Унтерман Исер Иехуда
У́НТЕРМАН Исер Иехуда (1886, Брест-Литовск, Гродненская губерния, – 1976, Иерусалим), ашкеназский (см. Ашкеназы) верховный раввин Израиля (см. Верховный раввинат). Учился в иешивах в местечке Малеташе, в Мире, Воложине (у раввина Р. Шапиро). В 1910 г. возглавил иешиву (рош иешива) в местечке Вишова (Ковенская губерния), а затем был раввином в разных общинах Литвы. В 1921–24 гг. — раввин города Гродно.
Обладая ораторскими способностями и даром убеждения, Унтерман в годы Первой мировой войны приобрел известность как руководитель общины, умело отстаивающий ее интересы перед властями. После войны он проявил выдающийся организаторский талант в возрождении так называемых литовских иешив (см. Митнагдим). Унтерман был горячим приверженцем движения Мизрахи. В 1921 г. был делегатом 12-го Сионистского конгресса, в дальнейшем присутствовал и на других Сионистских конгрессах. В 1924 г. Унтерман был избран раввином Ливерпуля, вскоре овладел английским языком и приобрел известность в еврейской общине Англии. Был президентом национальной организации Мизрахи, вице-президентом британских филиалов Еврейского национального фонда и Керен ха-иесод. В 1946 г. Унтерман давал свидетельские показания англо-американской комиссии во время ее пребывания в Палестине по проблеме еврейских перемещенных лиц. В том же году был избран главным ашкеназским раввином Тель-Авива.
В 1952 г. Унтерман по просьбе Объединенного еврейского призыва совершил поездку в США, где способствовал укреплению связей между американским объединением ортодоксальных раввинов и израильским раввинатом. В 1964–72 гг. Унтерман был верховным ашкеназским раввином Израиля (с 1959 г. по 1964 г., после смерти И. Герцога, этот пост оставался вакантным из-за борьбы между различными государственными и общинными организациями, а также религиозными партиями и группами). Как главный ашкеназский раввин Унтерман добился образцовой работы раввинских судов, способствовал взаимопониманию между религиозными и светскими слоями населения.
Хотя Унтерман настаивал на безоговорочном соблюдении всех предписаний Галахи, в решении общественных проблем проявлял гибкость и понимание. Он основал колелим (см. Колел) Шевет ми-Иехуда (Тель-Авив) и Шевет у-мехокеким (Иерусалим), в которых ввел метод изучения Талмуда, основанный на практической Галахе; их слушателей готовили к получению раввинского звания, службе в религиозных учреждениях и преподаванию в иешивах.
Унтерман и И. Ниссим были первыми верховными раввинами Израиля, чье пребывание на посту перестало быть пожизненным и впоследствии было ограничено десятилетней каденцией.
Унтерман — автор галахического труда «Шевет ми-Иехуда» (1955); на его респонсы, которые являются образцом ясности и лаконичности, ссылаются многие раввины; он внес ценные дополнения в сборники «Оцар ха-поским» (см. Поским).