Ровина Ханна

РО́ВИНА Ханна (1889, Березино, Минская губерния, – 1980, Тель-Авив), израильская актриса. Ровина выросла в семье любавичских хасидов (см. Хасидизм). Отец, Давид Рубин, занимался торговлей лесом. От родителей Ровина унаследовала певческий талант. В раннем детстве Ровина училась в реформированном хедере, затем — в русской городской школе, где обнаружились ее артистические способности: к неудовольствию семьи она принимала участие в самодеятельных спектаклях. После окончания школы Ровина уехала в Екатеринослав, где в течение двух лет зарабатывала на жизнь уроками русского языка, служила гувернанткой в богатых семьях. В 1914 г. Ровина поступила в ивритскую семинарию для воспитателей детских садов в Варшаве и окончила курс с высокими оценками. С рекомендацией И. Гальперина Ровина обратилась к Н. Цемаху, который в это время организовывал в Варшаве драматическую театральную труппу на иврите. Ее первая роль в театре — мать в «Вечной песне» М. Оренштейна.

После начала Первой мировой войны, когда театр закрылся, Ровина уехала в Баку, затем в Саратов, где работала воспитательницей в детском саду. В 1917 г. Ровина приехала в Москву и вместе с Н. Цемахом и Менахемом Гнесином участвовала в создании «Хабимы». Первая работа Ровиной в театре — роль матери в спектакле «Старшая сестра» Ш. Аша в постановке Е. Вахтангова. В 1920 г. в спектакле «Вечный жид» Д. Пинского (режиссер В. Мчеделов) Ровина исполнила роль матери Мессии (по ходу действия героиня Ровиной плачет о гибели Иерусалима; историк еврейского театра М. Кохански /1902–82/ писал, что в спектакле было «мгновение, принадлежащее к великим мгновениям еврейского театра... Слышавшие этот вопль много лет спустя помнили дрожь в спине, рожденную плачем Ханны, будто предвещавшим ужасы Катастрофы»). В 1922 г. в спектакле «Диббук» по пьесе С. Ан-ского, в переводе на иврит Х. Н. Бялика, в постановке Е. Вахтангова актриса сыграла трагическую роль Леи, которую театральная Москва признала шедевром актерского искусства; позднее, во время зарубежных гастролей, работой Ровиной в этом спектакле единодушно восхищались и европейские критики.

В 1930-х гг. в Тель-Авиве на сцене «Хабимы» актриса создает галерею трагических женских образов. В спектакле «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (режиссер А. Грановский) Ровина, воспитанная в стилистике экспрессионистского театра, превращает радостный традиционный танец невесты в трагический танец скорби. Среди лучших работ Ровиной этого периода — королева Донна Изабелла в «Марранах» М. Цвейга, Миреле в «Миреле Эфрос» Я. Гордина, мать в спектакле «Мать» К. Чапека.

В годы Второй мировой войны актриса выступала перед солдатами Еврейской бригады в Египте и в Европе и на подпольных собраниях Хаганы. Для израильской публики Ровина была не только ведущей актрисой, но и национальным воплощением женственности и материнства; израильские поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. В 1955 г. Ровина была удостоена премии Н. Цемаха, в 1956 г. — Государственной премии Израиля. Среди значительных ролей Ровиной в 1950-е гг. — роль мамаши Кураж («Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта) и Медеи (по одноименной трагедии Еврипида). Критики и коллеги называли актрису «первой леди израильского театра». В 1975 г. Ровиной было присвоено звание почетного доктора философии Тель-Авивского университета. В 1977 г. она в последний раз вышла на сцену «Хабимы» в роли герцогини Йоркской в спектакле «Ричард III» У. Шекспира. Ровина была актрисой, сочувствующей своим героиням; с годами важнейшими чертами ее искусства стало мастерство детали и благородная трагическая сдержанность.

Илана Ровина (родилась в 1934 г.), дочь Ровиной и А. Пэнна, израильская актриса и певица.

Смотрите также

Рабад

Рабинович Вадим

Рапопорт Анатоль

Ромм Михаил

Рухама