Слоним

СЛО́НИМ, город в Гродненской области Беларуси (см. Белоруссия). Основан в 9 в., в 16–18 вв. — крупный торговый центр. Первое упоминание о евреях в Слониме восходит к 1551 г., когда город был упомянут в списке еврейских общин Польско-Литовского государства (см. Польша), освобожденных от уплаты подворного налога — «сребрщизны». В 1623 г. Литовский ва‘ад отнес Слоним к юрисдикции Брест-Литовского кагала (см. Брест), но уже в 1626 г. город был выделен в самостоятельную податную единицу, а позже стал центром округа (галиль; см. Польша. Польское еврейство в 15–16 вв.), находившегося в зоне влияния Брест-Литовска.

В 1630-х гг., когда Слоним стал местом проведения генеральных сеймов Великого княжества Литовского, значение города и его общины значительно возросло. В 1642 г. здесь была построена большая каменная синагога в стиле барокко. В 1660 г. евреи Слонима пострадали в результате бесчинств, учиненных солдатами коронного гетмана С. Чарнецкого (см. Польша. Восстание Б. Хмельницкого.). В конце 17 в. – начале 18 в. жившие в городе евреи торговали лесом и пшеницей, занимались винокурением (см. Спиртные напитки) и различными ремеслами. В 18 в. графы Огиньские, резиденцией которых был в это время Слоним, привлекали в него купцов и ремесленников, в том числе и евреев. К 1766 г. численность еврейского населения города и его окрестностей достигла 1154 человек.

В 1795 г. Слоним вошел в состав России. В 19 в. численность общины города быстро росла: если в 1797 г. здесь проживали 1360 евреев и караимов, то в 1847 г. — 5700 евреев, в 1897 г. — 11 515 евреев (72,5% всего населения). В 1882 г. в результате введения «Временных правил» в Слоним было выселено значительное число евреев из окрестных деревень. В 19 в. – начале 20 в. евреи Слонима занимались торговлей (лесом, мехами и шкурами), перевозками, деревообработкой, производством металлоизделий, обжигом кирпича, дублением кож; некоторые владели паровыми мельницами. Первая в городе текстильная фабрика была основана в 1826 г. еврейским предпринимателем; на ней работали 35 человек, в том числе 20 евреев. К концу 19 в. в Слониме открылось около 30 мелких фабрик; почти все они принадлежали евреям. К 1910 г. община города содержала семь синагог, несколько молитвенных домов и хедеров, школу талмуд-тора; работали четыре частных еврейских училища (два мужских и два женских).

В середине 19 в. в Слониме жил Аврахам бен Ицхак Вайнберг (1804–83), основатель нового направления в хасидизме, положивший начало династии цаддиков Слоним. Под ее контролем вскоре оказалась иешива Слонима — одна из старейших и наиболее влиятельных в Литве и Белоруссии

В 1897 г. в Слониме был создан первый еврейский профсоюз, в 1902–1906 гг. возникли отделения Бунда, По‘алей Цион и Сионистской социалистической рабочей партии. В 1905–1906 гг. в городе действовал совместный отряд самообороны еврейских социалистических партий. В 1913 г. еврейские рабочие города провели забастовку в знак протеста против дела Бейлиса (см. М. М. Бейлис).

В 1919–39 гг. Слоним — в составе Польши. Численность еврейского населения города в 1921 г. составила 6917 человек, в 1931 г. — 8650 человек. В Слониме функционировали средние школы Тарбута с преподаванием на иврите, Централе идише шул-организацие (Центральная еврейская школьная организация, аббревиатура ЦИШО) и религиозного общества Тахкемони с преподаванием на идиш. Выходили «Унзер журнал» (1921–25) и газета «Слонимер ворт» (1926–39). Работали отделения всех еврейских политических партий, действовавших в Польше. Значительным влиянием пользовались сионисты (см. Сионизм), лидеры которых в 1930-х гг. возглавляли общину. Недалеко от города располагалась учебная ферма Хе-Халуца.

В сентябре 1939 г. Слоним вошел в состав Советского Союза. Еврейское население города значительно возросло (по некоторым сведениям — до 27 тысяч человек) в результате притока беженцев из областей Польши, оккупированных нацистской Германией. Сразу же после установления советской власти началась планомерная ликвидация еврейских общинных и религиозных учреждений и политических организаций. 12 апреля 1940 г. НКВД депортировал в Сибирь около тысячи сионистов, а несколько месяцев спустя — активных деятелей Бунда.

25 июня 1941 г. Слоним заняли германские войска. 17 июля того же года гитлеровцы арестовали 1200 мужчин-евреев и расстреляли их на окраине города. На общину была наложена контрибуция в два миллиона рублей. В августе 1941 г. нацисты согнали евреев Слонима и близлежащих местечек в гетто. Около девяти тысяч его обитателей были уничтожены 14 ноября 1941 г., еще около десяти тысяч — с 29 июня по 15 июля 1942 г., когда гитлеровцы окружили гетто и подожгли его. Во время второй акции часть еврейской молодежи оказала сопротивление нацистам и их пособникам (литовцам и белорусам); около 500 человек сумели покинуть город и скрыться в лесах. Многие из них впоследствии присоединились к партизанам. К середине июля 1942 г. в Слониме оставалось лишь около 300 евреев; все они были уничтожены в декабре того же года.

После освобождения Слонима советской армией (июль 1944 г.) около 80 евреев вернулись в город, однако община не была восстановлена. В 1946 г. в Слониме жили около 30 евреев, в 1989 г. — 95. Центр города представляет собой хорошо сохранившийся образец застройки местечка. Уцелело несколько зданий синагог, в том числе большая синагога, построенная в 1642 г. (см. выше); в ней частично сохранились росписи потолка и мизрах.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Самосуд Самуил

свинья

Симон Иоханан

Сирия

Сонц Ада