ремёсла

РЕМЁСЛА. Библия (Быт. 4:2, 17, 20–22) изображает трех потомков Каина как первых людей, овладевших ремеслами. Сам Каин, правда, был земледельцем, но этимологически его имя значит «кузнец» (см. также Кениты); его сын Ханох (Энох) был строителем; среди потомков последнего были музыкант Ювал и кузнец Тувал-Каин. Библия повествует о Бецалеле, сыне Ури из колена Иехуда, — мастере резьбы по металлу, камню и дереву, которого Моисей назначил главой работников, сооружавших Скинию, Ковчег Завета, священную утварь и изготовлявших одежду для священников (Исх. 31:1–11; 36–39). Упоминаются тирские ремесленники, участвовавшие в сооружении Иерусалимского храма при царе Соломоне; наряду с каменотесами здесь были плотники, резчики по камню, дереву и металлу, прядильщики, кузнецы, литейщики, ювелиры, как это следует из описания выполненных работ (II Хр. 2:17–4:22). В царствование Хизкияху в Иерусалиме в скале был высечен подземный водовод длиной в 480 м на глубине 40 м (см. Шиллоах); землекопы вели работу одновременно с двух концов туннеля и встретились на полпути.

Согласно библейскому повествованию, Навуходоносор угнал в Вавилонию десять тысяч человек, из которых семь тысяч были воинами, а остальные — ремесленниками (II Ц. 24:14:16; ср. Иер. 24:1; 29:2). Информация о ремеслах после возвращения из пленения вавилонского (538 г. до н. э.) весьма скудна. Библия упоминает плотников и каменщиков среди тех, кто вернулся из Вавилонии в Эрец-Исраэль и, по всей очевидности, участвовал в строительстве Второго храма (Эз. 3:7). Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии упоминаются цорфим (золотых и серебряных дел мастера) и строители, которые, в дополнение к каменной кладке, делали двери и ворота с замками и засовами (Нех. 3:1–32). Раскопки показывают, что в персидскую эпоху в Эрец-Исраэль существовали деревни, население которых занималось исключительно гончарным делом. В одном из греческих источников Иерусалим охарактеризован как город с обширным ремесленным производством. В Бен-Сиры Премудрости (38:27–32) довольно подробно описывается работа различных ремесленников — резчиков по дереву, резчиков печатей, кузнецов и горшеч­ни­ков; «у всех у них, — пишет Бен-Сира, — искусные руки, и все они сведущи в своих искусствах; без них не может существовать город, и где бы они ни жили, они не нуждаются в куске хлеба».

В эпоху Хасмонеев вследствие предпринятых царями широких строительных работ ремесла получили новый импульс для своего развития. Развитие морской торговли в этот период также способствовало подъему ремесел. Описание гробницы и монументов, сооруженных в Моди‘ине Шим‘оном Хасмонеем в память своих родителей и братьев (I Макк. 13:25–30), не оставляет сомнения, что в их строительстве и украшении принимали участие многочисленные ремесленники различных специальностей. Широкие строительные проекты в Иерусалиме и Кесарии, осуществленные Иродом I, и, в первую очередь, перестройка Храма, требовали умелых работников всех специальностей — каменщиков, плотников, кузнецов, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров и т. п. Иосиф Флавий (Древ. 15:380) отмечает, что на строительстве Храма были заняты евреи. Для осуществления работ в тех помещениях Храма, куда доступ разрешался только священникам, священники были обучены плотницкому искусству и каменной кладке (там же, 15:419). При раскопках в Иерусалиме был обнаружен саркофаг «Шим‘она, строителя святилища». Несколько семей ремесленников специализировались исключительно на изготовлении аксессуаров храмовой литургии. Семья Гарму приготовляла хлебы предложения (вид жертвоприношения), а семья Автинас — фимиам. Эти две семьи монополизировали соответствующие производства. Когда они потребовали увеличить плату, храмовая администрация отказалась от их услуг и пригласила ремесленников из Александрии. Однако вскоре обнаружилось, что новые мастера не справляются с работой, так что пришлось вновь обратиться к семьям Гарму и Автинас, которые согласились приступить к работе только после того, как их прежнее жалование было удвоено (Иома 3:11, 38). Мишна упоминает о еврейских ремесленниках, занятых на строительстве языческих святилищ; законоучители постановили, что еврею возбраняется помогать язычникам в воздвижении базилик, строительстве арен, стадионов и судейских подмостков, а разрешается лишь участие в строительстве общественных бань и купален до момента возведения купола, где помещался идол (Ав. Зар. 1:7).

В Иерусалиме перед его захватом римлянами в 70 г. до н. э. (см. Иудейская война I) некоторые улицы и кварталы были населены ремесленниками одной специальности — пекарями, сыроделами, кузнецами, ювелирами, кожевниками, красильщиками, ткачами, горшеч­ни­ками и т. п. Вне мастерской ремесленника можно было узнать по особому знаку, указывающему на его специальность: портного — по игле, воткн­у­той в одежду на видном месте, прядильщика — по шерстяной нити, красильщика — по разноцветным нитям, кожевника — по особому фартуку.

Законоучители Талмуда с большим уважением отзываются о ремесле, которое не только позволяет ремесленнику вести обеспеченное существование («семь лет продолжается голод, а в дом ремесленника он не заглядывает», Санх. 29а), но и, как и всякий труд, предотвращает пороки, проистекающие от праздности. Многие законоучители Талмуда зарабатывали на жизнь ремеслом. Так, рабби Иоханан ха-Сандлар был сапожником (и так и был прозван: на иврите сандлар — `сапожник`), рабби Иехуда бен Илан — бондарем, и т. п. Законоучители утверждали, что тот, кто не обучает сына ремеслу, учит его разбою (Кид. 29а). При этом, однако, Талмуд проводит различие между чистыми и легкими ремеслами и такими тяжелыми и грубыми профессиями, как выделка кожи, обжиг глины, горное дело и т. п. (Кид. 82а). Законоучители Талмуда неодобрительно отзывались о профессиях погонщиков ослов, лодочников и лавочников, поскольку эти занятия часто сопряжены с обманом и мошенничеством.

В раввинистической литературе неоднократно упоминается институт ученичества; мастер звался рав, а ученик-подмастерье — талмид или шулья. Об условиях обучения ремеслу достигалась договоренность между мастером и родителями подмастерья. Как правило, сын ремесленника наследовал специальность отца; сироту обучали члены гильдии, к которой принадлежал его покойный отец. В Талмуде содержится интересное описание большой синагоги в Александрии, где прихожане сидели группами по профессиям: золотых дел мастера, серебряники, кузнецы, прядильщики и т. п.; каждый нуждающийся мог найти там своих товарищей по ремеслу и получить помощь для себя и своей семьи (Сук. 51). Гильдия еврейских прядильщиков в Александрии была зарегистрирована как корпоративное общество в соответствии с римским законом. Еврейские медники в этом городе славились своим искусством. Ремесленники Иерусалима имели обыкновение выходить группами навстречу паломникам, приносившим биккурим в Храм (Бик. 3:3). В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах содержатся многочисленные упоминания о ремесленниках в Эрец-Исраэль и об их экономической стабильности, несмотря на разрушение Второго храма. Из Талмуда (ББ. 11) видно, что существовали профессиональные объединения, члены которых были связаны обязательствами по оказанию взаимопомощи в случае, если кто-то лишился средств производства (например, гибель осла у грузчиков, крушение судна у каботажников).

О высоком мастерстве ткачей Бет-Шеана упоминают как Талмуд (ТИ., Кид. 2:5), так и римские авторы. В Циппори была синагога ткачей. Красильное дело находилось большей частью в руках еврейских ремесленников; пурпурный шелк выделывался в Цфате, Кесарии, Шхеме, Лоде и в галилейской деревне Луз. Тверия была центром стекольного дела. Мозаичный пол синагоги 6 в. в Бет-Альфе содержит имена еврейских мастеров — Марианос и его сын Ханина. Также и в Вавилонии евреи занимались самыми разнообразными ремеслами — ткачеством, крашением тканей, производством гобеленов, кожевенным делом, работами по металлу, плетением корзин и др. Пумбедита была центром выделки полотна (Гит. 27а; БМ. 18б). Иосиф Флавий (Война 5:212) детально описывает «подлинно удивительный» парохет (занавес) перед Святая святых в Иерусалимском храме, вытканный в Вавилонии. Частые упоминания «глав ремесел» (рашей омманот) в Вавилонском Талмуде заставляют предположить наличие цеховой организации еврейских ремесленников; две такие гильдии — ткачей и корзинщиков — фигурируют в Талмуде (Сота 48а). Имена еврейских стеклодувов были обнаружены на изделиях в Оксиринхе и египетских Фивах; римские изделия из стекла 3–4 вв. нередко украшены типично еврейскими символами — изображениями Ковчега завета, меноры, Храма и сукки (см. Суккот), что указывает на еврейское происхождение их создателей.

К 8 в. евреи были вытеснены из сельского хозяйства как в христианских, так и в мусульманских странах; ремесла стали почти единственной экономической сферой, в которой евреи могли быть заняты физическим трудом. Одновременно ремесла утратили свой прежний социальный престиж: в средневековых городах купцы и торговцы пользовались гораздо большим уважением, нежели ремесленники.

В отношении места ремесел в жизни еврейских общин в средние века прослеживается чёткая разница между общинами Средиземноморья (Южная Европа, Магриб и Ближний Восток) и общинами Центральной и Северной Европы. В присредиземноморских землях, где евреи жили издревле, ремесла продолжали оставаться основным занятием значительной части еврейского населения. В 9 в. Биньямин бен Моше Нахавенди, живший в Персии, писал: «приходят в дома других для выполнения работ за плату — портной и прачка, работники по железу, меди, свинцу и олову, красильщик и ткач, равно как и всевозможные другие мастера». В том же веке мусульманский автор в Египте с презрением отозвался о евреях, среди которых можно найти «только красильщиков, дубильщиков, кровопускателей, мясников и медников». Респонсы вавилонских гаонов содержат множество материала о еврейских ремеслах в исламских землях в 10–11 вв. Мастерские еврейских ремесленников иногда были значительных размеров, в них имелись многочисленные технические приспособления для соответствующих работ. В конце 12 в. Биньямин из Туделы встретил еврейских ремесленников, лишь достигнув Греции; в Иерусалиме, по его словам, в это время жил один еврей — красильщик тканей. В 13 в. Маймонид встретил в Иерусалиме еврейских красильщиков. По его свидетельству, в Фивах «около двух тысяч евреев. Они — искусные мастера по изготовлению шелковых и пурпуровых одежд в греческих землях, и среди них — большие знатоки Мишны и Талмуда». В Константинополе (см. Стамбул) ему объяснили, что «из-за дубильщиков... которые выливают грязную воду из своих мастерских на улицу, так что еврейский квартал совершенно провонял..., греки ненавидят всех евреев, как плохих, так и хороших».

В странах ислама структура еврейского общества, отличительной чертой которого была широкая прослойка ремесленников самых различных профессий, сохранилась вплоть до новейшего времени. Некоторые ремесла — например, выделка шелка и красильное дело, а в ряде стран (например, в Йемене) также и ювелирное дело, — считались еврейскими профессиями. В Сицилии под властью норманнов и династии Гогенштауфенов производство шелка и красильное дело находились в руках евреев; особенно много еврейских ремесленников было в южной части Италии. В 1484 г. Овадия Бертиноро писал, что в еврейской общине Палермо около 850 семей; «они — бедняки-ремесленники: кузнецы, медники, грузчики, а также земледельцы... Христиане презирают их, потому что все они оборваны и грязны... Они вынуждены выполнять королевскую службу всякий раз, когда предпринимаются новые работы: они должны подтаскивать корабли к берегу, строить дамбы и т. п. Их также используют для телесных наказаний преступников и для приведения в исполнение смертных приговоров». Аналогичную ситуацию Бертиноро наблюдал и в Мессине.

В христианской Испании ремесленники составляли важную часть еврейской общины. Так, фамилии Эскапат, Скапат происходят от арамейского слова, означающего «сапожник». В 14 в. во многих общинах Испании (Барселоны, Сарагосы, Сеговии и др.) большинство или по меньшей мере половину работающих мужчин составляли ремесленники — ткачи, сапожники, портные, меховщики, кузнецы, шорники, гончары и красильщики. Эта профессиональная структура общин сохранилась, видимо, со времен мусульманского владычества. В Арагоне были особенно известны еврейские ювелиры и переплетчики. Церковь, особенно в Испании, противилась тому, чтобы еврейские переплетчики переплетали христианские священные книги. Антиеврейские законы 1412 г. запрещали еврейским ремесленникам обслуживать христианских заказчиков.

Ремесленники были важным фактором в еврейской общественной, культурной и духовной жизни в Испании. Так, ремесленники составляли ядро мистического оппозиционного течения, которое противостояло рационалистически настроенной патрицианской прослойке, возглавлявшей испанские общины. Ремесленные гильдии нередко выступали с требованием демократизации общинного руководства и равного распределения налоговых сборов (например, в Сарагосе и Барселоне в 13 в. и 14 в.). Ремесленники всегда были наиболее преданной еврейским традициям частью общин. Ремесленные гильдии имели собственные синагоги (например, синагога гравировщиков в Сарагосе) и осуществляли филантропическую деятельность среди своих членов. Во время массовых обращений насильственных в 1391–1415 гг. множество благочестивых ремесленников, рискуя жизнью, оставались верными своей религии. Неудивительно поэтому, что король Альфонс V заявил в 1417 г., что руководство еврейских общин перешло в руки «ремесленников и простолюдинов», а Шломо Бонафед сетовал, что в его время среди евреев Испании «портные выносят ученые суждения, а шорники заседают в судах». Устойчивая профессиональная структура еврейских ремесел сохранялась в Испании вплоть до изгнания евреев из страны; наряду с характерными еврейскими профессиями были ремесла, которыми евреи традиционно не занимались (например, строительство, первичная обработка шерсти, пастушество и др.). Обращенные после 1391 г. в христианство евреи сохраняли традиционную еврейскую профессиональную структуру. После изгнания евреев из Испании ремесленники влились в общины Северной Африки и Османской империи. Община Цфата в период своего расцвета (16 в.) состояла большей частью из ремесленников самых различных профессий; особенно процветало здесь красильное дело.

Как уже указывалось, к северу от присредиземноморских земель ремесла играли очень малую роль в еврейской жизни. В начале 11 в. появляется упоминание о еврее, который приобрел пекарню в Северной Франции и работал там вместе с нанятыми им подручными-христианами. Вплоть до 15 в. христианские ремесленные гильдии постоянно препятствовали росту еврейского ремесленного сословия. Однако, занимаясь ростовщичеством (см. Ссуда денежная), евреи должны были поддерживать в хорошем состоянии и чинить получаемые под залог денег вещи, чтобы вернуть их сохранными или прибыльно продать. Для соблюдения требований кашрута необходимо было иметь собственных мясников (хотя гильдии христианских мясников всегда пытались — и иногда успешно — воспрепятствовать этому), а также собственных еврейских портных, соблюдавших правила ша‘атнеза. Это способствовало тому, что в 15 в. началось развитие ремесел среди евреев в Центральной Европе (Богемия, Моравия, Австрия) и особенно — в польско-литовских землях. В респонсах 15 в. говорится о еврейках-вдовах и незамужних женщинах, занятых прядением и выделкой шалей для покупателей-неевреев. Еврейские ремесленники упоминаются в Польше в 1460 г. Сохранилось разрешение городского совета Кракова от 1485 г. «бедной еврейке ежедневно продавать шали и шарфы ее собственной работы». В 16 в. евреи все глубже проникали в ремесленное производство в городах Польши, как видно из непрекращавшихся жалоб гильдий и городских советов, а также из различных королевских постановлений и соглашений между городской администрацией или христианскими гильдиями, с одной стороны, и еврейскими общинами и профессиональными объединениями — с другой. У гильдии еврейских портных в Польше был свой флаг. В Великом княжестве Литовском уже в 1389 г. хартия привилегий евреям Гродно содержит разрешение «заниматься различными ремеслами». С течением времени ремесла стали значительной частью экономики еврейских общин. Евреев не принимали в христианские ремесленные гильдии (даже учениками и подмастерьями). Исключением была Италия, где в 16–17 вв. эти ограничения были сняты. Когда вследствие опустошений Тридцатилетней войны (1618–48) из Германии в Литву в качестве беженцев прибыли 57 еврейских мальчиков, Литовский ва‘ад постановил, чтобы беженцев «распределили по общинам, кормили, одевали и обували. Мальчиков, которым Бог даровал мудрость, чтобы их учеба была успешной, отправить в школы изучать Тору; мальчиков, чьи способности недостаточны для изучения Торы, отдать в услужение или обучать какому-либо ремеслу». Это постановление показывает, что в еврейских общинах Литвы существовала возможность обучения ремеслам, но занятие ремеслами не считалось уважаемым занятием (за исключением книгопечатания). Рост числа ремесленников заставил в 1761 г. Литовский ва‘ад принять постановление, возбранявшее ремесленникам во всех больших общинах страны участвовать в общинных собраниях. Во время расколов в общине Вильны (см. Вильнюс) во 2-й половине 18 в. ремесленники были активными участниками оппозиционных групп и течений.

В быстро развивавшихся юго-восточных областях польского государства еврейские ремесленники иногда получали особые привилегии от короля. Так, в 1578 г. Стефан Баторий даровал привилегии кожевнику Калману в Перемышле (Пшемысле), а в 1638 г. в том же городе король защищал «еврейских ремесленников, работающих исключительно для еврейских заказчиков», от ограничений, наложенных на них городскими властями. Однако евреи все же проникли на христианский рынок, и в 1645 г. король утвердил соглашение между городскими властями Пшемысля и евреями; из параграфов 5–14 этого соглашения видно, что еврейские ремесленники составляли серьезную конкуренцию для ремесленников-христиан, главным образом в дубильном, меховом, портняжном, парикмахерском, ювелирном, шорном, пекарном, шляпном, кондитерском и оружейном деле. В конце 17 в. христиане Пшемысля обратились к властям с жалобой, в которой указывалось, что «всякий еврей — либо ремесленник, либо торговец» и что «евреи совершенно погубили гильдии ювелиров, портных, мясников и пекарей». В жалобе описываются действия еврейских ремесленников: «Они совершенно искоренили гильдию брадобреев-кровопускателей, так как есть несколько еврейских брадобреев, которые со своими лекарями ходят по поместьям к пациентам и там пускают кровь и ставят банки; то же они делают и в самом городе. Раньше в городе было немало христианских мыловаров, а теперь остался только один и очень бедный. Зато есть несколько евреев, которые варят мыло, отправляют его вниз по реке и продают его также и в самом городе». В Пшемысле, как и в других городах, быстро развились еврейские гильдии, и с последней четверти 17 в. сохранились различные правила и регламенты еврейской портняжной гильдии этого города, которая называла себя «святым обществом одевающих нагих» (хевра каддиша де-малбишей аруммим). Развивались еврейские ремесла и на западе польско-литовского государства. Так, к концу 18 в. в Познани действовали 923 еврейских и 676 христианских портных, 22 еврейских и 19 христианских ювелиров, 51 еврейский и 24 христианских шляпника, 52 еврейских и 6 христианских маслобоев, 238 еврейских и 6 христианских кузнецов, 51 еврейский и 607 христианских пекарей. Всего в Познани насчитывалось 1592 еврейских ремесленника, то есть около трети от общего числа ремесленников города — 4921. В Богемии, Моравии и Южной Германии евреи также все более широко занимались ремеслами. Например, в общине Праги существовали старые и упорядоченные еврейские ремесленные гильдии. В Праге возник обычай указывать профессию покойного на надгробной плите (например, ножницы на надгробии портного).

С эмансипацией и Хаскалой, одной из идей которых было обращение евреев к «продуктивному» труду, занятие ремеслами превратилось в вопрос идеологического характера, связанный со стремлением к переменам и улучшению общественного и юридического статуса евреев. Так, австрийский император Иосиф II включил в «Указ о терпимости» (1782) поощрение к занятию евреев ремеслами. Однако практические изменения в ремеслах проистекали не из идеологических и юридических причин, а были следствием реальной общественно-экономической ситуации, в которой находились еврейские массы в польско-литовских землях, а позднее — в черте оседлости в Российской империи. В 18 в. многие еврейские ремесленники из частных городов польских магнатов начали поставлять свою продукцию на рынки и ярмарки главных королевских городов. Работа на открытый рынок вместо работы на заказ стимулировала развитие еврейских ремесел. Эти ремесленники, находившиеся вне цеховых рамок, обладали свободой действий и готовностью продавать свою продукцию в условиях свободной конкуренции.

В начале 19 в. в Германии началась пропаганда обучения евреев ремеслам. В частности, газета «Шуламит» проповедовала «продуктивизацию» еврейского населения путем широкого обучения ремеслам. В этот период евреи в обедневших и перенаселенных штетл (см. Местечко) черты оседлости наряду с занятием традиционными ремеслами (главным образом портняжничеством, ткачеством и починкой обуви) осваивали новые профессии, которые не требовали длительного обучения и значительных вложений в производственное оборудование, например, кожевенное дело или гужевой транспорт. Многие из ремесленников торговали вразнос своей продукцией по окрестным деревням. На протяжении 19 в. в Восточной Европе сложилась характерная профессиональная структура еврейских ремесел. Около половины занятых ремеслами в черте оседлости (включая мастеров, учеников и наемных работников) составляли портные (около двухсот пятидесяти тысяч человек); производители продуктов питания, столяры, плотники и работники по различным металлам составляли еще около 30%; распространены были также профессии, связанные со строительством, текстилем и кожаными изделиями. Такая профессиональная структура вызывала значительную конкуренцию между еврейскими ремесленниками и их обнищание. К концу 19 в. в Восточной Европе широкие слои еврейских ремесленников, страдавшие от своей бедности и тяжелых условий труда, стали воспринимать революционную пролетарскую идеологию (см. Бунд). Концепция «продуктивизации» еврейской занятости стала частью идеологии сионистского движения, в первую очередь, его социалистического крыла (см. Сионизм). Так, Б. Борохов утверждал, что только социалистический сионизм способен перевернуть «перевернутую пирамиду» экономической структуры еврейского общества. В то же время в Центральной и Западной Европе число евреев-ремесленников резко сократилось вследствие их перехода к более доходным и престижным профессиям, характерным для среднего класса. Эмансипация в странах Центральной и Западной Европы привела не к переходу евреев к «продуктивному» труду, а к практически полному исчезновению еврейских ремесленников. Наряду с этим волны еврейской эмиграции из Восточной Европы в Западную, а большей частью в США, принесли с собой многочисленных ремесленников (так, среди еврейских иммигрантов в США до Первой мировой войны около трети составляли ремесленники, в то время как среди нееврейских иммигрантов их было лишь 20%). Сложившаяся в Восточной Европе профессиональная структура еврейских ремесел сохранялась в первом поколении еврейских иммигрантов в Нью-Йорке, Лондоне и других центрах еврейской иммиграции (в частности, большой процент еврейских иммигрантов — в портняжном деле).

Между двумя мировыми войнами ситуация претерпела значительные изменения. В Советском Союзе индустриализация и отрицательное отношение властей к индивидуальному ремесленному труду сократили роль ремесел в еврейских профессиональных занятиях. В странах, получивших независимость после распада царской России и Австро-Венгерской империи (например, в Польше и Литве), старинная ненависть христианских ремесленников приняла новые формы: евреи были вытеснены из сферы ремесленного производства путем либо прямых законодательных мер, либо казавшихся на первый взгляд умеренными требований со стороны профессиональных союзов или властей. Например, право на занятие тем или иным ремеслом обусловливалось подобающим обучением у признанного (фактически — христианского) мастера; вводились строгие правила относительно производственного оборудования и условий работы, которые формулировались таким образом, чтобы воспрепятствовать занятию евреев ремеслами. Ответом еврейских ремесленников на эти и им подобные меры было создание кооперативов и касс взаимопомощи, создавались еврейские профессиональные школы (см. ОРТ). В Эрец-Исраэль энтузиазм халуцим был обращен главным образом на сельское хозяйство и физический труд, а не на развитие ремесел. В результате Катастрофы европейского еврейства ремесленное производство в Восточной Европе практически исчезло. В странах Запада, в частности, в США, а также в Израиле индустриализация привела к резкому сокращению видов ремесленного производства. В связи с этим протекал процесс отхода евреев от занятия ремесленным трудом. Сохранившимися ремесленными производствами занимались другие этнические группы и новые иммигранты. В Израиле массовая алия из стран Востока в 1950-х гг. привела к временному подъему ремесленного производства, однако быстрая индустриализация страны и модернизация производства способствовали постепенной ликвидации ремесел. В современной экономике Израиля доля ремесленного производства незначительна и соответствует ее показателям в развитых странах Запада.

Смотрите также

Рабинович Шмуэль Я‘аков

Радек Карл

Ревивим

Рейн Евгений

Реувен