Уэскер Арнолд

УЭ́СКЕР Арнолд (Wesker, Arnold; родился в 1932 г., Лондон), английский драматург и прозаик. Вырос в семье еврейских иммигрантов; оставив школу в возрасте 16 лет, сменил множество профессий; в 1950–52 гг. служил в британских ВВС. Впечатления, накопленные во время работы поваром в парижском ресторане (1956–57), легли в основу первой пьесы Уэскера «Кухня» (1957). В 1958 г. поступил в Лондонскую школу киноискусства. В том же году была поставлена пьеса «Куриный суп с перловкой», сразу принесшая Уэскеру широкую известность. В центре пьесы — еврейская семья из Ист-Энда, активно участвующая в рабочем и антифашистском движении. Действие охватывает двадцатилетний период, от борьбы против марша «чернорубашечников» (см. Лондон) и отъезда еврейских добровольцев на гражданскую войну в Испанию до разоблачения сталинизма. Пьеса отражает распад еврейской общины, рост отчужденности людей в современном обществе. Дидактическая трактовка социалистических идеалов, а также несколько сквозных персонажей объединяют эту пьесу с двумя последующими («Корни» /1959/ и «Я говорю об Иерусалиме» /1960/) в трилогию, которая стала классическим произведением поколения «рассерженных молодых людей»; в 1979 г. трилогия была экранизирована. В сатирической комедии «И ко всему картошка...» (1962) отразился опыт службы Уэскера в ВВС. «Их родной город-сад» (1965) — пьеса о крахе революционных порывов.

Драма «Четыре времени года» (1965) открывает новый период в творчестве Уэскера, в центре которого теперь не общественная проблематика, а личность и человеческое существование как таковое. В пьесе «Старики» (1972) Уэскер возвращается к персонажам трилогии, которые, постарев, стали относиться к любой идеологии скептически, как и сам драматург. В этой пьесе возникает тема возвращения к еврейской традиции (в доме некогда непреклонной революционерки Сарры строят сукку /см. Суккот/ и танцуют хасидский /См. Хасидизм/ танец).

В «Свадебном пире» (1974), написанном по мотивам «Скверного анекдота» Ф. Достоевского, конфликт между непреложными законами действительности и благими устремлениями идеалиста решен в комедийном плане, причем в роли «свадебного генерала» выступает еврейский бизнесмен, одержимый филантропическими идеями. «Шейлок» (первое название «Купец», 1976) — это уже не адаптация классики, а полемика с ней. Пытаясь воспроизвести исторические условия эпохи «Венецианского купца» У. Шекспира, в которых существовала еврейская община, Уэскер стремится выявить «истинные» мотивы, руководящие персонажами; его Шейлок — благородный человек, преданный друзьям и еврейской общине даже больше, чем любимым книгам.

Пьесы нередко вызывали резкие разногласия среди критиков. Особенно острые споры возникли вокруг пьесы «Журналисты» (1972) и связанного с ней эссе «Путешествие в журнализм» (1977), где автор обнажает механизм разоблачений, которыми занимается пресса. Многие пьесы 1970–80-х гг. носят камерный характер, они написаны для небольшого актерского состава, часто предназначены или переработаны для теле- и радиопостановок; их герои, как правило, заняты сугубо личными заботами. Таковы «Еще один круг на карусели» (1978), «Леди Отелло» (1987) и другие.

Еврейская тема в различных ее аспектах присутствует почти во всех произведениях Уэскера. Так, персонажи пьесы «Когда Бог хотел сына» (1986) пытаются то всерьез, то посредством проникновения в специфику еврейского юмора понять природу еврейской обособленности и антисемитизма. Эта проблематика развивается и в пьесе «Баденхайм в 1939» (1987) по роману А. Аппельфельда.

Кроме драматических произведений, Уэскер опубликовал также сборники эссе «Страх фрагментации» (1970) и «Отличия» (1985), книгу для детей «Толстогубый» (1978; переработана в пьесу в 1980), сборник рассказов «Любовные письма на синей бумаге» (1974), «Шесть воскресений в январе» (1971) и «Сказал старик молодому человеку» (1978). В 1994 г. вышла автобиография Уэскера «Насколько я смею».

Смотрите также

Уззия

узники Сиона

Уингейт Чарлз Орд

Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве

Унтерман Исер Иехуда