Стасов Владимир

СТА́СОВ Владимир Васильевич (1824, Петербург, – 1906, там же), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства. Происходил из знаменитой русской семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей культуры и общественно-политической жизни. В своей публицистической и общественной деятельности Стасов последовательно выступал как защитник еврейского народа, борец с антисемитизмом, поклонник и покровитель еврейских талантов.

Исходя из своего убеждения, что «нет искусства без национальности», Стасов считал первейшей обязанностью художника-еврея творить в национальном духе. В полемических заметках он писал: «... эти самые объевропеенные евреи, сколько они способны были представить миру оригинальных мелодий, самобытных ритмов и никем не тронутых нот душевных... — или еврейская национальность кажется им... все еще бедною, или тем у ней мало в ее старой и новой истории, или типов у нее нет и красоты тела и духа?» Своеобразию еврейского искусства и национальному гению еврейского народа были посвящены работы Стасова: «Еврейское племя в созданиях европейского искусства» («Еврейская библиотека», тт. 3,5,6; 1873–78), «По поводу перевода “Натана Мудрого”» («Еврейская библиотека», т. 5, 1875), «После Всемирной выставки» («Еврейская библиотека», т. 7, 1879; статья о собрании еврейских манускриптов и религиозно-художественных предметов: 82 произведения еврейского прикладного и декоративного искусства 13–17 вв. из коллекции М. Штраусса /Строса/). Завершением его исследований и изысканий в этой области была написанная совместно с Д. Гинцбургом (см. Гинцбург, семья) монография «Еврейский орнамент по рукописям Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге» (Берлин, 1905).

Стасов первым в печати («Выставка в Академии художеств», 1864) отметил самобытный талант М. Антокольского и всю жизнь оставался его другом, поклонником и защитником, посвятив его творчеству многочисленные статьи. Когда Антокольский подвергался оголтелой травле антисемитской прессы, особенно во время его ретроспективных выставок (1881 и 1893), Стасов не только высмеял ничтожность публицистов-юдофобов («Непростительная фальшь», «Увертки господина Буренина», «Опять господин Буренин», «Читатель и редактор “Гражданина”» — все 1888, «Итоги трех нововременцев», 1893), но и отстаивал право скульптора-еврея создавать образы великих деятелей русской истории. После смерти Антокольского вышла книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (СПб.—М., 1905) под редакцией Стасова и с его обширным предисловием.

Всю свою жизнь Стасов был постоянно окружен талантливой еврейской молодежью, о которой заботился (например, И. Гинцбург, С. Маршак). Несмотря на разногласия с А. Рубинштейном по поводу профессионального музыкального образования и по др. вопросам, Стасов высоко ценил его как выдающегося мастера исполнительского искусства и оставил теплые воспоминания и творческий портрет этого деятеля русской музыкальной культуры («Заметки о Рубинштейне и Тургеневе», 1894; «Рука Рубинштейна», 1895).

Стасов активно участвовал в постройке хоральной синагоги в Петербурге и в обсуждении стиля здания («По поводу постройки синагоги в Санкт-Петербурге», 1872; «Ответ Л. Гордону /Письмо к редактору/», «Рассвет», 1879, № 6). Стасов не только много сотрудничал в еврейской периодической печати, но и был почетным членом Общества для распространения просвещения между евреями в России.

Стасов одним из первых заметил нарождавшийся расовый антисемитизм и стал бороться с ним («Жидовство в Европе /По Рихарду Вагнеру/», 1869).

Деятели еврейской культуры с благодарностью вспоминали отношение Стасова к еврейскому национальному искусству, к проблемам его сохранения и развития (например, Д. Гинцбург «Стасов и еврейское искусство», 1907).

Смотрите также

саддукеи

Саргон II

Сегаль Лазарь

Столярский Петр

Сфард Давид