Рубин Реувен

РУ́БИН Реувен (Rubin, Reuven; псевдоним, настоящая фамилия Зеликович; 1893, Галац, Румыния, – 1974, Тель-Авив), израильский живописец, график, театральный художник, скульптор, поэт, дипломат. В 1912 г. отправился в Иерусалим и поступил в Школу искусств и ремесел Бецалель. В 1913–14 гг. обучался в Париже в Национальной высшей школе изящных искусств и в Академии Колларосси. В 1916 г. возвратился в Румынию, в 1918 г. поселился в Черновцах, где началась его интенсивная творческая деятельность. Первая персональная выставка Рубина в Нью-Йорке (1921) положила начало тесным связям художника с США. В 1922 г. Рубин поселился в Иерусалиме, затем жил в Тель-Авиве. В 1923 г. Рубин был одним из основателей Ассоциации живописцев и скульпторов Эрец-Исраэль. Вскоре Рубин стал одним из ведущих израильских живописцев. С 1930 г. работал как театральный художник, главным образом для «Хабимы». В 1939 г. отправился с персональной выставкой в США, где его застала Вторая мировая война. В Эрец-Исраэль он вернулся лишь в 1946 г. В 1948–50 гг. был первым полномочным посланником Израиля в Румынии.

Первые зрелые произведения Рубина («Искушение в пустыне», Тель-Авив, частное собрание; «Лжепророки», Гровнор гэлери, Лондон; обе картины — 1920 г.) отражают влияние Ф. Ходлера, с которым Рубин познакомился в 1915 г. во время поездки в Швейцарию. В Эрец-Исраэль его живопись становится красочней, декоративней, в ней преобладает местная тематика («Мальчик на осле», 1922, Париж, частное собрание; «Танец на горе Мерон», 1926, Тель-Авив, Музей Рубина). Проявляется влияние художников парижской школы — А. Руссо, Р. Дюфи и особенно — М. Шагала. С середины 1920-х гг. палитра Рубина высветляется, живопись становится более пастозной, а контуры менее определенны; картины сохраняют декоративность звучания. Появляется устойчивый круг тем и сюжетов: библейские («Авраам принимает трех ангелов», «Сон Иакова», «Вступление Давида в Иерусалим»), сцены из религиозного быта («Венчание Торы»), жанровые сцены («Рыбаки»). Рубин обращается к пейзажу, причем и здесь у него есть предпочтения — виды Галилеи, особенно Цфата, но также Иерусалима, преимущественно вид с юга на Старый город. Видное место в его творчестве занимают цветочные натюрморты.

Патриотический подъем, наступивший после создания Государства Израиль, захватил Рубина. Уже в картине «Первый седер в Иерусалиме» (1950, Тель-Авив, Музей Рубина; по сути — автопортрет в кругу семьи и друзей) чувствуется гордость победой народа в Войне за независимость. Воплощением возвышенного взгляда на Землю Израиля служит пейзаж «Великолепие Галилеи» (1965–66, Иерусалим, здание Кнесета). А победа в Шестидневной войне вдохновила художника на картину «Дух Божий возвращается в Иерусалим» (1967, частное собрание семьи Рубин), где хасид (см. Хасидизм) со свитком Торы в руках в священном экстазе переступает через стену Старого города.

В позднем творчестве Рубина возрастает интенсивность цвета, приобретающего иногда светозарность витража («Закат в Негеве», 1962–63, США, частное собрание). Не случайно именно в эти годы Рубин создает витражи для дворца президента в Иерусалиме (1970): «Иаков борется с ангелом», «Илия возносится на небо в огненной колеснице» и «Вступление Давида в Иерусалим». Эти темы выбраны сознательно, так как отражают важнейшие моменты в библейской истории еврейского народа: Бог нарекает Иакова Израилем, пророк Илия — страстный проповедник монотеизма и воитель против идолопоклонства, Давид — создатель государства со столицей в Иерусалиме.

Рубин один из самых популярных художников Израиля. Многочисленные выставки в Израиле, США, Франции и других странах сделали его творчество широко известным. В Тель-Авиве открыт музей его творчества. Рубин опубликовал автобиографию «Моя жизнь — мое искусство» (Нью-Йорк, 1971).

В 1973 г. творчество Рубина было отмечено Государственной премией Израиля.

Смотрите также

Рапопорт Анатоль

Ратнер Марк

Реформация

Россия. Евреи России в первой половине 19 в.

Ротшильд, семья