Рейн Евгений

РЕЙН Евгений Борисович (родился в 1935 г., Ленинград), русский поэт. Окончил Технологический институт в Ленинграде (см. Санкт-Петербург). В конце 1950-х гг. познакомился с А. Ахматовой, посвятил ей стихи («У зимней тьмы печали полон рот», «В Павловском парке»). Рейн, И. Бродский, Д. Бобышев и А. Найман (родился в 1936 г.) составили ближайшее поэтическое окружение Ахматовой последних лет ее жизни (так называемые «ахматовские сироты»). Культурное влияние личности Рейна в этой группе, существовавшей сравнительно недолго, и в целом в неофициальной ленинградской культуре 1960-х гг. было велико; И. Бродский, в частности, называл Рейна своим учителем.

В 1965 г. стихи Рейна были напечатаны в самиздатском (см. Самиздат) журнале «Синтаксис», а затем на Западе («Грани», № 58). В 1979 г. подборка стихов Рейна, охватывавшая 20 лет его поэтического труда, вышла в альманахе «Метрополь». Рейн в числе других авторов «Метрополя» подвергся критике в советской печати, особенно после издания альманаха в США. Широкому кругу читателей творчество Рейна не было известно, он публиковался только как журналист, писал сценарии для документальных фильмов, печатал рассказы для детей. Его первый поэтический сборник «Имена мостов» вышел только в 1984 г.; затем последовали сборники «Береговая полоса» (М., 1989), «Темнота зеркал» (М., 1991) и «Против часовой стрелки» (Н.-Й., 1991, предисловие И. Бродского).

Поэзия Рейна своеобразно претворяет опыт футуристов, Н. Заболоцкого, М. Кузмина (в поздних стихах), испытывает влияние массовой музыкальной (особенно песенной) культуры 1930–50-х гг. Рейн создает свой поэтический мир из культурных и бытовых реалий прошлого, отсюда тяготение к номинативности, составлению каталогов и реестров «мертвых» имен и вещей, а также к сюжетности, несущей определенный колорит места и времени.

Еврейской теме посвящены стихотворения «Преображенское кладбище в Ленинграде» (1988), в котором поэт вспоминает своих деда и бабушку, «Гетто» (1993), а также неопубликованная поэма «Бабий Яр». Отдельные еврейские мотивы и реминисценции звучат и в других произведениях Рейна. Так, в поэме «Няня Таня», посвященной воспитавшей его русской няне, он дает вариацию темы стихотворения В. Ходасевича «Не матерью, а тульскою крестьянкой...» и, основываясь на философских построениях В. Розанова, провозглашает «неразделимое совмещение» в себе еврейской крови с русской. В интервью, данном в Израиле, Рейн говорил о «метафизике еврейства в мировой истории», которая занимает его мысли.

Смотрите также

Рабинович Я‘аков

Ревивим

Резник Липе

Реувени Давид

Ромберг Зигмунд