Ури Лессер
У́РИ Лессер (Ury, Lesser; 1862, Бирнбаум, близ Позена, ныне Познань, Польша, – 1931, Берлин), немецкий живописец и график. В 1878–79 гг. обучался в Дюссельдорфской академии, в 1879 г. — в Брюсселе, в 1880 г. — в Париже у академического живописца Ж. Лефевра. В Мюнхене сблизился с Ф. фон Уде (1848–1911) и М. Либерманом. В 1882–84 гг. подолгу работал на пленэре во фламандской деревне Волюве и на севере Германии. В 1887 г. поселился в Берлине; двумя годами позже там состоялась его первая персональная выставка. Ури был членом Берлинского Сецессиона, хотя держался особняком и не участвовал в художественной жизни.
Нацисты уничтожили бо́льшую часть его художественного наследия, однако в сохранившихся работах видно, что сильная сторона художника — непредвзятое обращение к природе, необычные мотивы, смелые композиционные поиски в области пейзажа. Он выступил предшественником немецкого импрессионизма еще до того, как Либерман перешел к импрессионистской живописи. Ури привлекала скромная природа низменной Фландрии и Нижней Германии («Крестьянин в поле», 1883). Но основной его темой стал большой город, его быстро меняющиеся аспекты. Ури — певец Берлина грюндерского времени, его улиц, площадей и кафе («Потсдамская площадь», 1889, «Кафе», 1889, «Дрожки под дождем», 1916). Он предпочитал ночные и дождливые, пасмурные виды города. Как живописец он работал преимущественно маслом и пастелью. Палитра Ури более яркая, чем у других немецких импрессионистов; художник любит изображать насыщенную влагой атмосферу, световые отблески на мокрых от дождя мостовых. К концу жизни он создал несколько графических серий («Библейские образы», литографии; «Берлинские впечатления», 1924, офорты).
Со второй половины 1890-х гг. под влиянием символизма Ури обратился к библейской тематике и написал несколько больших картин аллегорического содержания (триптих «Человек», 1897; «Адам и Ева», 1899; «Иеремия», 1901; Музей искусства в Тель-Авиве), в которых проявилась неспособность художника создать действительно глубокие и одухотворенные образы. Эти и другие произведения рубежа веков демонстрируют также неумение Ури создавать композиции с крупными фигурами, к тому же многим из них присуща салонная слащавость («Молящийся Давид», 1910). Очевидно, художник это почувствовал и вернулся к привычным и любимым видам природы и города.