Фердинанд и Изабелла
ФЕРДИНА́НД и ИЗАБЕ́ЛЛА (Fernando II de Aragón, 1452–1516, Isabel I de Castilla; 1451–1504) монархи, чей брак привел к объединению Арагона и Кастилии и образованию Испанского королевства (см. Испания). Благодаря религиозному рвению и приверженности папе Александру VI они снискали прозвание «католических монархов». По преданию, придворные евреи и марраны сыграли немалую роль в составлении брачного договора между наследницей Кастильского престола Изабеллой и принцем Арагона Фердинандом (1469); соглашение устанавливало равенство супругов в качестве соправителей. Со смертью Энрике IV в 1474 г. Фердинанд и Изабелла стали править Кастилией, а с воцарением Фердинанда на арагонском престоле в 1479 г. оба королевства были объединены. В 1476 г. Фердинанд и Изабелла окончательно запретили ссуду под проценты (см. Ссуда денежная).
В первый период своего правления Фердинанд и Изабелла продолжали традиционную политику королей христианской Испании, для которой была характерна относительная терпимость к евреям, что нашло свое выражение в готовности испанских монархов предоставить защиту своим еврейским подданным от погромов, инспирируемых монахами, и в назначении евреев на ответственные административные должности. Первым признаком изменения отношения «католических монархов» к евреям были принятые на заседании кортесов в апреле 1476 г. в Мадригале королевские эдикты. В 1477 г. Фердинанд и Изабелла ограничили городские районы, в которых разрешалось проживать евреям. Королевское постановление должно было быть проведено в жизнь в течение двух лет; были назначены специальные должностные лица, обязанные следить за исполнением указа. Тем не менее, вследствие практических трудностей сроки не были соблюдены. В городе Авила евреев обязали поселиться в кожевенном квартале у реки; в 1480 г. кортес Толедо постановил переселить евреев из еврейского квартала в район трущоб. Аналогичные акции проводились и в других городах Испании.
Убежденные, что политическое объединение Испании должно сопровождаться национально-религиозной консолидацией, «католические монархи» начали борьбу с распространенной среди марранов «ересью», то есть с их стремлением вернуться к иудаизму. Эта политика отвечала настроениям духовенства и горожан, требовавших принятия жестких мер против марранов. Результатом этого было учреждение испанской инквизиции, расследования которой показали, что значительное число марранов действительно хранит еврейские традиции и стремится к возвращению к иудаизму. Фердинанд и Изабелла обратились к папе Сиксту IV, чтобы тот утвердил учреждение в Севилье суда инквизиции. Папа утвердил севильский трибунал инквизиции в 1477 г., а первый суд состоялся там в 1481 г. В том же году несколько марранов были приговорены к сожжению. Когда во главе инквизиции стал духовник Изабеллы Томас де Торквемада (осень 1483), карательные действия, прежде всего против марранов, приняли исключительно жестокий характер. «Католические монархи» пришли к выводу, что еретические настроения марранов — следствие тесного общения между ними и евреями. Изгнание евреев из Андалусии в 1483 г. (евреям был дан месячный срок на сборы; изгнанники переселились в Эстремадуру и другие районы Кастилии) было первым крупномасштабным опытом перед тотальным изгнанием евреев из страны. Эдикт, запрещавший проживание евреев на всей территории Испании, был принят 31 марта 1492 г. и обнародован месяц спустя. На протяжении трех месяцев, которые были даны евреям на сборы, королевская чета принимала меры, чтобы изгнание осуществлялось в соответствии с их инструкциями, предусматривавшими защиту еврейского имущества от разграбления, однако эти меры были малоэффективны. 10 ноября 1492 г. Фердинанд и Изабелла декретом обещали защиту всем еврейским беженцам, которые вернутся из Португалии в Испанию с целью крещения. Тем, кто сможет доказать, что принял крещение в присутствии священнослужителя в одном из городов на границе между Португалией и Испанией, гарантировалось право выкупить свое имущество за ту же сумму, за которую они были вынуждены продать его перед изгнанием (однако предусматривалась компенсация средств, которые новые владельцы успели вложить в это имущество).
Решение Фердинанда и Изабеллы об изгнании евреев из Испании было мотивировано исключительно религиозно-политическими причинами и было осуществлено несмотря на ущерб, который эта мера нанесла хозяйству страны. Изгнание из Испании, повлекшее гибель множества изгнанников и огромные материальные потери, запечатлелось в памяти еврейского народа как один из наиболее трагических эпизодов в его истории.
Смотрите также
фольклор. Введение: своеобразие еврейского фольклора и его отражение в памятниках письменности