феминистское движение
ФЕМИНИ́СТСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. Оформилось в середине 19 в., но его истоки восходят к периоду американской Войны за независимость и распространения идей Великой французской революции. В идеологии нарождавшегося феминистского движения было немало общих черт с идеями эмансипации евреев — в основе лежало убеждение в том, что для раскрепощения угнетенной группы необходимо прежде всего устранить факторы формального правового неравенства, а это приведет к уничтожению неравенства в общественной и профессиональной сферах. В конце 18 в. – начале 19 в. в Европе такие яркие личности, как Доротея Шлегель, Генриетта Герц, Рахель Фарнхаген-Левин (1771–1833) олицетворяли одновременно и эмансипацию евреев, и эмансипацию женщин.
Если в демократических государствах, например, в США или Великобритании, женщины прежде всего стремились добиться уравнения с мужчинами в политике (движение суфражисток), то в кайзеровской Германии или царской России феминистское движение было частью борьбы за демократизацию общества. В этих странах феминисткам доводилось слышать от представителей либерально-демократических или революционных кругов упреки в том, что они ослабляют борьбу за общие цели, выдвигая особый «женский вопрос». Перед еврейскими активистками феминистского движения вставала и другая проблема: они нередко сталкивались с антисемитизмом среди единомышленниц-феминисток (см. ниже). Если ассимилированные (см. Ассимиляция) еврейские женщины, как правило, работали в рамках общего феминистского движения, то инициаторами создания еврейских феминистских организаций выступали женщины, которые чувствовали глубокую причастность к еврейской традиции.
Задачи еврейского феминистского движения не исчерпываются достижением равноправия в политической и профессиональной областях, а также в семье, но охватывают, кроме того, изменение статуса женщины в общине, в том числе определенное (различное в зависимости от принадлежности к ортодоксальному, консервативному иудаизму или реформизму в иудаизме) расширение участия в литургии и в изучении религии еврейской. Этот процесс обычно требует даже больше времени и усилий, чем решение других задач феминистского движения. Так, в Германии женщины получили избирательное право в 1918 г., однако в еврейской общине страны статус женщин по-прежнему оставался подчиненным, и они не имели права голоса в общинных делах. Еврейские феминистки в своей борьбе опирались на пример Брурии, жены рабби Меира, славившейся знанием Галахи, и других выдающихся еврейских женщин прошлого (см. Женщина). Деятельность еврейского феминистского движения находила поддержку у ряда выдающихся религиозных и общественных деятелей. Так, один из основателей движения Мизрахи, Нехемия Антон Нобель (1871–1922, см. Лейпциг), дал религиозное обоснование равноправия женщин; он считал, что без него невозможно осуществление целей сионизма в Эрец-Исраэль.
В Западной Европе одной из наиболее значительных организаций феминистского движения был Союз еврейских женщин Германии, который основала писательница и переводчица (в том числе с идиш, перевела на немецкий язык мемуары Гликель из Хамельна) Берта Паппенхайм (1859–1936). В 1904 г., после того, как в Берлине собрался международный совет женщин — первая международная организация феминистского движения — Берта Паппенхайм встретилась с несколькими еврейскими активистками, принимавшими участие в его работе, которых, как и ее, тревожили участившиеся случаи отступничества и будущее еврейства. Они решили объединить группы еврейских женщин, занимавшиеся филантропией, и создать всегерманскую организацию. К концу первого года своего существования Союз еврейских женщин Германии насчитывал 35 тыс. человек, а затем превратился в самую мощную организацию из всех входивших в Союз женщин Германии. Помимо широкой благотворительной деятельности в Германии, участницы Союза еврейских женщин сотрудничали с Хильфсферейном в оказании помощи жертвам погромов в странах Восточной Европы. Они также внесли значительный вклад в борьбу против проституции и в развитие профессиональной подготовки женщин. Союз боролся за выдвижение женщин на руководящие посты в ведущих еврейских организациях Германии и за изменение статуса женщины внутри еврейской общины. Члены Союза исходили из того, что женщины, приводящие своих детей в синагогу, имеют «не право, но обязанность» участвовать в религиозной жизни. Они стремились дать девочкам религиозное еврейское образование в рамках подготовки к обряду религиозного совершеннолетия (см. Бат-мицва). По этим вопросам руководство Союза еврейских женщин нередко конфликтовало с представителями ортодоксального иудаизма и находило поддержку среди сторонников реформизма в иудаизме, в том числе и из других стран. Так, первой женщиной, выступившей с проповедью в реформистской синагоге Берлина (1928), была Лилиан Хелен Монтегю (1873–1963, сестра Эдвина Монтегю, см. Бальфура декларация), которая вместе с Клодом Джозефом Голдсмидом Монтефиоре основала движение либерального, а затем прогрессивного иудаизма в Великобритании. В 1930-х гг. Регина Йонас стала первой женщиной, которой было присвоено звание раввина реформистской конгрегации в Германии. Впоследствии это сыграло роль прецедента для реформистского течения в США (см. ниже). Союз еврейских женщин Германии с успехом действовал вплоть до постановления о его роспуске, принятом в 1938 г. вследствие антиеврейской политики Третьего рейха (см. Германия).
В еврейских общинах Восточной Европы, в том числе России, женщины часто брали на себя заботу о материальном благополучии семьи (держали лавку, корчму и т. п.), тогда как муж был погружен в изучение Торы (см. Пятикнижие) и Талмуда. Эти деловые качества и умение брать на себя ответственность сказались и у нового поколения еврейских женщин, которые, несмотря на процентную норму в учебных заведениях и другие препятствия (см. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в.), а также на профессиональные ограничения, касавшиеся женщин вообще, сумели получить образование и профессию. Особенно заметной была доля евреек среди женщин-провизоров. Так, из 18 женщин, изучавших фармацевтику в Юрьевском (см. Тарту) университете в 1902 г., было 13 еврейских студенток. В 1910 г. из 85 женщин, получивших диплом провизора в России, было 58 евреек. Ольга Габрилович стала первой в России женщиной, которая получила звание магистра фармацевтики и с успехом занималась научной работой. Ева Бройде (1876–1941) окончила Казанский университет и впоследствии работала фармацевтом в Якутске, куда была выслана в 1901 г. за революционную деятельность (впоследствии стала известной меньшевичкой, расстреляна в период сталинизма).
Большинство еврейских женщин, добившихся профессионального успеха и материальной независимости, не участвовали в феминистском движении, а многие революционерки утверждали, что феминизм отвлекает от борьбы за освобождение народа, или считали его второстепенным делом. Тем не менее, когда в феврале 1905 г. в Москве собралось 46 женщин на учредительный съезд первой организации русского феминистского движения, которая выдвинула требование политического равноправия женщин, представительницы национальных меньшинств, в том числе еврейских, играли среди них заметную роль. Они потребовали включить в платформу Всероссийского союза равноправия женщин пункт о праве на национальное и культурное самоопределение. Некоторые из делегаток учредительного съезда возражали, что такой подход может вызвать раскол в российском феминистском движении, так как не имеет отношения к феминизму как таковому. Тем не менее подавляющим большинством (39 голосов) была принята формулировка о праве на политическую автономию и национально-культурное самоопределение. Среди ведущих деятельниц Союза была Любовь Гуревич, которая придерживалась либеральных взглядов и участвовала в деятельности Собрания русских фабрично-заводских рабочих Петербурга.
История еврейского феминистского движения и участия еврейских женщин в общем феминистском движении различных стран до сих пор мало изучена. Это в первую очередь относится к России, где данная тематика оказалась под двойным запретом: в советский период феминистское движение считалось буржуазным, а изучение вклада евреев в историю общества практически исключалось. В настоящее время в связи с бурным развитием так называемых гендерных наук, рассматривающих комплекс «женских» вопросов, история феминистского движения вообще и еврейского, в частности, получила значительный импульс для развития.
Еврейским женщинам принадлежит видная роль в формировании и развитии феминистского движения в США — стране, где было впервые выдвинуто требование женского равноправия и где оно достигло наибольшего влияния. Среди зачинательниц этой борьбы была Эрнестина Роуз. Дочь польского раввина, она в 17 лет ушла из дома и порвала с религией, а позднее, живя в Англии, стала преданной сторонницей Р. Оуэна. В 1836 г. она вместе с мужем, также последователем Оуэна, переехала в США, где с успехом читала лекции, отстаивая отмену рабства, реформу образования, пацифизм и, в особенности, права женщин. Э. Роуз была лидером борьбы за законодательную реформу, предоставлявшую замужним женщинам право владения собственностью. В 1850 г. она участвовала в организации первого конгресса американских женщин, где внесла проект резолюции, призывавшей предоставить женщинам «политическое, юридическое и социальное равенство». Э. Роуз была одним из инициаторов создания в 1866 г. Американского общества за равные права, которое выступало за равенство как негров, так и женщин; в 1869 г. оно было преобразовано в Американское общество за избирательное право для женщин. Э. Роуз вела широкую разъяснительную кампанию по всей стране в поддержку прав женщин, в том числе за реформу законов о разводе, но главным направлением ее деятельности стал суфражизм — борьба за предоставление женщинам избирательного права. Э. Роуз была лидером наиболее радикальных суфражисток, которые отказывались признать приоритетность других общественных проблем, даже отмены рабства негров, перед правами женщин. Некоторых участниц феминистского движения отталкивала ее открытая антирелигиозность и обличение проявлений антисемитизма в либеральных кругах.
Руководительницы первого поколения американского феминистского движения (Элизабет Кэди Стентон, Анна Ховард Шоу и другие) не раз выступали с программными заявлениями против иудаизма и особенно Ветхого завета (см. Библия), которые, в отличие от христианства, якобы проповедуют презрение к женщине. Хотя в 1896 г. Американское общество за избирательное право для женщин объявило себя организацией, не придерживающейся какого-либо определенного направления в отношении религии, антисемитские настроения проявлялись и далее, главным образом как пренебрежение к «невежественным» и «не воспитанным в демократических традициях» иммигрантам. Между тем именно среди еврейских иммигранток доля тех, кто поддерживал идею суфражизма, намного превышала их пропорциональную численность среди коренных американок или других этнических общин.
В высших слоях общества, в том числе еврейского, феминистки были редкостью. Одной из них стала Мод Натан (1862–1946), происходившая из известной сефардской (см. Сефарды) семьи. Пытаясь добиться введения законодательного акта, защищающего интересы работающих женщин, она поняла, что законодатели остаются равнодушными к этому вопросу, так как женщины не имеют политических прав, и потому стала активно участвовать в феминистском движении. Ее прозвали «светской дамой в политике», — своим обликом она опровергала расхожее представление о суфражистке как о «синем чулке». М. Натан изобрела ряд новых форм пропагандистской работы: так называемые «24-часовые речи», которые произносились одновременно с нескольких автомобилей, запаркованных в разных местах города, плакаты на автомобилях, разбрасывание суфражистских листовок, в которые иногда заворачивали монеты. Яркие речи М. Натан, насыщенные цитатами из Библии, побудили президента США Т. В. Вильсона заметить: «Когда я слышу, как женщина столь прекрасно говорит об общественных интересах, я почти начинаю верить в женское избирательное право».
Далеко не все называвшие себя феминистками поддерживали суфражисток. Например, известная просветительница и писательница Эми Натан Майер (1867–1951), сестра М. Натан, считала, что избирательное право следует ограничивать в соответствии с образовательным цензом, а женщины должны в первую очередь получить образование. В 1893 г. в Чикаго состоялся Конгресс еврейских женщин, который был важной вехой в развитии самостоятельного движения еврейских женщин. Большинство руководительниц Конгресса выдвигало на первый план социальную работу среди еврейских иммигрантов, а не борьбу за избирательное право для женщин. Созданный в 1896 г. Совет еврейских женщин США, как и многие общие еврейские организации, также в течение длительного периода не поддерживал идею предоставления женщинам избирательного права. Тем не менее, такие известные еврейские активистки феминистского движения США, как М. Натан, Паулина Перлмутер Стайнем (1866–1940), Нина Морэс Коэн (1855–1918) или Ревекка Кохут (см. Кохут, семья), сотрудничали с Советом еврейских женщин и других еврейскими организациями, так как видели необходимость отстаивать специфические интересы еврейских женщин в условиях усиления антисемитских настроений в стране (см. Соединенные Штаты Америки. Период массовой иммиграции). Другие известные феминистки еврейского происхождения, напротив, отказывались от каких-либо связей с еврейскими организациями и утверждали, что национальные чувства не играют роли в их деятельности, даже если они отстаивают интересы еврейских иммигрантов, в том числе и рабочих.
Несмотря на несовпадение интересов с нееврейскими феминистками, и отдельные еврейские женщины, и еврейские женские организации принимали участие во многих аспектах деятельности феминистского движения. Так, за трудовые реформы боролись еврейские иммигрантки из Восточной Европы Клара Лемлих Шавелсон (1886–1982), Паулина Ньюмен (1890–1986), Роз Шнейдерман (1882–1972), Роз Песотта (1896–1965), которые были инициаторами создания ряда женских профсоюзных организаций.
Инициатором изменения семейных отношений и контроля рождаемости была анархистка Эмма Голдман. В многочисленных публикациях, в том числе в книге «Торговля женщинами» (1916), она обличала аморальность современного, особенно американского общества. По ее мнению, причиной политического и экономического неравенства женщин был тот факт, что девушек воспитывали как сексуальный товар, но держали в неведении относительно половой жизни. Эмма Голдман считала, что борьба за избирательное право не уничтожит существующие в обществе модели власти и не покончит с закрепощением женщин. Она обвиняла суфражисток в том, что они не выступали против института брака и почти не боролись за контроль рождаемости как необходимое условие освобождения женщины. Ее популярные лекции на идиш и английском языке и брошюры, посвященные применению противозачаточных средств, принесли Голдман скандальную известность, которая, наряду с ее выступлениями против призыва на военную службу во время Первой мировой войны, привела к ее аресту, а в 1919 г. — к высылке из США. После ареста Эммы Голдман другая радикальная еврейская феминистка, Роз Пастор Стоукс, объявила, что будет продолжать борьбу за контроль рождаемости, который особенно важен для иммигранток. В дальнейшем среди инициаторов создания первых клиник, занимавшихся просвещением в этой области, были еврейские женщины-врачи Ханна Стоун (1893–1941), Лена Левин (1903–65), Рашель Ярос, Сара Маркус, Надин Кавиноки, Бесси Мозес (1893–1965).
Если в борьбе за избирательные права, реформы трудового законодательства и контроль рождаемости еврейские феминистки участвовали главным образом в составе общего феминистского движения, то кампанию против вынужденной проституции («белого рабства») активно вел Совет еврейских женщин США. В рамках этой кампании были открыты специальные приюты, организованы консультации по трудоустройству и различные виды поддержки для проституток, стремящихся изменить образ жизни; проводилась широкая разъяснительная работа. Значительный вклад внес Совет еврейских женщин США в устройство в стране эмигрантов, особенно из Восточной Европы. Руководство Совета, в том числе его президент в 1920–26 гг. Роз Бреннер (1884–1926), оказывало помощь еврейским женским организациям в Европе. В 1923 г. в Вене состоялся Всемирный конгресс еврейских женщин, в работе которого приняли участие 200 делегаток из 19 стран. Председателем конгресса была избрана Ревекка Кохут.
С 1920-х гг. по 1960-е гг. между Советом еврейских женщин США и американским феминистским движением не раз возникали противоречия. Так, Совет еврейских женщин выступал против законодательного акта, который отменял автоматическое предоставление гражданства иммигранткам, вступившим в брак с американцами, в то время как феминистское движение активно поддерживало его. Нееврейские феминистки, в свою очередь, почти не принимали участия в мероприятиях Совета еврейских женщин по оказанию помощи еврейским беженцам, спасшимся от Катастрофы. Совет еврейских женщин придерживался долгое время ориентации на традиционное распределение обязанностей между полами, когда главной сферой деятельности женщины считалась семья. Лишь после того, как представительницы Совета стали участвовать в созданной в 1962 г. по инициативе президента Дж. Кеннеди комиссии по статусу женщин, Совет пересмотрел свои взгляды и стал последовательно поддерживать реформы в законодательстве и других областях, направленные на достижение равенства во всех сферах жизни.
1960-е гг. ознаменовались подъемом общественного интереса к проблемам феминизма. Наряду с принятием Закона о гражданских правах (1964), этому способствовала публикация книга Бетти Фридан «Мистика женственности» (1963), которая разрушила бытовавший миф об удовлетворенности женщин из среднего класса жизнью в домашнем кругу. Книга, поставившая на повестку дня важную общественную проблему, не только стала бестселлером, но и послужила толчком к формированию так называемой второй волны феминизма.
Многие из лидеров и идеологов феминистского движения в 1960-х – начале 1970-х гг. были еврейского происхождения: Белла Абцуг (1920–98), Филис Чеслер (родилась в 1940 г.), Летти Коттин Погребин (родилась в 1939 г.), Вивиан Горник (родилась в 1935 г.), Глория Стайнем (родилась в 1934 г.; внучка Паулины Перлмутер Стайнем). В наиболее радикальном крыле феминистского движения — «Движении за освобождение женщин» — важную роль играли Шуламит Файерстоун (родилась в 1945 г.), Робин Морган (родилась в 1941 г.), Флоренс Хау (родилась в 1929 г.) и другие. Некоторые из них были активистками движений за равноправие негров, за запрещение ядерного оружия, за вывод американских войск из Вьетнама и т. п. Убедившись, что среди их соратников, которые придерживались леволиберальных взглядов, распространено высокомерное отношение к женщинам, «мужской шовинизм» и «сексизм», они стали ратовать за женскую революцию, за отказ от семьи и создание «сестринских общин». Печатным органом этой группы стали журналы «Рэт», а затем «Мс» (новое обращение к женщине, введенное феминистками, которое, в отличие от традиционных «мисс» и «миссис», не определено ее семейным положением). Редактором этих изданий, а также «Антологии произведений Движения за освобождение женщин» (1970), которую называли Библией радикальных феминисток, была Робин Морган. Она также содействовала развитию связей между американским феминистским движением и российскими феминистками, в том числе изданию вышедшего в 1979 г. в самиздате сборника «Женщины и Россия» (английский перевод — 1983 г.). В своей самоидентификации Морган выдвигала момент отступничества от еврейства и, подобно многим своим единомышленникам из новых левых, резко критиковала политику Израиля и поддерживала деятельность ООП.
Большинство еврейских феминисток второй волны первоначально не связывали своих убеждений с религиозной или этнической принадлежностью, но в конце 1960–1970-х гг. общественный климат изменился. В среде молодых еврейских интеллектуалов возникло движение Хавура, участники которого обратились к еврейским духовным ценностям. В 1972 г. на основе этого движения оформилась группа Эзрат нашим (на иврите `помощь женщинам`; название отделения для женщин в синагоге), в которую входили молодые образованные женщины, принадлежавшие преимущественно к консервативному иудаизму. Участницы группы призывали изменить положение женщин в еврейской общине, приобщить их к миньяну, уравнять их в правах с мужчинами в браке и при разводе, а также при замещении почетных должностей в общине, в том числе раввина и кантора. Сознавая, что неравноправный статус женщины основывался на освобождении ее от ряда мицвот (см. Женщина), они выступали за то, чтобы женщины взяли на себя обязательство соблюдать все мицвот наравне с мужчинами. Группа Эзрат нашим, несмотря на свою немногочисленность, сумела выйти на широкую аудиторию.
Значительную роль сыграли в популяризации феминистского движения электронные средства массовой коммуникации и публикации в периодической печати (в том числе посвященный феминистскому движению выпуск журнала «Респонс», 1973, переработанный затем Элизабет Колтон в сборнике «Еврейская женщина — новые перспективы», 1976). С 1976 г. выходит «Лилит» (редактор Сюзан Вайдман Шнайдер) — журнал для еврейских женщин (до него подобный журнал выходил только в 1895–99 гг.: «Американская еврейка», редактор Роза Зонненшайн /1847–1932/).
В 1973 г. в Нью-Йорке состоялась конференция еврейских женщин США, среди участниц которой были как религиозные, так и нерелигиозные женщины. Нерелигиозных феминисток подтолкнул к объединению с религиозными резко проявившийся с 1970-х гг. антисемитизм феминистского движения (см. также Новые левые). На международных женских конференциях в Мехико (1975) и в Копенгагене (1980) были приняты программные документы антисионистского и прямо антисемитского содержания. Ряд еврейских феминисток, в том числе Б. Абцуг и Л. К. Погребин, выступили против антисемитизма как в ультралевых, так и в ультраправых кругах. В 1981 г. была сформирована группа «Феминистки против антисемитизма», причем ее участницы подчеркивали свои сионистские убеждения. Три года спустя по инициативе Юдит Аркана, Сью Элвелл и Эвелин Тортон Бек (родилась в 1933 г.) был создан постоянный комитет еврейских женщин в рамках Ассоциации по женским исследованиям, который поставил своей задачей включение «еврейского опыта» в феминистское движение.
В 1970–80-х гг. еврейские феминистки не только стали заметной частью общего феминистского движения, но и добились значительных преобразований в жизни американского еврейства, в том числе в религиозной сфере. Благодаря усилиям феминисток получили широкое распространение празднование рош ходеш, который традиционно считался женским праздником (см. Новолуние; Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор), а также церемонии наречения имени младенцу. Представители всех течений иудаизма отмечают бат-мицву. Так называемые феминистские седеры приобрели особую популярность в группах «еврейских лесбиянок» (среди руководительниц — Эвелин Бек), которые отличаются большой общественной активностью и иногда необоснованно воспринимаются широкой общественностью как воплощение феминистского движения в целом. Резким нападкам подвергается феминистское движение в ультраортодоксальных кругах, где новые веяния вызывают острое неприятие, женщины блюдут скромность в поведении и одежде, ревностно соблюдают ритуалы, например, зажигание свечей в субботу. Феминистское движение стало одним из факторов, способствовавших самоизоляции ультраортодоксов от других еврейских общин.
В период формирования еврейского феминистского движения наиболее очевидным для американских феминисток было неравенство женщин в еврейской религиозной жизни. Из четырех представленных в США течений иудаизма лишь в реконструктивизме поощрялось полноправное участие женщин в жизни синагоги. Женщин принимали в реконструктивистский раввинский колледж с момента его основания (1967). В 1974 г. Сэнди Айзенберг Сассо стала первой женщиной-раввином в реконструктивизме. Реформизм в иудаизме формально провозгласил принцип религиозного равенства женщин еще в 1845 г., однако лишь под влиянием феминистского движения в американском реформизме произошли явные перемены. Заметную роль в жизни реформистской общины США сыграла Пола Аккерман (1893–1989), которая в 1950 г., после смерти своего мужа-раввина, возглавила реформистскую общину, хотя официально не получила звания раввина. В 1972 г. в Хибру Юнион колледж получила звание реформистского раввина первая в США женщина Салли Призенд, в 1975 г. это учебное заведение окончила первая женщина-хаззан.
В консервативном иудаизме этот вопрос долгое время оставался спорным. В 1973 г. комитет Раввинского собрания по еврейскому закону (консервативное течение) постановил, что женщин можно приобщать к миньяну, если на это согласен раввин конгрегации; была также значительно расширена сфера действия постановления о разрешении вызывать женщин к Торе. В 1979 г. специальная комиссия разрешила возводить женщин в сан раввина, однако Еврейская теологическая семинария еще долго не принимала женщин на курс подготовки раввинов. В 1985 г. Эми Эйлберг стала первой женщиной-раввином консервативного течения, что привело к выходу из него группы, назвавшей себя Союзом за традиционный консервативный иудаизм. С 1987 г. институт канторского пения семинарии стал принимать женщин. К 1996 г. звание раввина получили уже около 400 женщин, принадлежавших к консервативному, реформистскому и реконструктивистскому течениям.
С наибольшими трудностями столкнулось феминистское движение в рамках ортодоксального иудаизма, где женщинам запрещено активно участвовать в литургии в присутствии мужчин. В 1971 г. в Балтиморе (штат Мэриленд) собралась для совместной молитвы первая группа ортодоксальных женщин, которые решили провести ее без мужчин. В середине 1980-х гг. сеть таких групп Тфилла (буквально `молитва`) уже насчитывала около 700 женщин в Северной Америке и Израиле (см. ниже). Соблюдая все правила Галахи, участницы этих групп читают Тору и хафтару, но, как правило, не произносят каддиш и кдушша, так как для этого требуется миньян. Тем не менее ряд влиятельных раввинов из Иешивы-университета строго осудил их деятельность. Несмотря на то, что большинство ортодоксальных идеологов отвергают требования феминисток, феминистское движение оказало значительное воздействие и на ортодоксальный иудаизм. Девочки в ортодоксальных школах теперь получают более всестороннее образование, рождение дочери и бат-мицва (церемония иногда называется бат-хаил /буквально `доблестная девушка`/) отмечаются в большинстве ортодоксальных общин. Многие ортодоксальные женщины считают, что углубленное изучение иудаизма позволяет им более активно участвовать в жизни общины и занимать в ней более уважаемое положение. Возникают учебные группы и иешивы для женщин, хотя вопрос высшего религиозного образования для женщин остается спорным с точки зрения Галахи.
В ортодоксальном иудаизме существует ряд правовых ограничений для женщин: они не могут выступать свидетелями в религиозном суде, по-прежнему существует церемония халицы (см. Левиратный брак и халица), женщина не может получить развод без согласия мужа. В ортодоксальном иудаизме положение агуны до сих пор остается безнадежным. Женщины, оказавшиеся в этом положении, применяли разнообразные формы борьбы: пикетировали магазины или конторы, владельцы которых отказывались дать жене гет, оказывали общественное давление на тех, кто вымогал деньги у жен, угрожая не дать им развода, и т. п. Появились еврейские женские организации, отстаивающие право женщины на развод и защищающие интересы агунот. Чтобы обеспечить права женщин, не нарушая Галаху, было разработано специальное добрачное соглашение, которое обязывает будущего мужа дать жене гет, если она пожелает расторгнуть брак. В 1988 г. в Канаде была образована Коалиция еврейских женщин за гет, куда вошли представительницы различных женских организаций. Под ее давлением Канадский еврейский конгресс и другие ведущие еврейские организации страны приняли ряд решений, препятствующих мужьям, которые отказываются дать женам гет, занимать какие-либо должности в еврейских общинах. В 1993 г. было создано Международное объединение за права агунот (ИКАР).
Начиная с 1980-х гг., за пределами ортодоксального иудаизма равноправное участие женщин в литургии и выдвижение их как религиозных лидеров перестало восприниматься как нечто исключительное. Тогда часть религиозных феминисток расширила требования и выдвинула тезис о том, что женский жизненный и духовный опыт не находит адекватного отражения в еврейской религии, а поэтому вместо того, чтобы следовать традиционной «мужской» модели, следует преобразовать ее. Считая, что еврейская литургия и вообще иудаизм должны отразить не только мужской, но и женский менталитет, эти представительницы феминистского движения выступили за ревизию сиддура, Хаггады пасхальной, за создание феминистских мидрашей. Еще в 1977 г. Ирен Файн основала в Сан-Диего (Калифорния) женский институт для продолжения еврейского образования, опубликовавший ряд сборников, в которых содержится интерпретация классических еврейских текстов с точки зрения женщин, а также материалы по женским церемониям в рамках иудаизма.
Некоторые радикальные феминистки (особенно Юдит Пласков и Эллен Умански) потребовали пересмотра концепций религии еврейской, в которых выражена идея «мужского господства», в том числе образности, применяемой в описании Бога. Поэтесса Марсия Фалк предложила новые формы бенедикций, где к Богу обращаются на иврите в женском роде. Деятельность феминистского движения повлияла на разработку новых сиддуров и ритуальных текстов в реформистском и реконструктивистском течениях. В консервативном иудаизме изменения носят более умеренный характер, однако и в консервативном молитвеннике «Сим шалом» предложено факультативное включение в текст молитв упоминания Сарры, Ревекки, Лии и Рахили наряду с именами патриархов. В текст Хаггады пасхальной, которая вышла под редакцией Рахели Анны Рабинович (1982), включено несколько дополнительных историй о женщинах. Тем не менее, все неортодоксальные течения в иудаизме воздержались от изменения литургии на иврите и феминистской перефразировки Божественной образности.
В 1991 г. при поддержке Американского еврейского конгресса и других фондов был основан Еврейский феминистский центр в Лос-Анджелесе. Здесь проводятся основанные на феминистском подходе различные еврейские курсы для взрослых по иудаизму, в том числе курсы повышения квалификации для преподавателей еврейских школ. В этой области работает организация Ма‘ян в Нью-Йорке и другие. Феминистское движение занимается такими проблемами, как избиение женщин, насилие по отношению к детям, которые долгое время считались совершенно не характерными для еврейской семьи. Несмотря на ряд достижений, лидеры феминистского движения, однако, полагают, что движению до сих пор не удалось добиться полного равенства женщин не только в религиозной сфере, но и в руководстве нерелигиозными организациями.
Феминистское движение в Израиле. Истоки израильского феминистского движения восходят к деятельности участниц второй алии (см. Алия). В старом ишуве, как среди ашкеназов, так и среди сефардов, женщины в рамках традиционного семейного уклада и не претендовали на самостоятельность (в первых мошавах, например, в Петах-Тикве или Рош-Пинне, запись земельной собственности велась только на мужчин), но уже в период Второй алии женщины приезжали в Эрец-Исраэль, как правило, не в составе семьи, а самостоятельно. Хотя они уступали мужчинам в уровне образования и знания иврита (30% женщин и 60% мужчин говорили на иврите к моменту прибытия в страну), но всех представителей Второй алии объединяли идеалы сионизма, социального равенства, стремление к духовному возрождению через физический труд на земле предков в свете учения А. Д. Гордона (см. Социализм еврейский). Мировоззрение халуцот (см. Халуцим) сформировалось под влиянием различных групп российского революционного движения, в котором, начиная с периода народничества, активно и наравне с мужчинами участвовали женщины. В некоторых поселениях, например в Седжере, женщины принимали участие не только в сельскохозяйственном труде, но и в охране поселка по ночам. Тем не менее, даже в первых квуцот (см. Киббуц) на долю женщин выпадали, главным образом, заботы о домашнем хозяйстве, тогда как мужчины этим обычно не занимались — сказывались не только патриархальные привычки, вынесенные из отчего дома, но и определенные аспекты сионистской идеологии, задачей которой было превратить слабого галутного (см. Галут) еврея в мужественного труженика и бойца, а такая установка не способствовала тому, чтобы мужчины занимались домашним трудом.
Халуцот, стремившиеся заниматься сельским хозяйством наравне с мужчинами, считали, что главное условие равноправия — получение необходимых профессиональных навыков. В 1911 г. Ханна Шохат-Майзель организовала в мошаве́ Киннерет сельскохозяйственную школу для девушек, которая сыграла значительную роль в изменении положения женщин в рабочем движении. Выпускницы школы получили возможность требовать равных условий труда в сельскохозяйственных поселениях, а иногда создавали и самостоятельные женские трудовые группы. В городах также стали возникать группы работниц, боровшихся за равные права с мужчинами.
Навыки взаимопомощи подготовили женщин к политической борьбе за представительство на форумах ишува, где выносились решения по важным общественным вопросам. В 1914 г., когда представительница женских групп не была приглашена на 5-ю конференцию Союза сельскохозяйственных рабочих Галилеи, женщины провели отдельную конференцию, в которой участвовало 30 делегаток, представлявших 209 работниц Иудеи и Галилеи; на ней было учреждено Движение работниц (Тнуат ха-по‘алот), которое возглавила Ада Фишман (Маймон; см. И. Л. Маймон). До начала Первой мировой войны было проведено еще четыре конференции, где обсуждались проблемы профессиональной подготовки, коллективных форм ухода за детьми и другие.
Женщины боролись за равноправие и в организации Ха-Шомер. Из 105 человек, входивших в организацию, женщин было двадцать три, но лишь шесть считались ее членами и участвовали в принятии решений. Требования женщин о предоставлении им полноправного статуса привели к тому, что в 1917 г. общее собрание постановило пойти им навстречу, но организация прекратила свое существование.
С установлением британского мандата (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период британского мандата) феминистское движение в Эрец-Исраэль развернуло активную борьбу за равноправное участие в строительстве страны. В рамках рабочего движения женщины добивались признания автономного статуса своего объединения. Движение работниц не участвовало как отдельное образование в первых выборах в Хистадрут (1920), проводившихся на основе партийных списков, в результате чего в руководящих органах Хистадрута не оказалось ни одной женщины. Тогда Ада Фишман заявила, что, если женщины не получат представительства в Совете Хистадрута, они организуют на следующих выборах отдельный партийный список. Руководство Ахдут ха-‘авода, опасаясь раскола, удовлетворило это требование. В 1921 г. был создан Мо‘эцет ха-по‘алот (Совет работниц; см. На‘амат), ему было предоставлено два места в Совете Хистадрута, которые заняли Ада Маймон (см. И. Л. Маймон) и Голда Меир (тогда Меерсон).
Довольно быстро выяснилось, что для Голды Меир, убежденной социалистки, на первом месте стояли интересы партии, а Ада Маймон была прежде всего феминисткой. В начале своей деятельности она стремилась наладить профессиональную подготовку женщин, главным образом в сельскохозяйственной сфере, считая, что если женщины приобретут специальность, равенство придет само собой. Убедившись в ошибочности такого подхода, Маймон начала отстаивать равноправие женщин во всех областях общественной жизни. Как член комиссии Хистадрута по вопросам алии, она требовала, чтобы женщинам предоставлялось равное с мужчинами число иммиграционных разрешений-сертификатов (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период британского мандата. Верховный комиссар Г. Сэмюэл). Руководство рабочего движения сочло позицию Ады Маймон слишком независимой и вывело ее из состава комиссии по алие. В знак протеста Маймон вышла в 1925 г. из Совета Хистадрута. В 1928 г. Голда Меир заменила ее на посту секретаря Мо‘эцет ха-по‘алот. Голда Меир, как и Д. Бен-Гурион, не считала желательным существование в рамках рабочего движения каких-либо групп (женских или на основе стран исхода), которые отстаивали бы собственные интересы, нарушая тем самым единство движения и централизм руководства. Постепенно организация Мо‘эцет ха-по‘алот сосредоточила свои усилия только на социальной поддержке и профессиональной подготовке женщин. Интересы домохозяек и работающих вне дома матерей отстаивала Организация трудящихся матерей (Иргун иммахот овдот). Впоследствии эти организации слились, образовав На‘амат.
Борьба женщин за равноправие в ишуве не ограничивалась рамками рабочего движения; особое значение имела задача обеспечения женщинам избирательных прав. Уже на 1-м Сионистском конгрессе (1897) женщинам было предоставлено право участия в голосовании. В тот период женщины не имели равных избирательных прав ни в одной стране, за исключением Новой Зеландии, отдельных районов Австралии и трех штатов США. Решение 1-го Сионистского конгресса имело принципиальное значение как прецедент для будущего еврейского государства. В Эрец-Исраэль вопрос об избирательном праве для женщин впервые обсуждался в 1903 г. на собрании представителей ишува в Зихрон-Я‘акове; подавляющее большинство пошло за ортодоксально-религиозными делегатами и выступило против предоставления женщинам избирательных прав. Когда после Первой мировой войны британских власти дали ишуву возможность выбрать свой представительный орган, выявились острые разногласия между религиозными кругами и остальными группировками по вопросу о правах женщин. Ультраортодоксы отказались признать за женщинами не только право быть избранным, но и право на участие в голосовании.
В первых выборах в Асефат ха-нивхарим (Собрание депутатов; см. Ва‘ад леумми), проводившихся 19 апреля 1920 г., ортодоксально-религиозные евреи отказались участвовать, поскольку до них были допущены женщины, и избрали своих представителей в отдельном туре голосования, в котором участвовали только мужчины, причем каждый из них имел два голоса (за себя и за жену). Вторая сессия Асефат ха-нивхарим первого созыва была отложена с мая 1921 г. на март 1922 г., и одной из причин, помешавших провести ее в срок, был категорический отказ религиозных делегатов участвовать в работе собрания, поскольку женщинам предоставлено избирательное право. Несмотря на продолжительные усилия решить эту проблему, делегаты и от ультраортодоксов, и от Мизрахи не принимали участия во 2-й и 3-й сессиях Асефат ха-нивхарим. Лишь в 1925 г. был принят принцип всеобщего и равного голосования, после чего движение Мизрахи согласилось участвовать в выборах, а ультраортодоксы бойкотировали их. Высший орган партии Агуддат Исраэль, Мо‘эцет гдолей ха-Тора, принял решение отмежеваться от Кнесет-Исраэль; оно оставалось в силе до Второй мировой войны.
Сопротивление религиозных кругов побудило либерально-центристские женские организации, в том числе Хадассу и ВИЦО, объединить свои усилия. В 1919 г. было создано Объединение еврейских женщин за равные права в Эрец-Исраэль (Хит’ахадут ха-нашим ха-‘иврийот ле-зхуйот шавот бе-Эрец-Исраэль), которое выставляло кандидатов в Асефат ха-нивхарим в 1920 г. и в 1925 г. На выборах 1920 г. Объединение получило семь мест, а в 1925 г. — уже 13 мест, или 15%. В немалой степени Объединение было обязано своими достижениями деятельности известной американской феминистки Розы Уолт-Штрос (1868–1938), которая прибыла в Эрец-Исраэль, желая способствовать борьбе за политическое равноправие женщин в ишуве. За 15 лет, проведенных ею в Эрец-Исраэль, она сумела наладить связи между местными женскими организациями и феминистским движением различных стран мира. Деятельное участие в борьбе за женское равноправие в ишуве принимала и Генриетта Сольд. Как и других участницы феминистского движения, придерживавшиеся либеральных взглядов, она полагала, что общество, основанное на принципах равенства и справедливости, не может не предоставить женщинам полного равноправия. Впоследствии Хит’ахадут ха-нашим ха-‘иврийот ле-зхуйот шавот бе-Эрец-Исраэль слилась с ВИЦО.
В силу сложившейся в ишуве расстановки сил либеральные феминистские движения не могли соперничать с организациями рабочего движения, которые считали, что установление справедливого социально-экономического уклада непременно приведет и к переменам в положении женщины. Женщины, входившие в руководство Хистадрута, сосредоточили свои усилия на борьбе за прогрессивное трудовое законодательство в интересах работающих матерей. Достижения в этой области были впоследствии закреплены в законодательных актах, принятых Кнесетом (см. Женщина). Они дали израильским женщинам права, которыми не пользовались в тот период женщины во многих развитых странах Запада. На‘амат, ВИЦО и Эмуна (женская организация движения Мизрахи) создали сеть дошкольных детских учреждений, без которых женщины не могли работать вне дома и участвовать в общественной жизни. Однако уже в 1930-х гг. начался отход от борьбы за подлинное равноправие женщин, который отражал важные процессы, происходившие в ишуве, а позднее — в израильском обществе.
Насущные задачи национального строительства и тяготы повседневной жизни не оставляли женщинам времени и сил для феминистской деятельности. Поскольку же обеспечение безопасности ложилось главным образом на плечи мужчин, женщины отошли от требований равноправия в общественной и профессиональной сферах и сосредоточились, по большей части, на воспитании детей в семье или в детских учреждениях. Даже в киббуцах не было женщин на руководящих постах ни в администрации, ни на производстве. Эта тенденция усилилась в первые годы существования государства из-за огромного притока репатриантов из мусульманских стран (см. Государство Израиль. Исторический очерк (1948–85). Массовая алия 1948–51. Социально-экономические проблемы), выросших в патриархальных традициях. Тем не менее, такие факторы, как призыв девушек на военную службу или избрание Голды Меир на пост главы правительства, создавали представление, будто они уже достигли полного равноправия во всех сферах жизни, и потребность в феминизме отпала. Если на выборах в Кнесет 1-го созыва участвовала ВИЦО, которая получила один мандат (депутат ВИЦО Рахель Каган, в частности, внесла законопроект, на основе которого был принят закон о равноправии женщин /1951/), то впоследствии ВИЦО не принимала участия в парламентских выборах.
В конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда на Западе и особенно в США начался расцвет феминистского движения, в Израиле феминизм первого поколения сионисток уже отошел в прошлое. Если молодые американки стали в этот период откладывать вступление в брак и рождение детей ради карьеры, то для израильтянок, даже нерелигиозных, на первом месте стояли традиционные семейные ценности. Такая ориентация объяснялась, прежде всего, тем, что в условиях враждебного арабского окружения и частых войн только крепкая семья давала ощущение безопасности. Кроме того, долгие годы приоритетными считались общественные задачи, а установка на личное совершенствование и карьеру воспринималась как негативная и для мужчин, и для женщин. Правда, в армии мужчины имели возможность выдвигаться благодаря храбрости и другим личным качествам, но женщинам в армии была заведомо уготована служебная роль. Блестящее армейское прошлое способствовало дальнейшей карьере в политике, государственной администрации или бизнесе, а женщины были лишены возможности проявить себя в армии. Это было одной из основных причин того, что представительство женщин в Кнесете и местных органах управления оставалось низким.
В начале 1970-х гг. израильтянки стали знакомиться с требованиями феминистского движения в США. Особое значение имела деятельность радикальной феминистки — репатриантки из США — Марши Фридман (родилась в 1938 г.). С помощью нескольких женщин, также родившихся в Америке, она создала в Хайфе группу, стремившуюся вызвать общественный интерес к феминистскому движению и «развеять миф о свободной израильтянке». Выступления этой малочисленной группы носили радикальный характер и не ограничивались привычными темами: обличением дискриминации женщин в религиозных судах (см. ниже) или их непропорционально малого участия в структурах власти. Пресса освещала деятельность М. Фридман и ее соратниц в сатирических тонах, однако это новое феминистское движение стало распространяться. В Тель-Авиве появилась новая группа, инициаторами создания которой выступили уже не американки, а коренные израильтянки Эстер Эйлам и Рут Резник. Еще одна группа, сочетавшая феминизм с антисионизмом, возникла в Иерусалиме. Общая численность феминистского движения в Израиле в 1970-х гг. не превышала 500 человек, однако они сумели привлечь к себе внимание общественности. Эстер Эйлам и Шила Прат основали небольшое издательство, выпускавшее, главным образом, переводы американской феминистской литературы. Активно участвовали феминистки в таких женских периодических изданиях, как журнал «Ат» и другие.
Важнейшую роль в популяризации нового феминизма в Израиле сыграло Движение за права гражданина (Тну‘а ле-зхуйот ха-эзрах), организованное в 1973 г. Шуламит Аллони. Стремясь расширить свою электоральную базу, она пошла на сотрудничество с феминистским движением и поместила М. Фридман на третье место в своем избирательном списке. На волне протеста, вызванного Войной Судного дня, новая партия получила три места в Кнесете 8-го созыва. Став депутатом, М. Фридман использовала трибуну для борьбы за цели феминизма. В 1974 г. она внесла законопроект о разрешении абортов; в 1975 г. впервые подняла вопрос об избиении женщин в семье. Выступления М. Фридман вызывали негативно-ироническую реакцию, однако впоследствии внесенные ею предложения учитывались при разработке законодательных актов.
Вскоре М. Фридман вышла из Движения за права гражданина и объединилась с А. Элиавом, а перед выборами 1977 г. создала женскую партию. И хотя новой партии не удалось преодолеть электоральный барьер, в ходе предвыборной кампании были собраны средства, позволившие М. Фридман и ее пяти соратницам организовать первое в Израиле убежище для женщин, подвергающихся избиениям в семье. Среди создательниц нового учреждения преобладали уроженки США. Тем не менее, в отличие от других начинаний феминистского движения, убежища для избиваемых женщин не были восприняты израильским обществом как нечто инородное, возможно, это было связано с традиционной для иудаизма заботой о беззащитных.
Но в целом израильское общество относилось к феминистскому движению как к искусственно возникшему явлению, «американскому импорту». На первом этапе в составе израильского феминистского движения преобладали новые репатриантки из США, приехавшие в Израиль после Шестидневной войны. Они обличали «сексизм» в повседневном поведении большинства израильских мужчин и насаждали понятие женской солидарности. Некоторые из них, движимые желанием защищать обиженных и угнетенных, выступали также с экстремистскими заявлениями в поддержку палестинцев. Особенно скандальный характер носили выступления М. Фридман, которая впоследствии (в 1981 г.) покинула Израиль. Тем не менее, и по сей день сочетание феминизма с борьбой за создание палестинского государства остается характерной чертой левого крыла израильского феминистского движения в целом. Заимствованные из США экстремистские модели феминистского движения препятствовали проникновению идей феминизма в широкие круги израильского общества.
Положительную роль в распространении феминистских идей в Израиле сыграло принятое в 1974 г. постановление Организации Объединенных Наций о том, что будущие десять лет станут «женским десятилетием». В международных конференциях, проводившихся в рамках этой программы, участвовали представительницы Израиля. Работа и резолюции таких конференций, как правило, осуждавшие израильскую политику, освещались в израильской прессе и электронных средствах массовой информации, что одновременно привлекало внимание общественности и к отсутствию подлинного равноправия женщин в стране. В декабре 1975 г. глава правительства назначил Комиссию по статусу женщин под руководством Оры Намир (см. М. Намир). В рамках ее деятельности действовали подкомиссии по проверке положения женщин в семье, на рабочих местах, в политической жизни и вооруженных силах. В 1977 г. Комиссия опубликовала отчет, и содержавшиеся в нем многочисленные рекомендации по улучшению положения женщины в израильском обществе стали в дальнейшем программой действий феминистского движения; результатом работы Комиссии стало также создание отдела по статусу женщины в департаменте главы правительства.
К началу 1980-х гг. в Израиле сложились условия, способствовавшие развитию феминистского движения. Развитие экономики вызывало потребность в дополнительной рабочей силе, и все большее число рабочих мест занимали женщины. Несмотря на гарантированное законом равенство, в оплате труда и продвижении служебной карьеры они намного отставали от мужчин. Резкое увеличение численности женщин с высшим образованием также вело к расширению феминистского движения. Немалую роль играли и сведения о деятельности феминистского движения в США, особенно еврейского феминистского движения в США (см. выше). Все эти факторы привели к созданию в 1984 г. непартийной структуры — Женского лобби за справедливость и равенство (Шдуллат ха-нашим ле-ма‘ан ха-цедек ве-ха-шивйон), которое объединило людей различных политических и религиозных взглядов, стремящихся добиться равноправия женщин во всех сферах жизни. Женское лобби в сотрудничестве с другими женскими организациями развернуло активную юридическую, воспитательную, информационную, исследовательскую и законотворческую работу в следующих направлениях: увеличение численности женщин в местных и государственных структурах власти; выдвижение женщин во всех сферах трудовой деятельности; воспитание у женщин лидерских навыков; развитие законодательной базы женского равноправия; обеспечение прав женщин при заключении и расторжении брака. Лобби занимается также защитой женщин, подвергающихся избиениям в семье, охраной здоровья женщин, борется против насилия в семье, поощряет повышение образования женщин. Женское лобби поддерживает тесные отношения с феминистским движением различных стран, в первую очередь с феминистским движением США, от которого получает значительную финансовую поддержку. В правление женского лобби входят депутаты Кнесета, общественные деятели, юристы, преподаватели университетов и т. д., его председатель — профессор Алис Шалви (родилась в 1926 г.).
Под давлением феминистского движения Кнесет принял ряд законодательных актов и поправок. Некоторые из них носят парадоксальный характер, так как, на первый взгляд, лишают женщин тех преимуществ, которые они имели ранее. Так, в 1987 г. был отменен запрет на привлечение женщин к работе в ночное время. В 1988 г. принят закон о равных возможностях в трудовой деятельности, согласно которому не только запрещается любая дискриминация женщин (при приеме на работу, в условиях труда, продвижении по службе, профессиональной подготовке и увольнении с работы), но и предоставляется женщине возможность выборочно использовать свои преимущества. Например, женщина имеет право решить, хочет ли она выйти на пенсию в 60 лет (на пять лет раньше пенсионного возраста для мужчин), но ее не могут отправить на пенсию до достижения 65 лет. Оплачиваемый отпуск по болезни ребенка теперь предоставляется любому из родителей, а не только матери.
Феминистское движение отстаивает принцип так называемой корректирующей дискриминации, то есть предпочтения женщин при замещении ответственных должностей. В 1993 г. Кнесет принял первый из таких законодательных актов — постановление, обязывающее министров назначать женщин в советы директоров тех государственных компаний, где они не имеют равноправного представительства. В 1995 г. сфера действия корректирующей дискриминации была расширена на все государственные службы, в руководящих органах которых, наряду с мужчинами, должна быть, по меньшей мере, и одна женщина. Феминистское движение следит за осуществлением этих решений; в случаях нарушений Женское лобби обращается в Верховный суд. В настоящее время женщины составляют около 20% директоров государственных компаний (до принятия постановления их было два процента), а среди руководителей отделов министерств их доля возросла с 14% в 1984 г. до 30% в 1995 г. С 1987 г. при Женском лобби действует телефонная служба, предоставляющая бесплатные юридические консультации по вопросам дискриминации женщин на работе.
Многие представительницы феминистского движения считают, что резкая диспропорция между мужчинами и женщинами в структурах власти всех уровней (всего шесть женщин-министров за время существования государства и не более десяти процентов членов Кнесета за весь период с 1949 г. по 1990-е гг.; до 1998 г. не было женщин-мэров) может быть ликвидирована также лишь путем корректирующей дискриминации или бронирования мест в избирательных списках. С этой целью было внесено предложение сократить государственную финансовую поддержку тем партиям, которые включают в список кандидатов в Кнесет менее 25% женщин. Реализация этого предложения затрудняется тем, что ультрарелигиозные партии (Шас, Агуддат Исраэль и другие) принципиально не включают женщин в списки своих кандидатов в Кнесет, а борющиеся за власть нерелигиозные партии не могут позволить себе лишиться поддержки ультраортодоксальных избирателей. В настоящее время в ряде партий приняты решения о бронировании для женщин определенного процента мест: в Израильской партии труда — 30%, в Ликкуде — 20%, в блоке Мерец — 40%. Феминистское движение выступает за практическое осуществление этих решений.
Важнейшим направлением деятельности феминистского движения остается борьба за права женщин и связанный с этим пересмотр укоренившихся норм поведения. Участницы феминистского движения исходят из того, что все формы ущемления прав женщин — от таких тяжких преступлений, как изнасилование или избиение в семье, до оскорбляющих ее достоинство домогательств или рекламы, граничащей с порнографией, — вытекают из восприятия женщины как сексуального объекта, а не личности. Борясь с «сексистскими» стереотипами, феминистское движение ведет разъяснительную деятельность в израильской периодической печати, организует семинары и т. п., пытаясь, например, бороться против сложившегося в значительной части израильского общества отрицательного стереотипа новых репатрианток из СНГ. Женское лобби совместно с Сионистским форумом начало в 1997 г. кампанию под девизом «Честь и хвала новой репатриантке», поставив своей задачей показать истинное лицо женщин последней алии, их вклад в жизнь страны. В 1987 г. Министерство образования издало директиву учитывать идеи равенства полов при подготовке воспитателей дошкольных учреждений, учителей, а также при составлении новых учебников. В университетах Израиля по инициативе феминистского движения начинается разработка так называемых гендерных наук (см. выше).
Тяжелое материальное положение матерей-одиночек, которых в Израиле около 60 тыс. (из них 35 тыс. — репатриантки из бывшего СССР, большинство из них не получает алиментов), вызвало ряд демонстраций протеста. В 1992 г. был принят закон о неполных семьях, предоставляющий им ряд льгот в получении ипотечной ссуды на приобретение жилья.
Поднятый феминистским движением вопрос об избиении женщин в семье привел к открытию убежищ для избиваемых женщин в ряде городов, а также к принятию закона, позволяющего удалить в этом случае мужа из семьи на семь дней. Проблема насилия в семье стоит на повестке дня в обществе, находится в центре внимания комиссии Кнесета по статусу женщин; тем не менее, она еще не решена.
Область семейного права в Израиле подпадает под юрисдикцию религиозных судов, поэтому женщинам крайне трудно добиться развода. Израильтянки участвуют в деятельности объединения ИКАР (см. выше). ИКАР стремится добиваться своих целей в сотрудничестве с представителями религиозных судов, избегая конфликта с ними. Среди приемлемых с точки зрения Галахи путей решения проблемы — заключение добрачных соглашений, предусматривающих возможность отмены брака, а также принуждение мужа к разводу, особенно в случаях, когда муж избивает жену, злоупотребляет алкоголем или наркотиками, и т. д. Рассматривается возможность предоставить религиозным судам полномочия предпринимать против мужа, отказывающего жене в разводе, такие санкции, как арест банковского счета, наложение денежного штрафа, запрет работать в общественных организациях или получать заграничный паспорт.
Большое значение имеет решение об открытии специальных курсов для подготовки женщин — поверенных в религиозных судах. С одной стороны, участие таких поверенных крайне важно для представления интересов жены при разбирательстве дела о разводе в религиозном суде, где все судьи — мужчины. С другой стороны, таким образом религиозные круги частично признали высшее религиозное образование для женщин.
Интерес к углубленному изучению иудаизма как среди выпускниц национально-религиозных школ, так и среди женщин, получивших нерелигиозное воспитание, но стремящихся к религиозному образу жизни, привел к созданию ряда учебных заведений для женщин, принадлежащих к различным течениям иудаизма. И среди преподавателей-раввинов, и среди студенток большую часть первоначально составляли выходцы из Северной Америки. В Израиле и за его пределами получили признание такие учебные заведения, как ортодоксальное училище для женщин, основанное раввином И. Коперманом и его женой Циппорой; училище Брурия, учрежденное Эстер Розенберг, институт исследования Торы МАТАН, который возглавляет одна из первых женщин — преподавательниц Талмуда Малка Бина; институт Керем, готовящий преподавательниц старших классов средних школ, которым руководит доктор Деби Вайсман.
Продолжая традиции американской организации Эзрат нашим (см. выше), религиозные участницы феминистского движения стремятся придать женщинам больший вес в ортодоксальной литургии, насколько это позволяет Галаха. В иерусалимской синагоге Иедидья, одной из основательниц которой была доктор Деби Вайсман, существуют женские группы, совершающие молитвы на рош ходеш (см. Новолуние) и на церемониях бат-мицвы; женщин вызывают к Торе, а в Симхат-Тора они пляшут со свитками Торы. Ортодоксальные группы женщин, молящихся вместе, существуют и в других местах, например, в Иерохаме. Первая подобная группа была создана Пниной Плай. Религиозные женщины также добиваются права участвовать в религиозных советах при местных органах самоуправления, причем в этой борьбе участвуют не только представительницы реформистского и консервативного течений, но и члены общества Эмуна; они находят поддержку в умеренно-ортодоксальных кругах, в первую очередь в Национальной религиозной партии. Наиболее радикальная группировка религиозного (неортодоксального) феминистского движения требует права произносить вслух молитвы у Западной стены в таллите, что встречает отчаянное сопротивление всех ортодоксов.
Некоторые требования феминисток вызывают недоумение и протест не только в религиозно-ортодоксальных кругах. Так, многие израильские военные выступали против того, чтобы разрешить девушкам сражаться в боевых частях или пилотировать военные самолеты, выдвигая такой серьезный довод, как опасность оказаться в арабском плену. Противники подобных новшеств говорят и о бессмысленности стремления к «механическому» или «тотальному» равенству между полами. Такой точки зрения придерживается и немало женщин. Некоторые из них опасаются, что ряд радикальных феминистских требований (например, так называемый либеральный развод без выплаты алиментов разведенным женщинам) может нанести лишь вред. Не вызвало единодушного одобрения и решение Верховного суда о подсудности сексуальных домогательств, принятое в марте 1998 г. и имеющее прецедентно-нормативное значение для израильских судов всех инстанций (см. Государство Израиль. Судебная система Израиля). Феминистское движение борется за принятие соответствующего закона.
Израильское феминистское движение неоднородно, в нем есть и умеренные, и экстремистские группировки; часто именно выступления последних привлекают внимание средств массовой информации и вызывают недоброжелательную реакцию в обществе, отодвигая в тень все положительные стороны деятельности феминистского движения.