Ренан Жозеф Эрнест
РЕНА́Н Жозеф Эрнест (Renan, Joseph Ernest; 1823, Трегье, Бретань, – 1892, Париж), французский семитолог, историк, мыслитель и писатель. Выходец из благочестивой католической семьи, готовившей его к духовной карьере. Порвав уже в молодости с церковью, Ренан посвятил себя воссозданию картины возникновения христианства с позиции научной критики первоисточников. Исходный пункт исторической и историософской концепции Ренана — признание раннего христианства исключительным творением еврейского религиозного и национального гения. Отсюда особое внимание Ренана к еврейской, преимущественно древней истории, из которой, равно как и из особенностей еврейского национального характера, он стремился извлечь объяснение возвышенно-идеальных свойств христианства, позволивших ему стать великой мировой религией, а также причин и последствий отречения еврейства от этого своего духовного детища.
Несмотря на то, что освещение и особенно интерпретация Ренана событий еврейской истории и догматов еврейской религии (см. Иудаизм) были не особенно оригинальными и не всегда соответствовали строгим критериям научной обоснованности, высказывания и оценки Ренана, касающиеся умственных и нравственных качеств древнего и современного ему еврейства и характера еврейского вклада в мировую цивилизацию, в конце его жизни и в последующие десятилетия стали восприниматься многими едва ли не как приговор, который еврейскому народу вынесла сама история. Такой вес утверждениям Ренана придали сделавший его властителем дум целого поколения огромный успех его исторических сочинений (вполне заслуженный благодаря огромной эрудиции автора, в частности, в семитских языках, блестящему литературному дарованию, остроумию и мастерски нарочитой парадоксальности многих его выводов и оценок) и репутация бескорыстного поборника истины, прогресса и справедливости.
Стремление к максимальной объективности, которую Ренан старательно демонстрирует в своей концепции исторического и духовного призвания еврейства, на деле воплощается у него в образе «странного народца», который отличается от всех других народов и не может поэтому претендовать на равное с остальными к себе отношение. Некоторые намеки на такой подход содержатся уже в первой работе Ренана «Сравнительная история семитических языков» (1847; 2-е изд. 1855; дополненные и переработанные издания выходили под названием «Общая история и сравнительная система семитских языков»), где он в «Заключении» на основе лингвистического анализа дает сравнительную психоантропологическую характеристику семитов (прежде всего евреев) и арийцев, и без колебаний ставит вторых выше первых в расовом отношении (правда, и тех, и других он относит к самому высокому типу, до которого пока успел возвыситься человек). В комментарии к своим блестящим переводам на французский язык библейских книг Иов (1859) и Песнь Песней (1860; в 1882 г. он перевел и Экклесиаста) Ренан восторженно оценивал достижения еврейского духа. В лекции «Участие семитических народов в истории цивилизации», прочитанной в Коллеж де Франс (23 февраля 1862 г.) и вызвавшей большой общественный резонанс, Ренан утверждал, что семитские народы (то есть главным образом евреи) не внесли ничего самобытного ни в науку, ни в политику, ни в искусство, ни в философию, однако впервые возвысились до великой идеи выразить каждый членораздельный звук особым знаком и сумели свести количество этих знаков к небольшому числу — 22. Благодаря этому только и стал возможен прогресс в области слова и литературы; и, что еще важнее, евреи дали человечеству религию, которая в дальнейшем развитии, то есть в форме христианства, принесла индоевропейским народам совершенные идеалы добра, красоты, истины и справедливости.
В развернутом виде концептуальный подход Ренана к еврейской истории и национальной судьбе еврейского народа изложен в его главных и наиболее известных сочинениях: семитомной «Истории происхождения христианства» — в русском переводе «История первых веков христианства», 1864–1907 («Жизнь Иисуса», 1860; «Апостолы», 1866; «Святой Павел», 1869; «Антихрист», 1873; «Евангелия», 1877; «Христианская церковь», 1879; «Марк Аврелий», 1882) и пятитомной «Истории израильского народа» (1887–93; русский перевод издан в 2-х томах, СПб., 1908–12). Эта концепция базируется на признании Древнего Израиля, наряду с Древней Грецией, главными формирующими началами европейской, то есть, по мнению Ренана, мировой цивилизации (Древний Рим Ренан оценивал лишь как фактор, ликвидировавший национальный партикуляризм и способствовавший универсализации достижений греческого и еврейского духа). Ренан не скрывает, что его симпатии принадлежат грекам, но в качестве беспристрастного наблюдателя восхваляет также и еврейский вклад в сокровищницу человечества. Первая и непреходящая заслуга еврейства, по Ренану, — это мессианская идея спасения, идеалы социальной справедливости и прогресса («След, оставленный Израилем после себя, будет вечен. Израиль был первым, давшим форму крику народа, жалобе бедного, упорным требованиям тех, которые жаждут справедливости»). Ренан утверждает, что только еврейство было способно создать религию монотеизма, породить идею единого Бога, а тем самым понятие универсального чистого духа, вне которого никогда не возникла бы европейская культура. Ренан многократно отмечает заслуги евреев в формулировании важнейших принципов морали, особенно ценя, что иудаизм, в отличие от других религий, в течение долгого времени не дискредитировал, по выражению Ренана, требование праведной жизни обещанием посмертного вознаграждения (см. Воздаяние).
Признание указанных заслуг еврейства перед человечеством Ренан сопровождает двумя оговорками: во-первых, он считает, что этим полностью исчерпывается вклад евреев в мировую цивилизацию; во-вторых, что эти же великие достижения еврейского народа предопределили его национальную катастрофу. Согласно Ренану, народы должны выбирать одну из двух судеб — эгоистическое стремление к национальному и государственному устроению и благополучию или беззаветное служение общечеловеческим идеалам добра и справедливости. На этом основании Ренан делает вывод о том, что окончательная ликвидация еврейской национальной государственности в 1 в. была неизбежна и даже благодетельна, так как благодаря этому Израиль освободился от ложной идеи религиозного закона, применяемого к государственной жизни, и вернулся к своему истинному призванию — к религиозному и нравственному исправлению человечества. Согласно Ренану, христианством исчерпывается все то ценное, что человечество получило от еврейского народа, в создании христианства изначально и состояло все его предназначение. Поэтому после возникновения учения Христа существование еврейского народа не имеет смысла. Он — не более чем сухая ветвь, существо, истощившее свои силы. «В истории нет более странного зрелища, чем зрелище этого народа, превратившегося в привидение, — народа, вот уже тысячу лет потерявшего чувство дела, не написавшего ни единой страницы, достойной прочтения, не давшего нам верной о себе справки...» Глубоко отрицательное отношение Ренана к идее еврейской государственности отразилось в его оценке Иудейской войны I, разрушения Иерусалима и восстания евреев в эпоху Траяна.
Отношение Ренана к современному еврейству неизменно оставалось либерально-благожелательным. По мнению Ренана, израильская раса, которая оказала миру величайшие услуги, ассимилировавшись (см. Ассимиляция) с различными нациями, в единении с различными национальными союзами будет продолжать то, что делала в прошедшем, и в сотрудничестве со всеми либеральными силами Европы будет в высокой степени содействовать социальному прогрессу человечества. Ренан также охотно признавал вклад евреев в историю культуры Франции — совместно с гебраистом А. Нейбауэром (1831–1907) им были написаны книги «Французские раввины 14 века» (1877) и «Писатели — французские евреи 14 века» (1893). Однако во взгляде Ренана на еврейство как на живой труп, который лишь из упрямства цепляется за жизнь, не имея на то ни исторических, ни национальных, ни творческих оснований («Израиль никогда не создаст ни государства, ни философии. Он никогда не будет иметь развитой светской литературы...»), антисемиты нередко находили повод зачислять его в свои ряды.