Рапопорт Шломо Иехуда Лейб
РА́ПОПОРТ Шломо Иехуда Лейб (Rapoport, Solomon Judah Löb; акроним שִׁי"ר, Шир; 1790, Львов, – 1867, Прага), раввин, историк, один из основоположников современной науки о еврействе, деятель Хаскалы в Галиции. Родился в именитой семье. Уже в молодые годы приобрел известность как выдающийся знаток талмудической и средневековой раввинистической литературы (в частности Маймонида). Первой работой Рапопорта (написана в 1811 г.) был комментарий к галахическому (см. Галаха) труду тестя, выдающегося талмудического авторитета А. Л. Хеллера из Стрыя (1745?–1813), «Авней миллуим» («Вставные камни» /см. Эфод/, Львов, 1816). Вскоре Рапопорт увлекся идеями Хаскалы, начал изучать классические и современные языки, а также различные научные дисциплины. Труд французского философа и просветителя 17 в. П. Бейля «Исторический и критический словарь» пробудил в нем интерес к научно-критическим исследованиям. Решающее влияние на его мировоззрение оказал Н. Крохмаль (Рапопорт признавал, что после знакомства с ним «стал другим человеком»). Рапопорт сблизился с многими маскилим: И. Эртером, Ш. Блохом (1782–1845), И. Л. Мизесом (1798–1831), Я. Ш. Быком (вторая половина 18 в. – 1831 г.) и другими, с которыми его роднила забота о просвещении единоверцев и резкое неприятие хасидизма. В 1815 г. Рапопорт написал антихасидский памфлет (послание Я. Ш. Быку в связи с его переходом в лагерь хасидов) «Нер мицва» («Светильник заповеди», опубликованный после смерти Рапопорта в 1869 г.), в котором пропагандировал идеи Хаскалы. В то же время Рапопорт выступал против крайних галицийских маскилим, стремившихся насильно «просветить» еврейские массы и прибегавших к доносам и пасквилям, чтобы добиться поддержки правительства.
Рапопорт возглавил кружок львовских прогрессистов, за что в 1816 г. группа хасидов объявила ему и его единомышленникам херем (расклеив сообщения об этом с поддельной подписью городского раввина). Рапопорта также пытались лишить средств к существованию. После смерти тестя, который материально поддерживал Рапопорта, он служил управляющим у арендаторов коробочного сбора. Оставшись без работы, Рапопорт в 1832 г. безуспешно добивался места раввина в Берлине и преподавателя Талмуда в некоторых городах Италии, заручившись рекомендациями Л. Цунца и Ш. Д. Луццатто. Затем недолгое время занимался торговлей в Бродах, а в 1837 г. при содействии И. Перла был избран раввином в Тарнополе. Здесь Рапопорт столкнулся с резко отрицательным отношением хасидов, нападки на него появились даже в печати. В 1840–67 гг. Рапопорт занимал пост главного раввина Праги, община которой предпочла его Ц. Х. Хайесу.
В 1814 г. Рапопорт анонимно опубликовал брошюру «Тхунат ир Парис ве-и Элба» («Описание города Парижа и острова Эльба»). Рапопорт печатал стихотворения (преимущественно переводы) в ежегоднике «Биккурей ха-‘иттим» (Вена, 1821–32), там же в 1827 г. опубликовал переработку трагедии Ж. Расина «Эсфирь» («Шеэрит Иехуда» — «Уцелевшие иудеи») с предисловием, в котором подчеркивал, что у евреев национальное сознание должно быть тесно связано с национальной религией — иудаизмом. Уже в период, когда Рапопорт пробовал свои силы в поэзии, драматургии и публицистике, он обратился к изучению еврейской истории и иудаизма («Ал двар иехудим хабашим» — «По поводу эфиопских евреев», 1824). Новым словом в зарождавшейся науке о еврействе стали его биобиблиографические монографии о выдающихся еврейских ученых раннего средневековья (опубликованы в «Биккурей ха-‘иттим», 1828–31): Са‘адии Гаоне, Натане бен Иехиэле Римском, Хае бен Шрире, Эл‘азаре Калире, Ханан’эле бен Хушиэле (примерно 990–1055/56 гг.), Ниссиме бен Я‘акове Ибн Шахине из Кайруана (примерно 990–1062 гг.) — посмертно собраны в книгу «Иери‘от Шломо» («Завесы Соломоновы», 1904, 1913, 1960). Эти работы пролили свет на сравнительно малоизвестный (до изучения Каирской генизы) период еврейской истории и положили начало научно-критическому подходу к раввинистической литературе. В монографиях Рапопорт проследил миграцию раввинистического учения и традиции из Эрец-Исраэль через Италию в Центральную и Западную Европу, а из Вавилонии через Северную Африку в Испанию.
После прекращения издания «Биккурей ха-‘иттим» Рапопорт начал публиковаться в альманахе «Керем хемед» (Вена—Берлин, 1833–56), а с 1840 г. стал его фактическим соредактором. Свои научные работы (в переводе на немецкий язык) он также помещал в многочисленных периодических изданиях направления Виссеншафт дес юдентумс; на английском языке опубликовано его предисловие к «Путешествию Биньямина из Туделы» (Лондон, 1840). В развитии иудаистики велика роль написанного Рапопортом талмудического лексикона «Эрех миллин» («Порядок слов», т. 1, Прага, 1852; тт. 1–2, Варшава, 1914), который посвящен главным образом историческому и археологическому аспектам Талмуда (с объяснениями названий местностей и населенных пунктов, имен и прозвищ людей, встречающихся в талмудической литературе) и содержит ценные сведения о развитии языка Мишны и Талмуда.
Рапопорт поддерживал тесную связь с основателями науки о еврействе, в отличие от которых писал не на немецком языке, а на иврите, обогатив его рядом научных терминов, однако его критический метод отличался от методологии исторических исследований, выработанной Л. Цунцом, Г. Грецом и в особенности А. Гейгером. Крайне радикальные выводы последнего в отношении Библии Рапопорт оспаривал в брошюре «Торат ор» («Тора — свет»; издана посмертно в 1869 г.).
В то же время Рапопорт и сам критически высказывался по поводу канонически ортодоксального подхода к библейскому тексту: он считал Судей Израилевых книгу компилятивной, утверждал, что некоторые из Псалмов написаны после царствования Давида, а часть глав книги Исайи принадлежит более позднему автору. Рапопорт был решительным противником реформизма в иудаизме, поскольку предлагавшиеся реформы, по его мнению, вели к религиозно-национальному расколу. Он также опасался крайне ассимиляторских тенденций реформистских раввинов Германии («Тохахат мегулла» — «Открытое обличение», 1845). В то же время Рапопорт в своем сочинении «Диврей шалом ве-эмет» («Слова мира и правды», 1861) отмежевался и от нападок неоортодоксов и их лидера Ш. Р. Гирша на З. Франкеля (см. также Консервативный иудаизм) за якобы еретические взгляды, имевшиеся в трудах последнего. Сын Рапопорта, Давид, издал оставшиеся после смерти отца рукописи под названием «Нахалат Иехуда» («Надел Иехуды», т. 1, Краков, 1869; т. 2, Львов,1873).
Труды Рапопорта, как и творчество Н. Крохмаля, Ш. Д. Луццатто, Ц. Г. Хайеса, которые составили ивритскую ветвь в науке о еврействе (так называемая хохмат-Исраэль), сделали актуальной важную часть еврейского национального наследия.
Двоюродный брат Рапопорта, Мориц Рапопорт (1808–1880), австрийский писатель и врач. Автор этической поэмы «Моисей» (1842), драмы «Эстерка» (1873, см. Казимир III) и других произведений, а также переводов на немецкий язык с иврита (Песнь Песней, Леха Доди и другие) и польского языка (А. Мицкевич). Внук Рапопорта, Арнольд фон Порада (1840-?), австрийский политический и общественный деятель. В 1874–81 гг. был членом Краковского муниципалитета, в 1878–79 гг. — член галицийского сейма, а в 1879–1907 гг. — рейхсрата, где входил в польское коло, примыкая к его консервативному крылу. Был одним из лидеров галицийских ассимиляторов. В 1890 г. получил дворянство и новую фамилию фон Порада.