Риверс Ларри

РИ́ВЕРС Ларри (Rivers, Larry; до перемены имени и фамилии в 1940 г. Ицрох Лойза Гроссберг; 1923, Нью-Йорк, – 2002, Саутхемптон, США), американский художник и музыкант. Родился в семье иммигрантов с Украины. С детства учился музыке, в 1940 г. начал карьеру профессионального саксофониста. В 1942 г. служил в военно-воздушных войсках американской армии. В 1944–45 гг. занимался теорией музыки, выступал с известными джазовыми музыкантами, гастролировал с ними по Америке. В 1945 г. начал рисовать, в 1948 г. поступил в Нью-Йоркский университет на отделение искусства. Познакомился с художниками и поэтами — представителями новых направлений в искусстве: В. де Кунингом, Дж. Поллоком, Ф. О’Хара и др. Риверс много путешествовал по Европе, в 1976 г. посетил Советский Союз, где выступал с лекциями и снял фильм.

Персональные выставки Риверса проходили в Нью-Йорке (1951–63, 1985), Чикаго (1970), Каракасе (1980), Берлине (1980–81) и др.

Творчество Риверса необычайно разносторонне. Деятельность профессионального джазового музыканта повлияла на его занятие изобразительным искусством, способствовала появлению в его живописи и графике особой ритмической структуры. Риверс прошел период различных художественных влияний, которые впоследствии составили основу его собственного стиля: он увлекался Г. Курбе, Дж. Поллоком, Х. Сутином, творчеством постимпрессионистов, прежде всего П. Боннара (под его влиянием написаны картины «Интерьер, женщина за столом», 1948, коллекция П. Купер, Нью-Йорк; «Купальщики по Сезанну», 1952, собственность автора), и абстрактным экспрессионизмом («Две позирующие женщины», 1952, собственность автора). Соединение различных стилей отразилось в работе Риверса «Двойной портрет Берди» (1955, Музей Уитни, Нью-Йорк). В 1953 г. Риверс написал картину «Вашингтон, переправляющийся через Делавэр» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), где использовал технику живописи абстрактного экспрессионизма и принцип монтажа; соединение в изображении исторического события клише официальной мифологии и фольклорных мотивов придало этой работе иронический смысл.

Произведения Риверса строились на переосмыслении банального, на сочетании разнородных элементов и техник («Голландские мастера и сигары II», 1964, коллекция Абрамс, Нью-Йорк; «Мне нравится Олимпия в черном обличье», 1970, Центр Помпиду, Париж). В 1959 г. Риверс начал живописную серию, основанную на фотографиях ветеранов гражданской войны в США и ее атрибутах («Последние минуты и смерть ветерана», 1961, коллекция Е. Макграс, Нью-Йорк), в 1960 г. — серию с изображением игральных карт, сигаретных пачек, банковских чеков и другой коммерческой печатной продукции («Меню бара Седар I», 1960, собственность автора). Риверс стал одним из первых американских художников, использовавших готовые формы (так называемые реди-мейд) и подготовивших почву для поп-арта.

Иронический подтекст, который присутствует и в небольших работах, и в монументальных конструкциях Риверса на исторические темы, создается сопоставлением хрестоматийных образов — цитат; этот монтаж тщательно продуман, но выглядит как хаотический набор случайных ассоциаций («История русской революции: от Маркса до Маяковского», 1965, Музей Хиршорн, Вашингтон). Основной принцип Риверса — монтажность композиции — сохранялся и в последующие годы, хотя живописная манера менялась: в триптихе «История маццы (История еврейского народа)» (1982, коллекция С. и Дж. Х. Лориа, Нью-Йорк) выстроено единое пространство, на котором главные персонажи возникают, как миражи.

С начала 1960-х гг. Риверс занимался скульптурой («Части тела», 1962, собственность автора), книжной иллюстрацией (книга «Осел и любимчик» Т. Саутерна), участвовал в оформлении театральных спектаклей («Царь Эдип» И. Стравинского, 1966, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), а с 1970 г. начал снимать видеофильмы.

Смотрите также

Рейзен Марк

Рейхлин Иоханн

Рио-де-Жанейро

Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)

Рош-Пинна