римская литература

РИ́МСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА. Жившие в Древнем Риме авторы-евреи писали по-гречески (см. Эллинизм). В римской литературе, написанной на латыни, евреи и еврейство появляются лишь в соответствующих сюжетах. В понятие «римской литературы» принято включать не только художественные тексты, но и исторические и философские сочинения, речи и т. п. на латинском языке времен существования Рима как государства.

Поэзия и художественная проза. Первый намек на еврейскую тему в поэзии содержится, возможно, в «Элегиях» Альбия Тибулла, автора второй половины 1 в. до н. э.; он упоминает иудейскую субботу. Овидий в «Науке любви» советует отводить любовным утехам субботу, как делают «сирийские евреи»; субботу «сирийских палестинцев» (то есть евреев) он упоминает и в «Средствах от любви». Гораций в своих сатирах не раз упоминает евреев и еврейские обычаи; еврей Апелла (что, возможно, означает «обрезанный») изображен как легковерный и наивный человек, а еврейская теология названа «печальной». Итак, в римской литературе этого периода еще не чувствуется идеологической вражды к еврейству. Но уже в «Сатириконе», принадлежащем, по всей видимости, Гаю Петронию (начало и середина 1 в. н. э.), обрезание изображается обычаем диких народов, законы о субботе — подавляющими человека; в одном из своих поэтических фрагментов Петроний утверждает, что евреи поклоняются божеству в виде свиньи. Красочно описывает Персий Флакк, сатирик середины 1 в., празднование «обрезанными» в Риме «дня Ирода», но неясно, какой именно праздник имеется в виду. Иудаизм он считает «суеверием» восточного происхождения. Примерно в то же время эпический поэт Лукан описывает евреев, преданных культу незримого божества. Поэты Силий Италик и Публий Папиний Стаций восхваляют Веспасиана и Тита как усмирителей Иудеи (которую называют Идумеей).

Крупнейший римский сатирик Ювенал, творивший в конце 1 в. – начале 2 в., относился к «чужакам» (включая греков) как к разрушителям римского образа жизни, особенно опасаясь евреев и присоединившихся к ним прозелитов, которые, по его словам, также соблюдали субботу, поклонялись небу, не ели свинины и не оказывали почтения статуям, совершали детям обрезание. Отказ от работы в субботу Ювенал считал признаком лени. Он высмеивал евреев как попрошаек (что, возможно, отражает обычай благотворительности среди них), платных толкователей снов и предсказателей будущего. Он также обвинял Агриппу II и его сестру Беренику в кровосмесительной связи. Иудейские цари, как считал Ювенал, ходили в субботу босыми (возможно, он, как многие римляне, верил, что евреи постятся в субботу).

Апулей (2 в.) не упоминает евреев в своем знаменитом романе («Метаморфозы»), но в «Апологии» (другое название — «О магии») он объявляет магом Моисея, а во «Флоридах» называет евреев суеверными. Поэт Клавдий Клавдиан (4 в.) упоминает еврейские ткани, украшенные изображениями в индийском духе; если текст не искажен, такое упоминание уникально. Рутилий Наматиан (начало 5 в.) в поэме, посвященной своему возвращению из Рима в родную Галлию, описывает еврея, владельца рыбного садка в Фалерии (Фалезии; Италия, против острова Эльба), оказавшегося весьма негостеприимным; это приводит поэта к осуждению евреев как неприятного и слишком влиятельного племени, присутствие которого в Риме нежелательно, и к презрительным высказываниям об обрезании, субботе и еврейской пище.

Исторические и философские сочинения, речи и т. п. Евреи упомянуты в двух речах Цицерона — от 59 г. и 56 г. до н. э. Защищая своего клиента, обвинявшегося в конфискации денег, собранных евреями в пользу Храма, Цицерон изображает иудаизм варварским суеверием, а евреев упрекает в том, что они слишком активны в политической жизни Рима. В другой речи он порицает продажу крестьян в рабство евреям и сирийцам и утверждает, что эти два народа сами рождены для рабства. Однако эти выпады можно объяснить тем, что евреи были не той стороной, которую Цицерон в данных случаях защищал. Его современник Варрон, наоборот, с уважением отзывается об образе жизни евреев и отрицании ими изображений божества. Историк Тит Ливий рассказывает об Иерусалимском храме вплоть до взятия его Помпеем (63 г. до н. э.).

Наиболее обстоятельно еврейская тема излагается в «Истории» Помпея Трога (закончена, видимо, до 10 г. н. э.), сочинении из 44 книг (дошло до нас в сокращенной версии 3 в.). Сочинение в целом посвящено истории эллинистических империй. Повествование о евреях делится на три части: древность, география Иудеи и история евреев, начиная с персидского периода. Утверждение Трога о тесной связи священничества с царской властью отражает положение при Хасмонеях.

Идеологический антисемитизм среди римских мыслителей проявляется с середины 1 в. н. э., начиная с Сенеки (Младшего). Это было время расцвета прозелитизма (см. Прозелиты) и сближения многих римлян с иудаизмом и зародившимся в его среде христианством. Сенека смотрел на евреев как на носителей зла; их обычаи распространяются на весь мир, «превращая побежденных в победителей». Он осуждает субботние обычаи, в том числе зажигание свечей в честь Бога, так как считает, что боги не нуждаются в свете.

Прямую атаку на евреев и еврейство продолжал Тацит (конец 1 в. – начало 2 в.). Описание евреев содержится в начале пятой книги его «Истории», где он приводит шесть теорий о происхождении еврейского народа; наиболее подробна среди них резко антиеврейская версия, имевшая хождение в эллинистическом Египте. Тацит изображает евреев ненавистниками прочих народов, но сплоченными в своей среде. Подобными им становятся прозелиты, быстрое увеличение числа которых весьма беспокоит автора. География Палестины в этом сочинении дает мало нового, основное внимание посвящается Мертвому морю, его бальзамам и залежам асфальта. Надо все же отметить, что, описывая римскую власть в Эрец-Исраэль, Тацит осуждает корыстных и нечестных прокураторов и обвиняет их более, чем еврейских «бунтовщиков», в развязывании Иудейской войны I.

Постепенно, с усилением христианства, нападки на христиан со стороны язычников занимают более важное место, чем борьба против иудаизма, хотя антиеврейские высказывания все же не исчезают (см. выше об Апулее и Рутилии Наматиане). Историк Юлий Флор (2 в.) утверждает, что Помпей, войдя в Храм, увидел там изображение осла (возможно, что текст здесь искажен). Аммиан Марцеллин, последний крупный римский историк-язычник (вторая половина 4 в.), упоминает занятие Помпеем Иерусалима, нелестные отзывы императора Марка Аврелия о евреях, попытку Юлиана Отступника восстановить Иерусалимский храм (чему помешали якобы разрывы таинственных огненных шаров на Храмовой горе) и некий город на Евфрате, покинутый евреями во время похода Юлиана против персов. Грамматик Амбросий Макробий в сочинении, написанном около 400 г., приводит приписываемое императору Августу выражение, направленное против Ирода I.

Историческое сочинение «Historia Augusta», созданное в аристократических римских кругах (видимо, языческих) в конце 4 в. – начале 5 в., посвящено жизни императоров за период с 117 г. по 284 г. Евреи упоминаются в нем не раз, однако без полемики против них; император Александр Север изображен уважающим еврейские обычаи. Христианская историческая хроника «Excerpta Valesiana» (примерно 550 г.; охватывает период 474–526 гг.), в частности, говорит о событиях в городе Равенна, где христиане сожгли синагоги; король остготов Теодорих приказал собрать с погромщиков деньги для восстановления синагог (см. также Италия), за что автор сочинения его резко критикует.

О латинских версиях Библии см. Библия; Вульгата; Иероним. Язык Древнего Рима в форме средневековой латыни оставался языком церкви католической и долгое время был также языком науки. Множество сочинений на этом языке, естественно, касаются еврейских тем. Часть произведений такого защитника евреев, как И. Рейхлин, также написана на латыни.

Смотрите также

рабби

Рамат-Ишай

Родос

рош ходеш

Рошаль Григорий