Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1967–85 гг.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ЕВРЕИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 1967–85 гг. Еврейское национальное движение после Шестидневной войны«Антисионистская» кампания
1. Еврейское национальное движение после Шестидневной войны. Огромную роль в развитии еврейского национального движения сыграла Шестидневная война и вызванное ею резкое усиление антиизраильского курса советских властей во внешней политике и неприкрытый антисемитизм во внутренней. Победа израильской армии способствовала пробуждению национального самосознания у многих тысяч почти совершенно ассимилированных советских евреев. Усиливающийся антисемитизм властей, органов массовой пропаганды, с одной стороны, и растущий антисемитизм широких слоев населения, в том числе и некоторых участников диссидентского движения, с другой, привели многих евреев к выводу о невозможности дальнейшего проживания в СССР.
Начался процесс национального возрождения, который приобретал различные формы. Десятки тысяч молодых евреев Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Риги стали приходить к синагогам во время еврейских праздников. Росло число евреев, подающих документы на выезд в Израиль, несмотря на малую вероятность получить разрешение. Так, в 1968 г. из СССР в Израиль выехал 231 человек. Отказ в праве на выезд приводил к акциям протеста. 13 июля 1967 московский студент Я. Казаков (родился в 1947 г., с 1969 г. в Израиле) отправил в Президиум Верховного Совета письмо с отказом от советского гражданства. В 1969 г. главы 18 семей грузинских евреев обратились в ООН с просьбой «помочь выехать в Израиль». Это письмо огласила в Кнесете премьер-министр Израиля Голда Меир, в принятой резолюции об обращении к правительству СССР выдвигалось требование свободной эмиграции советских евреев в Израиль. В 1968–70 гг. было отправлено около трехсот личных и коллективных писем, обращенных как к советским властям, так и к западной общественности. Деятельность еврейских активистов внутри страны и начавшаяся кампания поддержки советских евреев на Западе вынудили советские власти увеличить выдачу разрешений на выезд в Израиль (так, в 1968 г. выехал 231 человек, в 1969 г. — 3033).
Активизировалась деятельность сионистских групп в различных городах страны. В 1969 г. предпринимались попытки создать объединенную сионистскую организацию. В Москве 16–17 августа на встрече представителей сионистских групп Риги (Э. Валк, родился в 1944 г., с 1971 г. в Израиле), Москвы (Д. Хавкин, родился в 1930 г., с 1969 г. в Израиле, и В. Свечинский, родился в 1931 г.), Ленинграда (В. Могилевер, родился в 1940 г., с 1974 г. в Израиле), Харькова (Х. Спиваковский, родился в 1927 г.), а также Минска и Тбилиси было принято решение о создании Всесоюзного координационного комитета. Следующая встреча произошла в Риге 8–9 ноября 1969 г. В ней участвовали: от Москвы — В. Свечинский; от Ленинграда — Д. Мааян (Д. Черноглаз; родился в 1939 г.); от Киева А. Геренрот (родился в 1940 г.); от Риги — Б. Мафцер. Было решено выпускать самиздатский еврейский журнал (см. Самиздат).
Почти не получая на первых порах помощи из-за границы, еврейские активисты развернули в довольно широких масштабах изучение иврита, еврейской истории, выпуск учебной литературы. В 1970 г. в Ленинграде в 12 ульпанах на дому изучали иврит и историю более ста человек. В 1968 г. ряд таких ульпанов организовал в Риге приехавший из Ленинграда А. Шпильберг (родился в 1938 г., с 1973 г. в Израиле). В Риге в эти годы иврит преподавали люди, изучавшие его в довоенных еврейских школах, например, И. (Э.) А. Дейфт (1914–94, в Израиле с 1991 г.), который в течение 1960–80-х гг., по возвращении из ссылки, с большим риском обучал ивриту группы готовившихся к отъезду в Израиль. Первые ульпаны в Москве появились в 1969–70 гг. Одним из первых преподавателей иврита был М. Палхан (родился в 1939 г.; в Израиле с 1971 г.), который преподавал в четырех группах. Преподаватели и ученики ощущали нехватку учебной литературы. Положение несколько улучшилось после того, как И. Шмерлер (Шамир, родился в 1948 г., в Израиле с 1969 г.) сумел напечатать в типографии Новосибирска около тысячи экземпляров учебника «Элеф миллим».
В конце 1960 г. растет распространение еврейского самиздата. В феврале 1970 г. в Риге вышел в свет первый журнал еврейского самиздата — «Итон» (редакторами и составителями были И. Менделевич, родился в 1947 г., в Израиле с 1981 г.; Л. Коренблит, родился в 1921 г., в Израиле с 1973 г.). После выхода двух номеров материалы третьего номера были конфискованы, и журнал прекратил существование (подробнее см. Самиздат. Еврейский самиздат).
Многочисленные необоснованные отказы в разрешении на выезд (в 1970 г. в Израиль из СССР выехало лишь 999 человек) привели группу еврейских активистов к мысли о похищении самолета. Летчик М. Дымшиц (родился в 1927 г., с 1979 г. в Израиле) предложил одному из руководителей ленинградской сионистской организации Г. Бутману (родился в 1932 г., с 1979 г. в Израиле) сесть с группой в небольшой самолет в Ереване и заставить пилота посадить его в Турции. Затем Г. Бутман предложил комитету сионистских организации идею «захватить огромный лайнер, все пассажиры которого будут наши», угнать самолет в Швецию и организовать пресс-конференцию, рассказать всему миру о тяжелом положении евреев в СССР и об их готовности пойти на «смертельный риск ради выезда в Израиль». Большинство членов комитета не поддержало эту акцию, но несмотря на это, подготовка операции началась. В Ленинграде, Риге и Кишиневе был подобран состав участников операции, но в результате решительного возражения комитета сионистской организации Г. Бутман отказался от проведения этой акции. Ее задумала осуществить группа еврейских активистов во главе с Э. Кузнецовым (родился в 1939 г., с 1979 г. в Израиле), планировавшая захватить небольшой самолет «Ан-2» во время его рейса в Приозерск, затем М. Дымшиц должен был пилотировать самолет в Швецию. 15 июня 1970 г. в аэропорту «Смольный» под Ленинградом и в Приозерске были арестованы одиннадцать человек по подозрению в попытке захвата самолета. Вслед за тем в 1970 г. в Риге, Ленинграде, Кишиневе и других городах были арестованы десятки еврейских активистов. 24 декабря 1970 г. судебная коллегия по уголовным делам Ленинградского городского суда приговорила М. Дымшица и Э. Кузнецова к смертной казни за «измену родине», И. Менделевича к 15 годам лишения свободы, А. Хноха (родился в 1944 г., в Израиле с 1979 г.) к 13 годам, А. Альтмана (родился в 1941 г.) к 12 годам, Сильву Залмасон (родилась в 1944 г.) и Б. Пэнсона (родился в 1946 г., с 1979 г. в Израиле) к 10 годам. Этот приговор вызвал бурную волну протестов мировой общественности, в которых приняли участие даже компартии ряда стран свободного мира. Такая реакция в мире, а также протесты еврейских активистов и диссидентов внутри страны вынудили власти заменить приговор о смертной казни М. Дымшицу и Э. Кузнецову на 15 лет заключения, И. Менделевичу срок заключения был сокращен до 12-ти, А. Хноху и А. Альтману — до 10-ти лет. На следующих «самолетных» процессах перед судом предстали люди, не имевшие прямого отношения к попытке угона самолета. Так, 20 мая 1971 г. на втором самолетном процессе Г. Бутман был приговорен к 10 годам лишения свободы, Л. Каминский (родился в 1930 г., с 1975 г. в Израиле) и А. Ягман (родился в 1940 г.) — к пяти годам, Л. Коренблит — к семи годам. Ленинградские процессы, а также последовавшие за ними Рижский (24–27 мая 1971 г.) и Кишиневский (21–26 июня 1971 г.) процессы должны были по замыслу их устроителей нанести удар по еврейскому национальному движению, по существу — покончить с ним. На Рижском процессе А. Шпильберг был приговорен к трем годам лишения свободы, Рут Александрович (родилась в 1947 г.) — к двум годам. На Кишиневском процессе Д. Мааян (Черноглаз) был приговорен к пяти годам лишения свободы, А. Гольдфельд (родился в 1946 г.) — к четырем годам лишения свободы, А. Гальперин (родился в 1946 г.) — к двум годам и шести месяцам. Остальные обвиняемые получили более мягкие приговоры. В 1971 г. процессы над еврейскими активистами проходили: в мае 1971 г. в Свердловске. В. Кукуй (родился в 1938 г.) был приговорен к трем годам лишения свободы; 22–24 июня 1971 г. в Одессе Рейза Палатник (1936–95; с 1972 г. в Израиле) — к двум годам.
Однако покончить с еврейским движением путем преследований советским властям не удалось. Активисты находили новые формы борьбы за выезд. Так, в феврале 1971 г. большая группа белорусских «отказников» организовала в Минске демонстрацию у здания МВД Белоруссии с требованием отпустить их в Израиль. 24 февраля 1971 г. у здания приемной Президиума Верховного Совета СССР 26 еврейских активистов из различных городов объявили голодовку, требуя разрешения на выезд в Израиль и официального признания права на репатриацию для советских евреев. Голодовка закончилась после обещания одного из помощников председателя Президиума Верховного Совета Н. Подгорного создать комиссию для изучения проблемы эмиграции.
Борьба еврейских активистов встречала растущую поддержку у евреев внутри страны и у мировой общественности. Положению советских евреев была посвящена Всемирная конференция еврейских общин в конце февраля 1971 г. в Брюсселе, потребовавшая от советских властей свободы эмиграции евреев, устранения препятствий для развития еврейской культуры и прекращения антисемитской политики в СССР. Совместные усилия (внутри страны и извне) принесли результаты — советские власти в 1971 г. выдали большое число выездных виз (выехало 13 022 еврея).
В 1971–72 гг., несмотря на чинимые властями препятствия, увеличилось число групп изучения иврита; так, в Москве В. Престину (родился в 1934 г., с 1988 г. в Израиле), П. Абрамовичу (с 1988 г. в Израиле) и В. Польскому удалось официально зарегистрироваться в качестве преподавателей. Но с 1972 г. власти под различными предлогами (отсутствие программы преподавания иврита в СССР, несоответствие интересам государства, неквалифицированность учителей) отказывали в регистрации преподавателям иврита; начались преследования учителей: обыски с конфискацией учебных материалов, увольнения с работы и запугивание учеников.
В СССР появилось новое явление — отказ: тысячи людей, получивших отказ в просьбе о разрешении на выезд или заявивших о своем желании уехать, теряли работу и рассматривались властями и большинством населения как отщепенцы. Многие из отказников занялись национальным самообразованием, углубленным изучением иврита и еврейской истории, а некоторые стали религиозными (ба‘алей тшува). Ученые объединялись для сохранения своей профессиональной квалификации. Весной 1972 г. А. Воронель (родился в 1931 г., с 1975 г. в Израиле) и В. Яхот (родился в 1919 г., с 1975 г. в Израиле) организовали в Москве семинар по коллективным явлениям. На первых заседаниях семинара присутствовало всего несколько человек, но постепенно число его участников выросло. Семинар получил международную известность, на его заседания приезжали ученые из США, Англии, Франции и других стран. В 1973 г. по предложению ректора Тель-Авивского университета профессора Ю. Неемана несколько участников семинара — М. Азбель (родился в 1932 г., в Израиле с 1977 г.), А. Воронель, М. Гитерман (родился в 1931 г., с 1974 г. в Израиле) прочитали по телефону лекции по физике для студентов Тель-Авивского университета.
В июне 1973 г. семь участников семинара: М. Азбель, А. Воронель, М. Гитерман, В. Браиловский (родился в 1935 г., с 1987 г. в Израиле), Б. Айбиндер (родился в 1940 г., с 1973 г. в Израиле), А. Лунц (родился в 1924 г., с 1976 г. в Израиле), Д. Рагинский объявили 15-дневную голодовку протеста против отказов, которую поддержал Запад. В скором времени пять участников голодовки получили разрешение на выезд. В 1975 г. в США вышел сборник докладов, подготовленных к международному заседанию семинара в 1974, проведение которого советские власти запретили. С 1976 г. раз в месяц проводились занятия семинара по гуманитарным темам.
В октябре 1972 г. вышел первый номер журнала «Евреи в СССР» (с подзаголовком: «Сборник материалов по истории, культуре и проблемам евреев СССР»), ставивший своей целью освещение различных аспектов жизни советских евреев. Первыми редакторами журнала были А. Воронель и В. Яхот. В публикуемых материалах осмыслялась роль советских евреев в современном мире, проблема их самоидентификации, причины роста национального самосознания в конце 1970-х гг. у ассимилированных советских евреев. Во вступительной статье первого номера журнала составители писали: «Мы решили начать систематическое изучение проблемы, применяя при исследовании критерии научной добросовестности, к которым привыкли в нашей профессиональной деятельности» (подробнее о журнале «Евреи в СССР» см. Самиздат. Периодические издания еврейского самиздата, их редакторы и составители).
В 1972–73 гг. росло число разрешений на выезд: в 1972 г. выехали 31 681 человек, в 1973 г. — 34 733. В 1974 г. по израильским визам выехали 20 628 человек, но 3874 (18,3%) из них поехали не в Израиль. В 1971–76 гг. тысячи советских евреев приняли участие в различных акциях протеста (например, письмо, подписанное 531 грузинским евреем, генеральному секретарю ООН У Тану заканчивалось словами «Израиль или смерть»). 22 ноября 1972 г. объявили голодовку 23 еврея с требованием разрешить выезд в Израиль всем желающим, а также освободить арестованных за желание выехать в Израиль. Все участники этой акции были арестованы в здании телеграфа и приговорены к 15-суточному заключению. В сентябре 1972 г. за подписью 500 евреев было направлено «обращение к советским руководителям», от которых требовали прекратить выдачу отказов и увольнения с работы лиц, подавших документы на выезд, а также отменить введенное правило о выплате денег за обучение в вузах «для желающих выехать из страны».
В 1972–75 гг. проходили процессы над евреями, которые отказывались проходить военную службу из-за опасения попасть затем в многолетний отказ по соображениям секретности. В 1972 г. за отказ явиться на военные сборы еврейские активисты Г. Шапиро и М. Нашпиц (родился в 1948 г., с 1986 г. в Израиле) были приговорены к одному году лишения свободы. За отказ от прохождения военной службы были приговорены: в сентябре 1973 г. — М. Луцкер из Киева — к двум годам лишения свободы; летом 1975 г. — Я. Винаров из Киева и А. Малкин (родился в 1954 г., в Израиле с 1978 г.) — к трем годам; в сентябре 1975 г. А. Сильницкий (родился в 1952 г., в Израиле с 1979 г.) из Краснодара — к трем годам. Весной 1976 г. парламентарии восьми европейских стран на встрече в Брюсселе осудили практику призыва в советскую армию евреев, подавших документы на выезд в Израиль.
Демонстрации и голодовки протеста еврейских активистов продолжались, и власти прибегли к репрессиям. Так, 24 февраля 1976 г. пять еврейских активистов вышли на демонстрацию в Москве у здания Библиотеки имени В. Ленина с требованием разрешить всем желающим евреям уехать в Израиль (в руках у участника демонстрации М. Нашпица был плакат «Визы вместо тюрем»). Участвовавшие в демонстрации М. Нашпиц и В. Цитлёнок (родился в 1944 г.) в мае 1976 г. были приговорены к пяти годам ссылки.
18 октября 1976 г. в приемную Президиума Верховного Совета пришли 13 евреев с требованием объяснить причины отказа. Не получив ответа, они на следующий день вновь пришли, но через несколько часов были схвачены милицией, вывезены за город, избиты, а двое арестованы; освобождены из тюрьмы лишь после полуторамесячного заключения.
Многие государственные деятели США, желая помочь советским евреям в борьбе за выезд, решили вопрос о предоставлении СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле с США увязать с положением советских евреев. Они требовали прекращения преследований евреев и свободы выезда. Сенатор Г. Джексон и член палаты представителей Ч. Вэник предложили принять закон о предоставлении СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле, но с поправкой, в которой говорилось, что этот статус будет предоставлен только при условии предоставления советским евреям свободы выезда. 1 сентября 1974 г. письмо с поддержкой поправки подписали 83 еврея из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов. В январе 1975 г. поправка сенатора Джексона члена палаты представителей Ч. Вэника и была принята конгрессом и сенатом США, а с конца 1975 г. некоторые политические деятели США, в первую очередь Г. Киссинджер, стали утверждать, что поправка отрицательно сказывается на положении советских евреев. В ответ на это 70 еврейских активистов из различных городов СССР подписали письмо, в котором выражалась поддержка поправке.
Резко увеличилось число отказников, а неопределенность сроков отказа сделала это явление массовым. Отказники, изучавшие еврейскую историю, культуру, иудаизм, иврит, понимали, что углубленное изучение еврейской культуры необходимо и многим ассимилированным советским евреям и оно будет способствовать возрождению национального самосознания, что сократит отъезд по израильским визам в другие страны. Активисты еврейского движения спорили по вопросу, что более важно в их деятельности — борьба за репатриацию, сопровождавшаяся демонстрациями, публичными голодовками, письмами протеста, или углубленное изучение еврейской истории, языка и иудаизма. С ростом интереса к еврейской культуре в качестве приложения к журналу «Евреи в СССР» в мае 1975 г. стали издавать «Тарбут». С 1976 г. «Тарбут» стал выходить как отдельное издание.
В середине 1970-х гг. в Москве стали проводиться семинары по еврейской истории и культуре (первый руководитель — В. Рубин /см. И. Рубин/, после его отъезда в 1976 г. Израиль — А. Май, родился в 1923 г., с 1987 г. в Израиле), молодежный семинар по изучению основ еврейской истории и религии, юридический семинар, семинар по изучению Государства Израиль. В конце 1974 г. – начале 1975 г. в Ленинграде 12 художников-евреев, интересовавшихся национальной проблематикой, создали группу «Алеф», в которую вошли Е. Абезгауз (1939–2008), А. Манусов (родился в 1947 г.), А. Раппопорт (родился в 1933 г.), Саша Окунь, Татьяна Корнфельд (родилась в 1948 г.) и др. Группа организовывала выставки на квартирах в Москве и Ленинграде.
Летом 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР был вынужден подписать соглашение, в котором говорилось о соблюдении основных прав человека. Страны свободного мира и правозащитные организации начали требовать от СССР соблюдения всех пунктов этого документа. В Москве в мае 1976 г., а затем и в других городах стали возникать общественные группы по наблюдению за соблюдением Хельсинкских соглашений в области прав человека. Инициаторами создания группы в Москве были Н. Щаранский и В. Рубин (см. выше), хотя многие участники еврейского национального движения считали, что еврейские активисты не должны вступать в подобные группы и заниматься диссидентской деятельностью. Состоявшаяся 17–19 февраля 1976 г. в Брюсселе вторая Всемирная конференция еврейских общин, на которой присутствовало 1200 делегатов из 32 стран, наряду со свободой репатриации потребовала и свободы развития еврейской культуры в СССР. В феврале 1976 г. еврейские активисты начали подготовку к симпозиуму «Еврейская культура в СССР. Состояние и перспективы». В марте в Москве был образован оргкомитет симпозиума из нескольких членов во главе с В. Файном (родился в 1931 г., с 1977 г. в Израиле); комитет затем был расширен до 30 человек и включил в себя представителей от Ленинграда, Риги, Вильнюса и других городов.
Меморандум о симпозиуме и приглашения принять в нем участие были разосланы в различные советские учреждения, а также ученым и общественным деятелям за рубежом. В программе симпозиума значилось 27 докладов, половину которых должны были сделать зарубежные участники. 17 ноября 1976 г. оргкомитет провел пресс-конференцию, посвященную предстоящему симпозиуму. Резко отрицательное отношение советских властей к предстоящему симпозиуму выразилось в публикации 22 ноября в газете «Известия» статьи под названием «Формула предательства», а 23 ноября 1976 г. прошли обыски у активистов еврейского движения с конфискацией материалов симпозиума. 24 ноября ТАСС заявил, что организаторы симпозиума «разжигают рознь» между народами СССР. Продолжились обыски и аресты еврейских активистов в городах СССР, где велась подготовка к симпозиуму. Всех иногородних участников симпозиума задержали, и они не попали в Москву. Многим зарубежным участникам было отказано во въездных визах. 21 декабря 1976 г., в день открытия симпозиума, большинство его участников было арестовано. Однако в симпозиуме участвовали около ста человек, в том числе А. Сахаров.
В знак солидарности с симпозиумом во многих странах прошли конференции, посвященные проблеме еврейской культуры в СССР. К Белградской встрече стран-участниц Хельсинской конференции была подготовлена так называемая «Синяя книга», в которой были зафиксированы тысячи случаев нарушений со стороны СССР положений Заключительного акта Хельсинкской конференции в отношении советских евреев (в нее вошла «Белая книга» — сборник документов о подготовке и проведении Московского симпозиума). Но несмотря на широкое международное осуждение СССР за нарушение прав человека, советские власти в 1977–78 гг. ужесточили мероприятия по подавлению различных форм оппозиционного движения в стране, в том числе и еврейского. 22 января 1977 гг. по советскому телевидению прошел фильм «Скупщики душ», авторы которого показывали еврейских активистов как аморальных людей, «подкупленных международным сионизмом и империализмом». Среди них упоминался Н. Щаранский, которого вскоре (15 марта 1977 г.) арестовали по обвинению в «шпионаже» и «измене родине» (статья 64 УК РСФСР). После длившегося 18 месяцев следствия, во время которого представителям КГБ не удалось сломить Н. Щаранского, 4 июля 1978 г. начался судебный процесс. Н. Щаранский был вынужден сам себя защищать, так как власти не разрешили его защиту адвокату, которого выбрали родственники, а от адвоката, навязанного ему следственными органами, Н. Щаранский отказался. 14 июля 1978 г. он был приговорен к 13 годам лишения свободы.
28 июня 1977 г. по обвинению в тунеядстве был приговорен к двум годам ссылки преподаватель иврита И. Бегун (родился в 1932 г., в Израиле с 1987 г.). 28 июня 1978 г. его вновь судили по обвинению в нарушении правил о ссыльных и приговорили к трем годам ссылки. 1 июня 1978 г. в Москве прошла серия актов протеста. В центре города супруги Мария и В. Слепак стояли на балконе своей квартиры с плакатом «Отпустите нас к сыну в Израиль». Известная еврейская активистка Ида Нудель, оказывавшая большую помощь узникам Сиона и их близким, прикрепила к окну балконной двери плакат «КГБ — отдай визу в Израиль». Милиционеры и сотрудники КГБ ворвались в их квартиры, плакаты были разорваны, демонстранты арестованы. За «злостное хулиганство» 21 июня 1978 г. И. Нудель была приговорена к четырем годам ссылки, В. Слепак получил пять лет, Мария Слепак — три года ссылки.
Жестокие меры властей, направленные на подавление политической активности евреев, способствовали росту интереса к еврейской культуре и истории; создавались новые формы национальной жизни (еврейские детские сады, воскресные школы, фестивали и конкурсы еврейской песни, пуримшпили, совместные встречи национальных праздников).
Одной из важнейших сфер деятельности в области еврейской культуры оставалось изучение иврита. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Москве было около 100 учителей иврита, обучавших одновременно более тысячи человек, в том числе П. Абрамович, В. Престин и В. Фульмахт (родился в 1945 г., с 1988 г. в Израиле). Во многих городах по всей стране функционировали группы по изучению иврита. С 5 по 11 марта 1979 г. в Москве была проведена Неделя иврита (около тысячи участников), были прочитаны доклады об иврите, о древней и современной израильской литературе и др.
В 1978–80 гг. выходил журнал «Наш иврит», посвященный проблемам изучения иврита в СССР; в 1978 г. был опубликован «Сборник документов про иврит».
Учителя иврита подвергались преследованиям со стороны властей, обучали языку при нехватке самых необходимых учебных материалов. В конце 1978 г. был организован семинар по еврейской культуре в Ленинграде (руководитель Г. Канович, родился в 1934 г.; с 1980 г. в Израиле); занятия проводились на квартирах и собирали по 50–80 человек. Были прочитаны лекции по истории евреев России и Польши, по истории антисемитизма. Иногда выступали лекторы из-за границы или из других городов СССР. Семинары по изучению еврейской истории и культуры действовали также в Москве, Риге и Кишиневе.
В 1979 г., несмотря на то, что издание еврейских журналов «Евреи в СССР» и «Тарбут» было прекращено из-за преследований со стороны советских властей (см. ниже), а также из-за отъезда в Израиль их редакторов и издателей, самиздат продолжался. Выходили журналы «Наш иврит» (см. выше), «Евреи в современном мире», «Выезд в Израиль: право и практика», и др.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. одним из основных центров деятельности еврейского движения вновь становится Рига. В 1979–86 гг. в Риге выходил журнал «Хаим», в 1979–80 гг. сборник «Дин у-мециут» («Закон и действительность»; шесть номеров).
В 1970-е гг. во многих городах среди участников еврейского движения, преподавателей иврита появились первые ба‘алей тшува, пришедшие разными путями к религии. Одним из первых религиозных активистов был З. Вагнер (родился в 1951 г.), присоединившийся к движению Хабад. В 1973–74 гг. в его квартире собиралась группа по изучению Торы. Большую роль в распространении иудаизма в России сыграл И. Эссас (родился в 1946 г.; в Израиле с 1986 г.), выступавший на всех еврейских мероприятиях с докладами об иудаизме. Постепенно вокруг него образовалась группа приверженцев (около 15 человек), которые с 1979 г. под его руководством регулярно занимались изучением иудаизма. В том же году З. Шахновский (родился в 1944 г., с 1990 г. в Израиле) организовал еще одну группу по изучению Торы. В 1979 г. в Москве была создана религиозная воскресная школа для еврейских детей. В Ленинграде первыми религиозными активистами были И. Коган (родился в 1946 г., с 1986 г. в Израиле) и Г. Вассерман (родился в 1950 г.), организовавшие в конце 1970-х гг. семинар по изучению Торы. И. Эссас, Г. Вассерман и их последователи были идейно близки к движению Агуддат Исраэль.
В ряде крупных городов создалась новая еврейская община (со своим образом жизни, с праздниками, обычаями, новыми видами культурной деятельности). Так, первый фестиваль ивритской песни проходил весной 1978 г. под Москвой в Овражках, на нем присутствовали 250–300 человек, а на фестивале 1980 г. — около 1200 человек. Появились постоянные самодеятельные ансамбли ивритской песни. С 1977 г. в Москве в праздник Пурим на квартирах разыгрывались пуримшпили, носившие актуальный характер. Авторами текстов первых пуримшпилей, организаторами фестивалей ивритской песни были М. Нудлер (родился в 1946 г., с 1980 г. в Израиле) и Л. Вольвовский (родился в 1942 г.). В Ленинграде на представлениях пуримшпилей собирались сотни людей. Режиссером пуримшпилей был Л. Кельберт (родился в 1944 г., с 1987 г. в Израиле), создавший еврейскую театральную группу, ставившую спектакли на русском и иврите. С 1977 г. в Москве функционировал еврейский детский сад под руководством Е. Цирлина. В Риге в начале 1980-х гг. пуримшпили приходилось играть 2–3 раза за вечер, так как желающих посмотреть представление было намного больше, чем позволяло помещение.
1979 г. был годом наибольшего числа (51 333 человек) выехавших из СССР (до перестройки). Резкое ухудшение международных отношений, наступившее после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., ознаменовало конец политики детанта и дало возможность советским властям расправиться со всеми видами оппозиционной деятельности без оглядки на реакцию мирового сообщества. Ужесточению внутренней политики способствовало также усиление влияния группы председателя КГБ Ю. Андропова, который считал необходимым подавить все виды оппозиционной деятельности жестокими мерами. Резко сократилась выдача разрешений на выезд в Израиль: в 1981 г. выехало 9448 человек (из них поехало в Израиль 1767); в 1982 г. — 2760 (в Израиль — 750); в 1983 г. — 1314 (в Израиль — 861); в 1984 г. — 896 (в Израиль — 340); в 1985 г. — 1140 (в Израиль — 348). Советская почта перестала принимать приглашения, посланные из Израиля, поэтому сократилась подача документов на выезд. КГБ ужесточил гонения на еврейское движения (преследовались группы, изучавшие религию, иврит, подавлялись все виды культурной деятельности, разгонялись еврейские детские сады и запрещалось проведение любых мероприятий, в том числе фестивалей еврейской песни).
В начале 1980-х гг. прошли процессы над еврейскими активистами в Москве. 17–18 июня 1981 г. суд приговорил В. Браиловского, одного из редакторов журнала «Евреи в СССР», к пяти годам ссылки. 9 декабря 1981 г. за «сопротивление властям» к году тюремного заключения был приговорен Б. Чернобыльский. В октябре 1983 г. за «антисоветскую агитацию и пропаганду» к семи годам тюремного заключения и пяти годам ссылки был приговорен И. Бегун. Чтобы покончить с преподаванием иврита, власти не только угрожали учителям и ученикам, но и проводили обыски с конфискацией учебной и религиозной литературы. Было арестовано несколько преподавателей иврита. 19 декабря 1984 г. к трем годам тюрьмы якобы «за употребление наркотиков» был приговорен Ю. Эдельштейн, причем следственные органы пытались утверждать, что некоторые религиозные обряды иудаизма требуют употребления наркотиков. 24 июля 1984 г. «за злостное хулиганство» был приговорен к 18 месяцам ссылки А. Холмянский (родился в 1950 г., с 1988 г. в Израиле), во время обыска его квартиры был «обнаружен» подброшенный револьвер с патронами. Мужественное поведение находящегося под следствием Холмянского (он отрицал обвинение, держал многодневную голодовку и подвергался искусственному кормлению) заставило советские власти отступить и изменить статью, по которой его обвиняли.
Желая покончить с любыми формами еврейского движения, власти шли на провокации и подлоги. Наиболее жестоким преследованиям подвергались еврейские активисты на Украине. 27 мая 1981 г. к трем годам тюрьмы по обвинению в злостном хулиганстве был приговорен В. Кислик (родился в 1935 г., с 1989 г. в Израиле); 21 июля 1981 г. к четырем годам по обвинению в хранении оружия и наркотиков — С. Зубко. В 1983 г. прошел ряд арестов в Киеве. В декабре 1984 г. И. Беренштейн (родился в 1937 г., с 1987 г. в Израиле) получил четыре года тюрьмы, где по наущению КГБ уголовники порезали ему бритвой глаза. Процессы над еврейскими активистами прошли по различным городам Украины: в Одессе 19 ноября 1984 г. к трем годам заключения был приговорен Я. Левин (родился в 1959 г., в Израиле с 1987 г.), 4 февраля 1985 к трем годам — М. Непомнящий (родился в 1931 г., в Израиле с 1987 г.); в Харькове 13 ноября 1981 к трем годам заключения — А. Парицкий, 30 июня 1983 г. к трем годам заключения — Ю. Тарнопольский.
В тяжелых условиях гонений начала 1980-х гг. ленинградские еврейские активисты не прекращали свою деятельность и разнообразили ее формы. Так, 50 евреев Ленинграда в октябре 1984 г. в письме Верховному Совету СССР выразили протест против публикации в «Известиях» антисемитской статьи и провели кампанию протеста против публикации книги Л. Корнеева «Классовая сущность сионизма» (Киев, 1982). Созданное в июле 1982 г. Ленинградское общество по изучению еврейской культуры (ЛОЕК) предполагало действовать в следующих направлениях: «...изучение еврейских языков; изучение истории еврейского народа; изучение еврейского фольклора (народной песни и танца), театральная студия; изучение обычаев и традиций еврейского народа, изучение еврейскую литературы...». Членами-учредителями общества стали 50 человек, почти все отказники. Председателем общества был избран Я. Городецкий (родился в 1948 г., с 1986 г. в Израиле). Несмотря на то, что в программных документах общества и в заявлениях его учредителей неоднократно подчеркивалось, что деятельность общества «полностью соответствует задачам национально-культурного строительства СССР», ему было отказано в регистрации. Еврейские активисты из Ленинграда решили издавать журнал как орган ЛОЕКа. Инициаторами издания и редакторами первого номера «Ленинградского еврейского альманаха» (ЛЕА) были Я. Городецкий, Э. Эрлих и Ю. Колкер (родился в 1946 г.). С сентября 1982 г. по декабрь 1985 г. было вышли восемь номеров журнала (подробнее см. Самиздат). Семинарами по еврейской культуре в эти годы руководил М. Бейзер (родился в 1950 г., с 1987 г. в Израиле), он же ввел оригинальную форму еврейской просветительской деятельности — экскурсии по еврейским местам Ленинграда, оформленные потом в книгу (сначала в еврейском самиздате, затем — в издательстве «Библиотека-Алия», Иерусалим, 1990). С 1982 г. евреи Ленинграда на одной из могил на еврейском Преображенском кладбище стали отмечать День Катастрофы. С 1982 г. в Ленинграде функционировала еврейская воскресная школа, изучался иврит во многих ульпанах, в том числе религиозных. Еврейские активисты организовывали демонстрации за право выезда, отправляли коллективные письма протеста, отказывались от советского гражданства и т. д. В мае 1984 г. В. Лифшиц (родился в 1941 г.) вышел на площадь перед городским советом Ленинграда с плакатом «Освободите меня от советского гражданства».
Власти ответили на подъем еврейской деятельности в Ленинграде преследованиями и арестами. 5 августа 1981 г. Е. Лейн (родился в 1939 г., с 1989 г. в Израиле) был приговорен к двум годам тюрьмы; еврейскую активистку Надежду Фрадкову (родилась в 1947 г.) неоднократно помещали в психиатрические лечебницы, а в декабре 1984 г. приговорили к двум годам тюрьмы. 8 августа 1985 г. был приговорен к трем годам тюрьмы известный еврейский активист Р. Зеличёнок (родился в 1936 г.).
Основным центром деятельности еврейского национального движения оставалась Москва. Так, 25 февраля 1981 г. еврейские активисты из Москвы и других городов (127 подписей) обратились к 26-му съезду КПСС с письмом, в котором говорилось об отсутствии еврейской культуры, о тяжелом положении евреев и содержался призыв дать евреям свободу выезда. В октябре 1982 г. 82 еврейские семьи из Москвы обратились во Всесоюзный ОВИР, а затем в Верховный Совет с протестом против немотивированных отказов. Большая группа подписавших письмо организовала коллективное шествие в Верховный Совет и ОВИР. В октябре 1984 г. около 200 семей из Москвы и Ленинграда обратилось к президенту Израиля Х. Герцогу с призывом осудить антисемитские преследования в СССР. Множество писем и обращений было направлено в различные советские и международные инстанции, организовывались голодовки в защиту узников Сиона. Одной из форм борьбы за выезд, получившей распространение в середине 1980-х гг., было движение граждан Израиля. Сотни еврейских активистов из Москвы, Ленинграда и других городов обращались в Верховный Совет с заявлениями об отказе от советского гражданства. Израиль предоставлял им сертификат о гражданстве. Активисты движения Б. Чернобыльский, Л. Юзефович (родился в 1949 г., в Израиле с 1987 г.), Л. Прайсман (родился в 1949 г., в Израиле с 1985 г.) требовали, чтобы СССР относился к ним как к израильским гражданам, чтобы на судебные процессы над израильскими гражданами в СССР допускались израильские адвокаты, чтобы при посольстве Нидерландов в Москве был открыт культурный центр для израильских граждан. 140 человек подписали в 1984 г. петицию в Верховный Совет, в которой заявили, что, являясь израильскими гражданами, они не могут участвовать в выборах в Верховный Совет.
В 1984 г. в Москве начало действовать еврейское женское движение. Его целью было показать мировой общественности, в каких тяжелых условиях живут семьи отказников в СССР: они находятся под давлением со стороны КГБ, дети часто сталкиваются в школах с настоящим остракизмом. Движение устраивало пресс-конференции с западными журналистами, отправляло письма протеста, устанавливало связь с женскими организациями свободного мира и т. д. Активистками движения были Алла Прайсман (родилась в 1956 г., в Израиле с 1985 г.), Роза Горелик (Финкельберг; 1956–2008, в Израиле с 1986 г.), Ирина Гурвич (родилась в 1954 г., с 1988 г. в Израиле).
В эти годы в Москве учителя иврита обучали и готовили к преподаванию языка иногородних слушателей. В большом количестве по городам СССР рассылалась учебная литература. Для распространения иврита много сделал Ю. Кошаровский (родился в 1941 г., с 1989 г. в Израиле). Проводились семинары и встречи преподавателей иврита, конкурсы на иврите, например, «Евреи 1985», «Еврейская кухня» и др. Организацией еврейских детских садов на частных квартирах в Москве руководила Катя Юзефович (родилась в 1953 г., с 1987 г. в Израиле). Дети изучали иврит, Тору, рисовали, пели еврейские песни. Неоднократно сотрудники КГБ врывались на квартиры, где были детские сады, и грубо допрашивали детей и воспитателей. В 1983 г. был организован религиозный детский сад. Действовала воскресная школа (руководитель Л. Юзефович), в которой занималось около 20 учеников. В Москве несмотря на запреты проводились концерты еврейской песни на иврите и идиш, ставились пуримшпили. В середине 1980-х гг. было несколько самодеятельных еврейских трупп. Наряду с хасидами Хабада и последователями Агуддат Исраэль, в начале 1980-х гг. появляется религиозное движение, близкое по своим взглядам к Национальной религиозной партии. Во главе движения стояли П. Полонский (родился в 1958 г., с 1987 в Израиле), М. Кара-Иванов (родился в 1959 г., с 1987 г. в Израиле), В. Дашевский (родился в 1937 г., с 1990 г. в Израиле).
С 1981 г. в Москве вновь функционировал еврейский исторический семинар под руководством М. Членова и Л. Прайсмана, а также раз в месяц проводились семинары преподавателей иврита и ученых-отказников. В конце 1980 г. в Москве была создана историко-этнографическая комиссия под руководством М. Членова, И. Крупника (родился в 1948 г.) и профессора А. Хазанова, которая собрала большой фактический материал по истории и этнографии евреев СССР. Попытки руководителей официально зарегистрировать комиссию не увенчались успехом.
В Риге с конца 1970-х гг. действовал семинар «Рижские чтения по иудаике» (с сентября по май два раза в месяц), в программе которого предусматривались занятия как по древней и современной еврейской истории и культуре, так и по религии. Руководителями семинара поочередно были И. Малер (1943–1997), Ф. Левич (родился в 1939 г., с 1980 г. в Израиле), С. Шварцбанд (родился в 1940 г., с 1982 г. в Израиле), Л. Фабрикант (1956–87). Проводились встречи с уцелевшими узниками Рижского гетто, экскурсии по улицам бывшего гетто, траурные церемонии в лесу в Румбуле, дни памяти на местах расстрелов евреев. Еврейские семинары функционировали и в других городах. Так, в 1980 г. в Харькове действовали семинар по еврейской истории и научный семинар, а в конце 1981 г. в Харькове был создан еврейский университет (занятия проводились на квартирах слушателей). В университете изучались: физика, математика, химия, еврейская история и английский язык. Университет возглавлял А. Парицкий, после ареста которого в августе 1982 г. занятия были прекращены, но оба семинара продолжали свою работу.
Ни аресты активистов еврейского национального движения, ни трудности с получением визы не остановили еврейского движения, и сотни тысяч советских евреев подавали документы на выезд и попадали в отказ. Таким образом еврейское национальное движение действовало в самый мрачный (после смерти И. Сталина) период советской истории — в 1-й половине 1980-х гг.
2. «Антисионистская» кампания. Шестидневная война привела к большим изменениям во внутренней и внешней политике советских властей. Сионизм, Государство Израиль стали рассматриваться советскими властями как главный враг на международной арене, а еврейское национальное движение в СССР — как его помощник. Антисемитская кампания в стране затронула все сферы жизни, особенно сферу массовой информации (так, за период 1967–69 гг. вышли 22 книги антиизраильской, антисионистской и антииудаистской направленности, а в 1970–74 гг. — 134, в том числе в 1972 г. — 31, в 1973 г. — 32). Также резко возросло количество публикаций в советской прессе. На Украине (в Киеве, Львове, Ужгороде, Одессе, Симферополе, Днепропетровске, Донецке, Харькове) книги и брошюры издавались на русском, украинском и венгерском языках. В 1967–84 гг. на Украине было опубликовано 135 антиизраильских или антисионистских книг. Рекордным по числу публикаций подобной литературы был 1981 г. (18 книг). Именно на Украине впервые в СССР стали публиковать сборники писем, обращений, заявлений бывших советских граждан, недовольных жизнью в Израиле, например, «Земля обетованная без прикрас» (Киев, 1969 г., 50 тыс. экз.). Некоторые антисемитские книги иностранных авторов издавались на Украине раньше, чем в других республиках СССР. Так, в переводе с польского языка на украинском языке вышла книга Т. Валихновского «Израиль и ФРГ» (Киев, 1968 г.; на русском языке — М., 1971 г.). Из этой книги читатель впервые узнает о якобы имевшем место сотрудничестве между сионистами и фашистами во время Второй мировой войны. Среди авторов подобной литературы на Украине были и евреи, например, Л. Беренштейн в 1971–84 опубликовал девять книг, в том числе «Сионизм — как разновидность расизма» (Киев, 1977 г.; 21 тыс. экземпляров), «Антикоммунистическая сущность идеологических концепций сионизма» (Киев, 1984 г., 10 тыс. экз.); А. Эдельман в 1970–80 гг. опубликовал четыре книги. Идеологическая кампания опиралась на решения съездов КПСС и совещаний коммунистических и рабочих партий. Подобное совещание в 1969 г. призвало бороться с «политикой расизма... против сионизма и антисемитизма». В 1969–70 гг. в этой кампании появились новые акценты. Впервые они были расставлены в книге сотрудника международного отдела ЦК КПСС Ю. Иванова «Осторожно: сионизм!» (М., 1969 г.). В отличие от других советских авторов, замалчивавших антиеврейские настроения К. Маркса, Ю. Иванов акцентирует на этом внимание и приводит соответствующие цитаты из произведений К. Маркса. Он также обвиняет сионистов в сотрудничестве с немецкими нацистами и итальянскими фашистами («Они [сионисты] не видели ничего противоестественного в заключении негласного союза между сионизмом и фашизмом»). Книга неоднократно переиздавалась на разных языках.
Новый всплеск антиеврейской кампании в СССР во многом был результатом резкого усиления идей великодержавного русского шовинизма в верхних эшелонах власти. А. Яковлев, исполнявший тогда обязанности заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, опубликовал 15 ноября 1972 г. в «Литературной газете» статью с критикой идей великодержавного шовинизма, за что его сняли с поста и отправили послом в Канаду. С середины 1970-х гг. антисионизм и почти откровенный антисемитизм становятся существенной частью официальной советской идеологии. Использование различными авторами цитат из работ К. Маркса и В. Ленина должно было подчеркнуть легитимность этого явления. На фоне все более обостряющегося кризиса коммунистической системы, ухудшающегося экономического положения, партаппаратчики видели в антисемитизме возможность идеологически укрепить режим и справедливо полагали, что постулаты антисемитизма широкие слои населения воспримут лучше, чем марксистские догмы, а на сионистов удобно списать всю ответственность за экономический развал страны. На почве антисемитизма проходило сближение между частью партаппарата и правыми националистами, которые активно пропагандировали антисемитизм в самиздате (журнал «Вече», книги Г. Шиманова и др.).
Если раньше в советских публикациях преобладала тенденция замалчивания истории евреев и роли евреев в развитии России и других стран, то в 1970–80-х гг. во многих книгах, изданных в СССР в большом количестве, роль евреев в мировой истории преподносилась как крайне отрицательная. В ряде научно-популярных книг издательства «Молодая гвардия» утверждается, что «космополитическая буржуазия», используя свое влияние на царицу и Г. Распутина, травила русского патриота генерала Брусилова (С. Семанов «А. Брусилов», серия «ЖЗЛ»); что космополиты делали все, чтобы русская армия потерпела поражение в Первой мировой войне (К. Яковлев «Первое августа 1914 г.», М., 1974); что бывший кантонист генерал В. Гейман (1823–78) виновен в смерти многих русских солдат во время русско-турецкой войны 1877–78 гг. (С. Семанов «Герои Шипки»); в книге А. Кузьмина «Татищев» (М., 1981, серия «ЖЗЛ») намекается, что фактический правитель России в 1730-х гг. курляндский герцог Э. Бирон тайно исповедовал иудаизм, отрекшись от христианства.
В СССР широко распространилась тенденция приписывать евреям все отрицательное, что было в русской революции и революционном движении. Она нашла выражение даже в произведениях серьезных писателей, где отчасти служила прикрытием критики большевизма. Так, Ю. Трифонов в повести «Старик» рассказывает о жестокости большевиков-евреев при проведении политики расказачивания; В. Катаев в повести «Уже написан Вертер» (1980) — о жестокости чекистов-евреев. Особенно приковывал внимание авторов-антисемитов образ Л. Троцкого (см. также Антисемитизм в 1970–80-е гг. Советский Союз и страны Восточной Европы).
Для утверждения отрицательной роли евреев на протяжении всей истории пересматривались некоторые известные факты: Н. Молчанов «Жорес» (М., 1969, серия «ЖЗЛ»), А. Ляпкин и А. Шибанов «Пуанкаре» (М., 1979, серия «ЖЗЛ») высказывали сомнения в невиновности А. Дрейфуса и утверждали, что вся кампания в защиту Дрейфуса направлялась Ротшильдами, которых в советской литературе, следовавшей давней антисемитской традиции, превратили в символ еврейского господства над миром. Некоторые советские авторы стремились всячески умалить роль евреев-ученых. Так, в книге «Пуанкаре» утверждается, что настоящим создателем теории относительности был французский ученый Ж. А. Пуанкаре, а не А. Эйнштейн.
Идеи Ю. Иванова о сотрудничестве сионистов с фашистами нашли дальнейшее развитие в книгах Е. Евсеева: «Фашизм под голубой звездой» (М., 1971); «Сионизм: идеология и политика» (М., 1971). Е. Евсеев писал: «О соучастии сионистов в преступлениях гитлеровцев по уничтожению евреев в годы Второй мировой войны известно... из многочисленных свидетельств тех, кому удалось избежать смерти в газовых камерах». Он утверждал, что антисемитские организации США финансировались из «секретных сионистских фондов», что «главным зачинщиком сионизма был крупный капитал ряда стран Европы и Америки», что на Израиль «империализм делал свою большую ставку». В его трудах Израиль превращался во врага не только арабов, но и всего прогрессивного человечества.
Ю. Колесников в романе «Земля обетованная» (М., 1973) назвал А. Эйхмана агентом сионистов. В антисионистской кампании советские власти активно использовали евреев. 13 января 1970 г. «Правда» опубликовала 11 писем советских евреев, осуждавших желающих эмигрировать. В феврале 1970 г. с антисионистскими заявлениями выступили московский раввин И. Л. Левин и главный редактор журнала «Советиш Геймланд» А. Вергелис. 4 марта 1970 г. состоялась пресс-конференция «граждан еврейской национальности», среди которых были генералы, государственные деятели, ученые, артисты (В. Дымшиц, Д. Драгунский, А. Вергелис, А. Райкин), выступавшие с резкими антиизраильскими заявлениями. 5 марта участники пресс-конференции подписали письмо, осуждавшее сионизм и «агрессивный Израиль».
Так называемые самолетные процессы (см. предыдущий раздел) сопровождались разнузданной кампанией в органах массовой информации. Среди авторов «гневных» писем было много евреев. Так, письмо в газету «Правда» 3 марта 1970 г. «Нельзя молчать» подписали академики И. Минц (1896–1991), М. Митин (1901–87), Г. Франк, Г. Чухрай. Подобные письма публиковались во всех союзных республиках. В марте 1971 г. в Москве состоялась Конференция представителей иудейского духовенства и еврейских религиозных общин СССР для обсуждения «отношения верующих евреев Советского Союза к провокационным действиям международных сионистских организаций и их измышлениям о положении евреев в СССР».
Наряду с изданием пропагандистских брошюр в СССР предпринимались попытки критики сионизма с псевдонаучных позиций, например: «Сионизм: теория и практика» (М., 1973) под редакцией И. Минца. Цель данной работы авторы (20 ученых) определили как «разоблачение основных идеологических построений и политики международного сионизма, а также специфических сторон его деятельности, которая прикрывается флагом защиты евреев, иудейской религии». В книге подчеркивается расистский характер сионизма: так, в главе «Расистские концепции современного сионизма» утверждается, что расизм стал «основой современной деятельности международного сионистского концерна». В книге много ссылок на классиков марксизма, с их помощью авторы пытались доказать, что евреи — не нация. Основной целью сионизма с точки зрения авторов книги является борьба с коммунизмом: «...до наших дней сионизм остается верен своей основной программной линии — борьбе против пролетарской революции и ее ведущей силы — коммунистов».
В 1974 г. при секции общественных наук Президиума АН СССР была создана постоянная комиссия для координации работы по разоблачению и критике истории, идеологии и практики шовинизма под председательством академика Б. Гафурова. В феврале 1976 г. в Москве прошла конференция по совершенствованию методов критики сионизма, в которой принимали участие сотрудники различных академических институтов.
Если в книгах, изданных академическими институтами, сионизм определялся как средство, используемое империалистами в целях борьбы с коммунизмом, то в книгах таких авторов как В. Бегун, Е. Евсеев, Л. Корнеев сионизм превращался в воплощение «мирового зла». Так, В. Бегун в книге «Ползучая контрреволюция» (М., 1974) писал, что цель сионизма — «создать особый вариант ультраимпериализма», «...в превращении еврейской буржуазии в правящую касту капиталистического общества» и в установлении «господства над миром». Он призывал советских людей не бояться обвинений в антисемитизме, ибо эти обвинения есть «средство морального террора со стороны сионизма». В конце 1970-х гг. антисионистская кампания усилилась. В 1975–79 гг. было выпущено в свет 30 книг антиизраильской и антисионистской направленности. В начале 1980-х гг. число подобных книг увеличилось: в 1980 г. их было опубликовано 28, в 1981 г. — 19, в 1984 г. — 61, в 1985 г. — 46. В эти годы резко возросло число подобных публикаций в советской прессе (в 1967–80 гг. — 2262, в 1981–88 гг. — 48 997 статей, то есть более, чем в 22 раза).
Антисемитские идеи и взгляды высказывались в эти годы не только в научно-популярных книгах издательства «Молодая гвардия» и в исторических романах, но и в произведениях многих писателей-фантастов, создавших жанр фантастико-исторического романа, наполненного мифами о древней русской истории и о евреях как символе мирового зла. Книги этих авторов выходили большими тиражами. В СССР стала активно пропагандироваться «Влесова книга» — фальшивка, сфабрикованная русскими эмигрантами, впервые опубликованная в 1950-х гг., утверждающая, что самый древний индоевропейский народ — русы, которые являются потомками Ория, то есть арийцы. В этом же духе был написан роман В. Чивилихина «Память», на страницах которого рассказывается об арийских корнях русского народа как ведущего народа индоевропейской расы, а также говорится о его особом историческом предназначении и преимуществе перед всеми другими расами и народами.
Со 2-й половины 1970-х гг. карательные органы ужесточили борьбу против еврейского движения. Так, если в 1974–79 гг. в СССР на различные сроки заключения был осужден 21, то в 1980–87 гг. — 40 евреев-активистов. Кампанию ненависти к евреям, желающим выехать за границу, разжигали и средства массовой информации. 22 января 1977 г. по советскому телевидению был показан фильм «Скупщики душ», направленный против активистов еврейского национального движения (подробнее об этом см. в предыдущем разделе).
В начале 1980-х гг. советские власти приступили к полному подавлению всех видов оппозиционной деятельности. Это было вызвано, с одной стороны, окончанием политики разрядки после ввода советских войск в Афганистан, а с другой стороны, — приходом к власти в СССР в ноябре 1982 г. Ю. Андропова, который наряду с политикой полного подавления еврейского движения ввел усиление «идеологической борьбы с сионизмом», причем считал, что в ней активную роль должны играть сами евреи. Уже 10 декабря 1982 г. Ю. Андропов предложил обсудить на заседании Политбюро вопрос «о привлечении советских граждан еврейской национальности к активному участию в контрсионистской пропаганде». В пояснительной записке говорилось, что «известные люди еврейской национальности воздерживаются, за редким исключением, от публичной оценки сионизма». 23 марта 1983 г. Политбюро приняло постановление о создании Антисионистского комитета советской общественности. В постановлении говорилось, что ЦК КПСС и КГБ должны позаботиться о создании комитета, руководящий состав которого был приравнен к высшей номенклатуре. За исключением публициста Ю. Беляева, все члены комитета были евреями: председатель — генерал Д. Драгунский, заместитель председателя — известный ученый-юрист С. Зивс (родился в 1921 г.); члены комитета: редактор центрального органа компартии Литвы Г. Зиманас (1910–85), писатель Ю. Колесников и др. Уже во время первой пресс-конференции комитета генерал Д. Драгунский сравнивал сионистов с немецкими нацистами; и в дальнейшем глава комитета выступал с резкими антиизраильскими заявлениями.
Насаждаемая сверху пропаганда антисемитизма усиливала его в различных кругах советского общества. Созданная в Москве в середине 1980-х гг. националистическая антисемитская организация «Память» использовала, с одной стороны, марксистские догмы, а с другой — антисемитские фальшивки, в том числе «Протоколы сионских мудрецов». «Память» возникла первоначально как Общество любителей истории и литературы при министерстве авиационной промышленности; члены общества участвовали в реставрации исторических памятников, боролись против плана поворота северных рек на юг и т. д. Однако с первых дней деятельности общества многие его члены не скрывали своих антисемитских взглядов. Общество подобного типа появилось в 1983 г. в Новосибирске, его члены активно боролись с алкоголизмом, а лидер общества математик В. Жданов выступал с лекциями, в которых пропагандировал взгляды академика Ф. Углова, обвинявшего сионистов и агентов империализма «в спаивании Руси».
В 1985 г. с лекциями в различных городах стали выступать руководители общества «Память». Д. Васильев активно цитировал «Протоколы сионских мудрецов», утверждал, что А. Эйхман — «представитель еврейского народа... уничтожал представителей своей нации» и что «...существует такая... тактика... обрезание ветвей, дабы, расплачиваясь лучшими представителями своей нации, постоянно держать жупел сионизма в поле внимания...». Он выступал против «антисемитских выходок», потому что «в результате всех погромов гибнут лучшие представители русского народа». Другой руководитель общества, доктор геологических наук Е. Пашкин уверял, что «международный сионизм свил себе гнездо в Главном архитектурно-планировочном управлении Москвы», и обвинял евреев в уничтожении памятников архитектуры Москвы в 1930-х гг.
В 1-й половине 1980-х гг. ведущие советские специалисты по разоблачению сионизма в своих работах все более откровенно использовали идеи и штампы нацистской и черносотенной пропаганды. Это отчетливо проявилось в трудах Л. Корнеева «Курсом агрессии и расизма» (М., 1982; 100 тыс. экз.) и «Классовая сущность сионизма» (Киев, 1982, 10 тыс. экз.). Л. Корнеев считает сионистов виновными в развязывании Второй мировой войны и в ее жертвах («...не будь сионистско-нацистского альянса, количество жертв, в том числе и еврейских, во Второй мировой войне было бы... меньшим»). Следуя современным неонацистским авторам, он отрицает Катастрофу: «Глупая спекуляция сионистов ставит под сомнение бытующую в прессе цифру 6 млн. якобы уничтоженных во время Второй мировой войны евреев, которую нельзя считать научно обоснованной. Она завышена сионистами по крайней мере в 2–3 раза». Л. Корнеев сообщает об имеющихся у сионистов планах по установлению мирового господства (подробнее см. Антисемитизм в 1970–80-е гг. Советский Союз и страны Восточной Европы). Тенденция ограничения приема евреев в высшие учебные заведения еще больше усилилась. Многие факультеты Московского, Ленинградского, Киевского и других университетов, Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт были полностью или частично закрыты для евреев. Евреев перестали принимать на работу во многие академические институты, их почти не осталось в высшем командном составе Советской армии.
В начавшийся после прихода к власти в 1985 г. М. Горбачева период гласности и перестройки советские евреи испытали на себе не только неприкрытую антисемитскую пропаганду, но и действия антисемитских организаций.