоновых книга, Бен-Сиры Премудрость) сказывается в сравнении мудрости с созидательным Божественным началом, проявляющимся в мире (18:15). Значительно также влияние Аггады. По-видимому, автор был знаком и с греческой философией.

По стилю книга Премудрость Соломона подражает Библии. Текстологический анализ ведет к заключению, что сочинение было изначально написано по-гречески одним автором, жившим, вероятно, в Александрии, скорее всего в 1-й половине 1 в. н. э. Сохранилась рукопись 16 в., содержащая перевод Премудрости Соломона на иврит (слабый в языковом отношении), по-видимому, с латыни.

Смотрите также

Падуя

Партош Эден

Пензиас Арно

Пки‘ин

праздники