Сорочкин Залман бен Бен-Цион
СОРО́ЧКИН Залман бен Бен-Цион (1881, местечко Захарино, Могилевской губернии, ныне Беларусь, – 1966, Иерусалим), раввина и общественный деятель. Родился в семье раввина, учился в Слободской иешиве и иешиве Воложина. Стоял во главе администрации иешивы в Тельшах (Тельшяй), а затем был приглашен на должность раввина в Воронове (рядом с Вильной, см. Вильнюс), где основал собственную иешиву. Когда началась Первая мировая война, с семьей переселился в Минск, где занялся общественной деятельностью, активно выступая против обвинений евреев в нелояльности царским властям и волны антиеврейских дискриминационных декретов. Вскоре после войны получил место раввина в Луцке, еврейская община которого насчитывала в то время около 30 тыс. человек. В этот период стал известен как один из наиболее выдающихся раввинов Польши и один из лидеров Агуддат Исраэль и ортодоксального еврейства в целом (см. Ортодоксальный иудаизм). Когда после начала Второй мировой войны войска Советского Союза заняли Луцк, новые власти потребовали от Сорочкина под угрозой ареста прекратить свою деятельность. Он бежал с семьей в Вильнюс, где оставался вплоть до советской оккупации города в июне 1940 г., а затем с большими трудностями прибыл в Эрец-Исраэль.
В Эрец-Исраэль Сорочкин развернул широкую общественная деятельность. Он создал Ва‘ад ха-иешивот (Комитет иешивот; по образцу соответствующей организации в Литве, одним из основателей которой он был), целью которого стало попечение над иешивами в Эрец-Исраэль; Сорочкин до конца жизни стоял во главе Ва‘ада. Он был избран вице-председателем руководящего органа Агуддат Исраэль — Мо‘эцет гдолей ха-Тора (Совет великих ученых — знатоков Торы), а затем был его бессменным председателем. Сорочкин также возглавлял сеть школ Агуддат Исраэль.
Сорочкин был выдающимся проповедником; многие из его проповедей вошли в труд «Ха-де‘а ве-ха-диббур» («Мнение и речь», 1937). Он составил комментарий к Пятикнижию «Ознаим ла-Тора» («Слух, обращенный к Торе», 1951–1960) и был автором многочисленных респонсов, изданных в двух томах под названием «Мознаим ла-мишпат» («Весы правосудия», 1955).