Сплит

СПЛИТ (по-итальянски Спалато), город в Хорватии (историческая область Далмация) на побережье Адриатического моря. Как показывают археологические данные, во 2–3 вв. в римском городе Салона, находившемся вблизи современного Сплита, существовала еврейская община, имевшая собственное кладбище: при раскопках были найдены надгробия и саркофаги евреев, а также керамические светильники с изображением семисвечника (см. Менора). В начале 7 в., после того как Салону разрушили авары и славяне, евреи предположительно переселились вместе с другими уцелевшими жителями на территорию расположенного за городом гигантского дворца императора Диоклетиана, где впоследствии и начал строиться Сплит. Сведения о пребывании здесь евреев в средние века не сохранились (имеется лишь глухое упоминание о молитвенном доме, относящееся к 1362–63 гг.).

В 16 в. в Сплит начали переселяться сефарды — выходцы из Испании и Португалии; они прибывали из Венеции, владевшей городом в 1420–1797 гг., Анконы и других итальянских городов. Не позднее второй половины 16 в. в центральной части города, где в основном селились евреи, начала работать синагога; в 1573 г. в Сплите на склоне горы Марьян было открыто еврейское кладбище, действовавшее до начала 20 в. Важную роль в превращении Сплита в конце 16 в. – начале 17 в. в один из наиболее значительных торговых центров на Балканах сыграл португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603), крупный коммерсант и финансист. В 1570-х гг. он обратился к венецианским властям с предложением вести торговлю с Балканами (где закупались, в частности, кожи и воск) не через независимую Рагузу (ныне Дубровник), а через Сплит; кроме того, он доказывал, что этот город может стать важным перевалочным пунктом на торговом пути из Венеции в страны Леванта (через Адриатическое море и далее через Балканы). В 1580 г. Д. Родрига начал на свои средства реконструировать сплитский порт — строить причалы, склады, гостиницу и карантин; при финансовой поддержке венецианского сената эта работа была успешно завершена в 1592 г.

Быстрый рост экономического значения Сплита в конце 16 в. – начале 17 в. и деятельность Д. Родриги, назначенного в Венеции «еврейским консулом», способствовали увеличению численности еврейского населения города до 20–30 семей; в 1607 г., после тяжелой эпидемии чумы, она снизилась до 60 человек (в то время во всем Сплите оставалось лишь 1045 жителей), но уже к 1620 г. вновь возросла до 198 человек, к 1638 г. — до 271 человека (около 10% всего населения). Основную часть евреев Сплита составляли сефарды; ашкеназов — выходцев из Италии и Германии — было сравнительно немного. Сплитские евреи занимались главным образом розничной торговлей (в частности, доставкой в Сплит продовольствия из окрестных деревень), ткачеством, портняжным делом (изготовляли и перешивали крестьянскую одежду). Согласно документу, относящемуся к 1713 г., евреям принадлежали в городе 32 лавки и шесть лотков. В 1592 г. еврейские финансисты создали в Сплите банк. Высокую репутацию имели в Сплите врачи еврейского происхождения (Шломо Тувия, 17 в.; Иехуда Ломбросо, первый руководитель военного госпиталя, построенного в Сплите во время венециано-турецкой войны 1645–69 гг.; Джироламо Меламед, 17 в.), внесшие значительный вклад в борьбу с эпидемиями. Сплитские евреи пользовались, во многом благодаря усилиям Д. Родриги, свободой вероисповедания, передвижения, выбора места жительства и экономической деятельности. Лишь в одном случае была предпринята попытка вытеснить их из торговли и портняжного дела путем создания гильдий, куда допускались только христиане; однако муниципалитет и венецианские власти предоставили евреям право заниматься коммерцией и ремеслом, не входя в гильдии. В годы венециано-турецких войн, когда османские войска осаждали Сплит, евреи наравне с другими горожанами участвовали в его обороне (им был поручен участок, примыкавший к кварталу еврейскому), а также обеспечивали город съестными припасами, продавая их по умеренным ценам. В 1713 г. по требованию христианских купцов, в основном выходцев из Италии, евреям было запрещено торговать продовольствием; такой запрет уже действовал к тому времени в других венецианских владениях, однако в Сплите его пришлось вскоре отменить, поскольку он привел к резкому ухудшению положения с продуктами питания в городе.

Еврейская община Сплита в 17–18 вв. имела олигархическую структуру, ее возглавлял совет, в который входили главы семей в возрасте свыше 24 лет, платившие внутриобщинные налоги в размере не менее 12 золотых в год. Во главе совета стояли, как правило, семь старшин, именовавшихся капо или гастальдо; они представляли евреев Сплита перед властями. В общине действовали благотворительные общества, оказывавшие помощь неимущим, больным, престарелым и странникам, проводившие погребение (см. Хевра каддиша), занимавшиеся пленных выкупом, финансировавшие школы талмуд-тора и другие учебные заведения, собиравшие пожертвования в пользу евреев Эрец-Исраэль. Синагога, в которой использовался венецианский вариант сефардской литургии (несмотря на это ее посещали и ашкеназы), располагалась в скромном здании, не имевшем снаружи никаких отличительных знаков, но богато изукрашенном внутри. Среди духовных руководителей общины выделялись Давид Пардо (1719–91 гг.; раввин Сплита в 1746–64 гг., позднее раввин Сараево) и его ученики Шабтай бен Аврахам Вентура, автор комментария к Шулхан аруху (вторая половина 18 в.), и Хаим Ицхак Мусафия (конец 18 в. – начало 19 в.).

В конце 18 в. в связи с экономическим упадком Венеции и ростом влияния католической церкви положение евреев Сплита ухудшилось. Квартал, где проживала основная часть еврейского населения города, был в 1778 г. превращен в гетто. В 1797 г., когда Венецианская республика пала под натиском французских войск, часть жителей Сплита пыталась учинить погром, обвиняя евреев в пособничестве «безбожным якобинцам». В 1806–13 гг. Сплит входил в состав так называемых Иллирийских провинций — вассального от Франции государства; в это время евреи пользовались здесь равными с христианами гражданскими правами. Стены гетто были в 1807 г. снесены по приказу французского наместника маршала О. В.де Мармона. После перехода Сплита под власть Австрии (1813) вновь был введен целый ряд антиеврейских ограничений; власти стали практиковать принудительные займы у евреев.

В 19 в. численность еврейского населения Сплита несколько снизилась: в 1811 г. она составила 175 человек, в 1910 г. — 159 человек. Это было вызвано тем, что с изменением географии мировой торговли значение Сплита как коммерческого центра существенно снизилось, а распространение фабричных изделий нанесло сильный удар ремесленным промыслам. В результате многие еврейские торговцы и ремесленники покинули Сплит и переселились в Триест и Вену. С другой стороны, в конце 19 в. – начале 20 в. в городе обосновался целый ряд еврейских семей из Боснии и Герцеговины (в частности, из Сараево и Баня-Луки). Несмотря на уменьшение общины, она сохранила прочные позиции в экономической и общественной жизни Сплита. Так, важную роль в его промышленном развитии сыграл Вид (Вито, Хай) Морпурго (1838–1911), открывший здесь большой завод по производству спиртных напитков и кирпичный завод, а также пытавшийся наладить неподалеку от города добычу угля и асфальта. В. Морпурго возглавлял торговую палату Сплита и основанный им в 1869 г. 1-й Далматинский народный банк, организовал в городе книжный магазин, читальню и издательство, выпустившее в свет, помимо прочего, два тома «Далматинского альманаха» (1859, 1861). Здесь же публиковалась газета «Народни лист», отражавшая взгляды сторонников хорватского национального возрождения; одним из ее авторов был сам В. Морпуго, активный участник движения за присоединение Далмации к Хорватии. Э. Шток в 1904 г. основал близ Сплита два цементных завода, а позднее — электростанцию; значительный вклад в разработку полезных ископаемых в окрестностях города внес выходец из Вены А. Кёниг.

Как свидетельствует устав еврейской общины Сплита от 1873 г., во второй половине 19 в. ее возглавлял совет нотаблей, в который входили главы семей, вносивших не менее 4% общей суммы внутренних налогов или состоявших в ней не менее 12 лет. Советом, который выбирал раввина, директора школы талмуд-тора и распорядителей благотворительных обществ, руководили два парнаса. С 1817 г. в Сплите работала частная еврейская начальная школа. Наиболее выдающимся раввином Сплита в 19 в. был Я‘аков Мусафия, галахист и составитель словаря языка Талмуда; его сын Аврахам (Адольф; 1834–?) стал видным филологом и на протяжении полувека преподавал в Венском университете.

В 1921 г. в Сплите жили 179 евреев, в 1931 г. — 303 еврея, в 1940 г. — 284 еврея. Они занимались главным образом торговлей кожей и домоткаными сукнами; среди них значительно увеличилось число представителей свободных профессий — врачей, юристов, инженеров, экономистов, писателей и художников. В 1920 г. в Сплите открылось еврейское культурное общество Ярден. Действовали сионистская организация, секция ВИЦО, молодежные движения Ха-Ярден и Ха-Шомер ха-ца‘ир (последнее с 1932 г.). Активно работала община, к которой в межвоенный период были также приписаны евреи городов Макарска и Шибеник, островов Хвар и Корчула.

В апреле 1941 г. Сплит был занят войсками фашистской Италии и вошел в итальянскую зону оккупации Югославии. Фашисты развернули в городе антисемитскую агитацию, однако на практике не преследовали евреев. В Сплит стекались сотни еврейских беженцев из германской зоны оккупации, а также из Польши, Чехословакии и Австрии. Всего через город проследовало около трех тысяч евреев; регистрация, проведенная итальянскими властями в 1941 г., показала, что в Сплите насчитывалось около 700 еврейских семей, в том числе лишь 70 местных. Был создан Комитет по делам беженцев, в который вошли представители вновь прибывших и общины города; при финансовой поддержке сплитских и итальянских еврейских предпринимателей, Джойнта и Красного Креста он обеспечивал евреев, временно проживавших в Сплите, продуктами питания и предметами первой необходимости, отправлял посылки с продовольствием, одеждой и лекарствами заключенным концлагерей, расположенных на территории Хорватии, вывозил еврейских детей в Италию (откуда они направлялись в Швейцарию или Эрец-Исраэль), открыл в Сплите начальную и среднюю школы, амбулаторию. Среди первых организаторов движения Сопротивления антинацистского в Сплите и во всей Далмации были Л. Гершкович, Э. Финци, П. Пап (схвачен фашистами и расстрелян в 1941 г.); в это движение влилось немало молодых евреев.

12 июня 1942 г. фашисты разгромили и разграбили синагогу Сплита, сожгли хранившиеся в ней книги и архив общины города. В конце 1942 г. итальянские власти отправили всех еврейских беженцев, находившихся в Сплите, в зоны так называемого свободного карантина. После капитуляции Италии в сентябре 1943 г. город заняли германские войска. Незадолго до их прихода значительная часть евреев Сплита ушла к партизанам; оставшиеся (около 120 человек, в основном женщины, старики и дети) были арестованы и сначала посланы на принудительные работы, а затем депортированы в лагеря смерти Ясеновац, Освенцим и другие. В партизанских отрядах сражались 114 сплитских евреев; из них 29 погибли в боях.

После освобождения Сплита в ноябре 1944 г. часть уцелевших евреев вернулась в город, однако многие из них в 1948–50 гг. репатриировались в Израиль. Тем не менее, еврейская община в Сплита сохранилась; в 1970 г. в городе проживали около 120 евреев. Была отстроена синагога; у входа в нее установлена мемориальная доска с именами павших еврейских партизан. Старое еврейское кладбище на горе Марьян в 1966 г. объявлено памятником культуры. На еврейском участке городского кладбища в 1974 г. был открыт созданный скульптором Н. Глидом памятник евреям Сплита, погибшим в годы Второй мировой войны.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Самбурский Шмуэль

Саул

Сетер Мордехай

Соединённые Штаты Америки

Сольд Генриетта