Стайн Гертруда
СТАЙН Гертруда (Stein Gertrude; 1874, Питсбург, штат Пенсильвания, США, – 1946, Париж), американская писательница, эссеист и художественный критик. Родилась в состоятельной интеллигентной еврейской семье выходцев из Германии. Детство Стайн прошло в Вене и Париже, юность в Калифорнии, куда семья переехала в 1891 г. после смерти отца. В Радклифском колледже в 1893 г. она изучала психологию у У. Джеймса, затем училась на медицинском факультете в Джон Хопкинс Юниверсити (Балтимор, 1897), который не окончила. К 20-ти годам Стайн всерьез увлеклась литературными и художественными течениями в современном искусстве; в 1901 г. вместе с братом Лео (см. ниже) уехала в Европу (сначала в Лондон, где год изучала английскую литературу, затем в 1903 г. поселилась в Париже). К этому периоду относится начало ее литературной деятельности: Стайн пишет стихи, прозу (в духе Дж. Джойса) и эссе. В Париже она попадает в атмосферу бурного развития модернистских течений в живописи, изучает творчество новых художников, коллекционирует их работы (Ж. Брак, П. Пикассо, А. Матисс), пишет искусствоведческие статьи, нередко позирует друзьям-художникам (см., например, «Портрет Г. Стайн» П. Пикассо, 1906, Н.-Й., Музей современного искусства; скульптурный портрет Г. Стайн работы Ж. Липшица, 1920, и мн. др.).
В начале 1910-х гг. опубликовала очерки-портреты о творчестве П. Пикассо и А. Матисса в фотожурнале «Камера уорк» (редактор А. Штиглиц, 1912), начала сотрудничать во многих популярных журналах Франции и США, приняла активное участие в английском литературно-критическом журнале «Крайтирион» (основан Т. С. Элиотом в 1922 г.) наряду с такими видными писателями, как Т. Манн и М. Пруст. Позднее печаталась в журнале авангардистского направления «Трэнзишн» (Париж, 1927–33). В 1920-х гг. парижская квартира Стайн на рю де Флерюс стала своеобразным литературно-художественным салоном, где среди прочих бывали и молодые американские писатели: Ш. Андерсон, Ф. С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй (в его повести «Праздник, который всегда с тобой», 1964, есть воспоминания о Стайн). Первым литературным произведением Стайн была повесть «Три жизни» (1908), состоящая из трех новелл. В этом, как и в ряде последующих произведений («Становление американцев», 1908, опубликовано в 1925; «Нежные бутоны», 1914; «География и пьесы», 1922), ярко проявились все характерные черты модернизма Стайн, созвучные кубизму и фовизму в живописи.
Новаторские приемы Стайн были столь вызывающе смелы, что поначалу породили немало сатирических откликов на ее творчество (в журнале «Лайф» и «Вэнити фэр»). Литературный метод Стайн заключался в попытке передать ощущение длящегося настоящего времени путем имитации ритмов разговорной речи, повторов фраз или слов, иронического переноса смысла, алогизма и т. п. Свою теорию Стайн изложила позже в эссе «Как писать» (1931).
Книги Стайн 1930–40-х гг. написаны в более реалистическом стиле. Рассказ «Автобиография Алисы Б.» (1933) повествует о ее парижском салоне и взаимоотношениях с писателями и художниками-новаторами. Раздумья Стайн о взаимосвязях между европейской и американской культурами нашло отражение в эссе «Географическая история Америки: отношение человеческой природы к мысли» (1936). Печальный опыт военных лет, проведенных на севере Франции, лег в основу двух ее книг: «Войны, которые я видела» (1945) и «Брюсси и Вилли» (1946). Неизданные рукописи Стайн поступили в фонд библиотеки Йельского университета (США), некоторые из них опубликованы посмертно: «Четверо в Америке» (1947), «Двое: Гертруда Стайн и ее брат, и другие ранние портреты, 1908–1912» (1951), экспериментальный роман «Мистер Рейнольдс» (1952). Творчеству и жизни Стайн посвящена книга Дж. Хобхауса «Каждый, кто был кем-нибудь» (Н.-Й., 1975; английский язык).
Брат Стайн, Стайн Лео (1872–1947), художник и искусствовед. Главным образом исследовал творчество французского художника П. Сезанна. Он автор книг: «Азбука эстетики» (Н.-Й., 1927), «Оценка: Живопись, Поэзия и Проза» (1947). Письма и творческий архив Лео Стайна собраны в посмертном издании «Путешествие в себя» (Н.-Й., 1950; редактор Э. Фуллер).