Саминский Лазарь

САМИ́НСКИЙ Лазарь (Saminsky, Lazare; 1882, местечко Валегоцулово, Херсонская губерния, ныне город Долинское, Кировоградская область, Украина, – 1959, Порт-Честер, штат Нью-Йорк), еврейский композитор, музыковед, дирижер, музыкально-общественный деятель. В 1905 г. за участие в студенческих революционных кружках был исключен из Московской консерватории. В 1906–1909 гг. изучал математику, философию и древние языки в Петербургском университете, одновременно обучался в Петербургской консерватории, которую окончил в 1910 г. по классу композиции у Н. Н. Римского-Корсакова и А. К. Лядова и по классу дирижирования у Н. Н. Черепнина.

Вместе с И. Энгелем, Ш. Розовским, И. Ахроном, М. Гнесиным и другими основал в 1908 г. Общество еврейской народной музыки, в 1909–16 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. Участвовал в этнографических экспедициях по Кавказу, был одним из первых собирателей и исследователей музыкального фольклора и религиозной музыки грузинских евреев. В 1911–18 гг. жил в Тифлисе (см. Тбилиси), преподавал в Народной консерватории, в 1917–18 гг. был ее директором, дирижировал симфоническим оркестром (1915–18).

Саминский изучал вопрос происхождения и развития еврейской музыки. Согласно Саминскому, литургический (см. Литургия) мелос евреев всех стран рассеяния (см. Галут) имеет общие корни и опирается на ближневосточную традицию. Саминский призывал к возвращению к библейским кантилляциям, опоре на древний мелос, к избавлению от элементов музыкального фольклора европейских народов при создании произведений еврейской музыки. (С этой позицией не соглашался И. Энгель, и в 1915 г. они полемизировали на страницах еврейской печати.) Сборник статей Саминского «О еврейской музыке» (на русском языке) опубликован в 1914 г. В России Саминский создал на библейские темы балет «Жалоба Рахили» (1913; вторая редакция 1920), оперу-балет «Видение Ариэля» (1916), симфонию «На великих реках» (1917) и многие другие произведения.

В 1919 г. Саминский покинул Россию; побывал в Эрец-Исраэль, Египте, Франции и Англии, изучал синагогальную музыку; с 1920 г. поселился в США. С 1924 г. — музыкальный директор нью-йоркской реформистской (см. Реформизм в иудаизме) синагоги «Иммануэль». Выступал с концертами как дирижер, читал лекции о еврейской музыке. Был одним из учредителей американской Лиги композиторов. В композиторской практике Саминский следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос.

Наиболее значительные произведения Саминского американского периода: опера-балет «Дочь Ифтаха» (1925), кантата «Царь Саул» (1929), песни для кантора, хора и органа «Праздничное богослужение» (1929), программная симфония с хором «Иерусалим, град Соломона и Христа» (1930; первое исполнение — 1958 г.), «Хасидская сюита» для скрипки и виолончели с оркестром (1937), «Антология духовных и обрядовых еврейских песен» для кантора, солистов, хора и органа (1946), «Реквием» (1946), «Сокровища песен древнего Израиля» для голоса и инструментального ансамбля (1951) и другие. Саминскому принадлежат обработки еврейских народных песен для фортепиано (сборник 1922 г.). Музыковедческие труды: «Музыка наших дней» (1932), «Музыка гетто и Библии» (1934), «Современная музыка Америки» (1949), «Основы дирижирования» (1958).

Смотрите также

Саргон II

Сиван Арье

Солиэли Менахем

субботний год

Сура