Ури Авива
У́РИ Авива (1927, Цфат, – 1989, Тель-Авив), израильская художница. После окончания школы переехала в Тель-Авив, где прожила всю жизнь. Училась у израильского графика и живописца Д. Хендлера (1904–84), за которого впоследствии вышла замуж. В 1957 г. состоялась первая персональная выставка Ури в Музее искусства в Тель-Авиве, затем ее работы выставлялись на Бьеннале в Венеции (1960), молодежной Бьеннале в Париже (1961), Международной выставке графики в Питсбурге, США (1961–62), в Израильском музее (1974), Национальной галерее современного искусства в Лиссабоне (1981).
В первые годы своего творчества Ури находилась под влиянием Д. Хендлера, последователя А. Матисса; в ее рисунках преобладали фигуративные элементы, переданные тонкими, спокойными линиями («Автопортрет и птицы», 1956, частное собрание, Тель-Авив; «Окно», 1957, частное собрание, Иерусалим). В конце 1950-х гг. ее композиции становятся все более абстрактными, резкие, ломающиеся линии сплетаются в хаотические черные пятна («Рисунок», 1960, частное собрание, Иерусалим). В 1960–70-е гг. эта тенденция усиливается, рисунок все больше усложняется; пространство листа заполняется спутанными линиями разной толщины и интенсивности, сливающимися в пятна черного с вкраплением красного, голубого и зеленого («Рисунок», 1967–68, Израильский музей). В эти годы критики отмечали, что работы Ури принадлежат к абстрактному экспрессионизму, подчеркивали их спонтанный и эксцентричный характер («Рисунок», 1970, собрание С. Майоркас, Тель-Авив; «Рисунок», 1981, галерея Ноэми Гив‘он, Тель-Авив). В середине 1980-х гг. работы Ури стали значительно больше по размеру; художница использовала смешанную технику, соединяя графику с живописью, абстрактное изображение с фигуративным; основным средством выражения становится цвет, сумрачный и тревожный, — темно-красная гамма, поддержанная темными коричневыми, синими и черными цветами («Рисунок», 1984, галерея Ноэми Гив‘он, Тель-Авив).
Смотрите также
Украина. Евреи Украины 1914–1920 гг.
Украина. Евреи Украины между двумя мировыми войнами (1920–39)