Фрумкин, семья
ФРУ́МКИН, семья общественных и государственных деятелей в Эрец-Исраэль и Израиле.
Исраэль Дов Фрумкин (1850, Дубровно, Белоруссия, – 1914, Иерусалим), журналист и общественный деятель. Родился в известной хасидской семье. В возрасте девяти лет приехал с семьей в Иерусалим, отец сам дал ему религиозное образование, а также учил с ним иностранные языки. В 1870 г. Фрумкин начал работать в газете «Хаваццелет», возобновленной незадолго до этого его близким родственником И. Баком (1797–1874), вскоре стал одним из редакторов газеты (вместе с М. Кохеном). Журналистский талант Фрумкина проявился в его острых публицистических статьях, направленных против лидеров ишува и прушим (митнагдим) в Иерусалиме; Фрумкин потребовал у них отчета о средствах, которые они получали в виде халукки. Будучи одним из руководителей хасидской общины и пользуясь поддержкой видных сефардских деятелей, а также глав маскилим, Фрумкин одним из первых в «старом ишуве» объявил на страницах газеты войну халукке. Он преследовал несколько целей — указать на неправильные принципы распределения средств, при которых нарушались права целых слоев иерусалимского населения; разрушить образ жизни, основанный на благотворительности, пробудить у еврейских жителей страны стремление к производительному труду. В связи с этим Фрумкин выступал за повышение уровня образования среди еврейского населения, за введение в школах светских наук, сельскохозяйственной и ремесленной подготовки. Резкие выпады Фрумкина против коррупции в иерусалимской общине привели к тому, что несколько раз газету запрещали. Однажды Фрумкин был даже арестован.
Статьи о халукке прославили газету и ее редактора: Фрумкин стал известен за пределами Эрец-Исраэль, его полемические произведения перепечатывали различные издания еврейской периодической печати на иврите и других языках. Фрумкин на страницах «Хаваццелет» боролся и с британскими миссионерскими организациями (см. Иерусалим. Исторический обзор. Османский период).
В 1873–75 гг. Фрумкин с А. М. Лунцем и другими основал кружок маскилим «Тиф’ерет Иерушалаим» и первую в городе библиотеку имени М. Монтефиоре.
Сначала Фрумкин горячо поддерживал первые сельскохозяйственные поселения, однако вскоре, когда проявился их светский характер, подверг их резкой критике. Накануне 1889 г., Субботнего года, многие раввины в России высказались за формальную продажу всех еврейских земельных угодий и обработку земли неевреями в течение года. Фрумкин, как и представители ашкеназской общины Иерусалима, выступил против этого решения.
В 1890-е гг. Фрумкин примирился с руководителями общин, ведавшими халуккой, и объединился с ними в борьбе против Ховевей Цион, Ахад-ха-‘Ама, к которому относился крайне враждебно, а также против Бней-Моше, Т. Герцля и сторонников политического сионизма.
Фрумкин был одним из основателей иерусалимского района выходцев из Йемена Эзрат-Ниддахим в Кфар-Шиллоах (ныне в Восточном Иерусалиме) и Мошав ха-зкеним ха-меухад в Иерусалиме. В 1954 г. вышло собрание сочинений Фрумкина под редакцией Г. Кресселя.
Гад Фрумкин, сын Исраэля Дова (1887, Иерусалим, – 1960, там же), израильский юрист, судья. Работал в газете отца, затем изучал право в Стамбуле, где в совершенстве выучил турецкий язык. Фрумкин был одним из первых евреев-юристов в Эрец-Исраэль времен турецкого владычества. В 1915–17 гг. практиковал в Иерусалиме как адвокат, в 1918–20 гг. был членом Иерусалимского арбитражного суда. В 1920 г. стал единственным евреем-судьей в Верховном суде Палестины, оставался в этой должности до конца британского мандата. Написал книгу воспоминаний «Дерех шофет б-Ирушалаим» («Путь судьи в Иерусалиме», Иер., 1955).