Сербия
СЕ́РБИЯ, республика в составе Югославии. По некоторым археологическим данным, уже в первых веках н. э. на территории современной Сербии, входившей тогда в состав римской провинции Паннония, проживали евреи. Сохранились также свидетельства их пребывания в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в 10 в., когда Сербия стала независимым княжеством. В 12–13 вв. в страну переселялись отдельные семьи ашкеназов из Венгрии и Германии; евреи упоминаются в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 г. и 1361 г. В 14 в. основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью.
В 1521 г., когда войска Османской империи (см. Турция) захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул. В первой половине 16 в. в Сербию начинают прибывать сефарды, многие из Салоник. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в 17 в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
В 16–17 вв. численность еврейского насления Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после Салоник и Стамбула). Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом (см. Ссуда денежная), поддерживая тесные деловые контакты с Дубровником, Сплитом, Салониками, Будой (см. Будапешт), куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — Скопье. Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце 16 в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией. В 17 в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).
В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство (многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии); лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим. Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале 18 в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).
В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В 18 в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн; при этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).
В 1804 г. евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Черного Пе́тровича (Карагеоргия), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или подвергали их насильственному крещению. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в Белград (декабрь 1806 г. – март 1807 г.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии Воеводину (см. ниже), в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун, район Белграда); другие переселились в Боснию и в Болгарию.
Когда на части территории Сербии в 1815 г. было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с христианами политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (хатт-и шериф) от 1830 г. и 1833 г., но и лично покровительствовал общине. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев; Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам. Численность еврейского населения страны быстро возрастала: к примеру, в Белграде в 1815 г. жили тысяча двести евреев, в 1835 г. — около двух тысяч (из них двести ашкеназов). В 1818 г. в городе открылся бет-мидраш, в 1819 г. — новая синагога. В 1837 г. княжеская типография начала печатать книги на иврите и на еврейско-испанском языке; до 1867 г. было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух И. Каро.
После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 г. изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 г. по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 г. почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены.
С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с христианами гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.); в сентябре 1858 г. эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель.
Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 г., разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 г. евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 г. эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 г. (см. выше), остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо М. Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов.
Сербская печать активно вела антисемитскую пропаганду; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 г. в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 г. в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 г. — лишь 210 семей. Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 г. направленные против них ограничения были смягчены.
В 1869 г. скупщина (парламент) Сербии приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам; однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 г. и 1856 г. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия; была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 г. власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево; делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ.
В 1877 г. в скупщину Сербии впервые был избран еврей — Аврахам Озер (Озерович, 1848–1916). В сербо-турецкой войне 1876–78 гг., обеспечившей стране полную независимость, приняли участие 55 евреев; четверо из них были награждены, а Михаэль Озер, отличившийся в восьми сражениях, получил за храбрость чин бригадира. В 1878 г. Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 г. (в 1894–1903 гг. не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев.
В конце 19 в. – начале 20 в. численность еврейского насления Сербии постепенно возрастала: в 1884 г. в стране насчитывалось 4160 евреев, в 1890 г. — 4623 еврея (0,21% всего населения), в 1895 г. — 5102 еврея (0,22%), в 1900 г. — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности, в 1905 г. — 6430 евреев (0,26%), из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 г. была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 г., поскольку сефарды возражали против ее формирования).
Многие евреи Сербии были на рубеже 19–20 вв. двуязычными: в быту использовался как сербохорватский, так и еврейско-испанский (у ашкеназов — немецкий) языки. С конца 1860-х гг. документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретаря-серба. С конца 1880-х гг. многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «Эль амиго дель пуэбло» (Белград, 1888–99), выходившего на еврейско-испанском языке. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х гг. здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 г. они вошли во всемирную Сионистской организацию. Среди делегатов 1-го Сионистского конгресса был представитель Сербии — Д. Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в Белграде ассоциацию Цион; позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение Гид‘он.
В Бачке, Банате и Среме, образовавших в середине 19 в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии (с 1945 г. — как автономный край), в 16–17 вв., когда эти территории находились под властью Османской империи, жили отдельные семьи сефардов. Почти все они покинули край в конце 17 в. – начале 18 в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство. В то же время на территории современной Воеводины начали селиться ашкеназы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей; вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был И. б. И. З. Оппенхеймер).
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении 18 в. в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра каддиша, открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента, в 1828 г. — в городе Сомбор. В 1807 г. евреи, бежавшие из Белграда, создали общину в городе Землин (Земун); в середине 19 в. ее духовным руководителем был раввин Иехуда Алкалай, один из первых провозвестников сионизма. Почти все общины Воеводины были в конце 18 в. – начале 19 в. очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 г.
До конца 18 в. правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 г. венгерский сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю. В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х гг. евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 гг., и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч флоринов контрибуции. Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 г. с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений.
В конце 19 в. – начале 20 в. в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в основном неологических (см. Реформизм в иудаизме). В области проживали свыше десяти тысяч евреев, из них две тысячи — в Нови-Саде.
О евреях Сербии после 1918 г. см. в статье Югославия.