Френкин Михаил
ФРЕ́НКИН Михаил Самойлович (1910, Баку, – 1986, Иерусалим), советский, позже израильский историк. Отец Френкина работал на нефтепромыслах. В 1913 г. семья переехала в Привисленский край в Царстве Польском (с 1918 г. — Польша), где проживала до 1925 г. Френкин окончил польскую гимназию. После переезда в Советский Союз Френкин поступил на историческое отделение общественно-экономического факультета Ленинградского педагогического института имени А. Герцена. После окончания института (1931) работал преподавателем и заведующим учебной частью на рабфаке в Киевской (ныне Житомирской) области, а с 1932 г. — старшим ассистентом польского сектора Киевского института социального воспитания. В 1933–34 гг. Френкин находился в заключении по ложному обвинению в принадлежности к «Польской военной организации» (ПВО). После освобождения был принят в аспирантуру Московского историко-архивного института. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию и был назначен доцентом кафедры источниковедения истории СССР. Одновременно был исполнительным секретарем журнала «Архивное дело», органа Центрального архивного управления СССР. В 1939 г. был снова арестован по обвинению в принадлежности к «ПВО» и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях с последующей ссылкой на поселение и запретом работы по специальности. Отбывал срок заключения в Красноярском крае, Норильске, Ухте и др. отдаленных местах. С 1944 г. находился на поселении. В 1957 г. реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
В течение нескольких лет Френкин жил в Черновцах, работал научным сотрудником, а затем заведующим исторического отдела Черновицкого краеведческого музея. В 1961 г. вернулся в Москву, в 1962 г. восстановлен на работе в Московском историко-архивном институте. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Революционное движение на Румынском фронте (1917 – март 1918)». В 1972 г. получил звание профессора.
В Израиле с 1974 г. В 1974–80 гг. работал научным сотрудником Центра по исследованию Советского Союза и Восточной Европы в Еврейском университете в Иерусалиме (профессор-исследователь). В Израиле написал три монографии и несколько статей.
Основные труды Френкина: «Дон во второй половине 18 века» (Ростов-на-Дону, 1939; по теме кандидатской диссертации, почти весь тираж уничтожен); «Революционное движение на Румынском фронте: 1917 – март 1918» (М., 1965); «Русская армия и революция, 1917–1918» (Мюнхен, 1978); «Захват власти большевиками в России и роль тыловых гарнизонов армии: Подготовка и проведение октябрьского мятежа, 1917–1918 гг.» (Иер., 1982); «Трагедия крестьянских восстаний в России, 1918–1921 гг.» (Иер., 1987). Основная тема большинства работ — решающая роль русской армии в Февральской революции и в большевистском перевороте. Френкин проследил процесс разложения русской армии на разных фронтах, отметив, наряду с др. его факторами, разлагающую роль так называемого братания, служившего интересам как большевиков, так и немецкого командования. В работе 1982 г. Френкин выделил роль тыловых гарнизонов, которые обеспечили победу «реакционного большевистского мятежа». В работе, опубликованной в 1987 г., Френкин подчеркнул значение «реакционного переворота в деревне» в 1918 г. и крестьянских восстаний в 1918–21 гг. Особое внимание он уделил крестьянству Украины в его противостоянии городскому населению, русско-еврейскому «по своему национальному составу». Это противостояние Френкин рассматривал как «величайшую беду».
В большинстве работ Френкина значительное место уделяется истории евреев России, в основном в 1917–18 гг. Френкин показывает, что «еврейское национально-освободительное движение» в России несло большой урон в результате усилившегося распыления еврейского народа в ходе войны по всей территории страны, включения его активных сил в общерусские партии, разногласия в еврейских политических партиях и т. д. От этих недостатков не были избавлены и сионисты (см. Сионизм). По мнению Френкина, «еврейское национально-освободительное движение запоздало в своем развитии и поздно пришло в армию».
В статье «Роль русского еврейства в политических партиях России и в создании советского государственного аппарата в период революции и гражданской войны (1917–1921 гг.)», оставшейся в рукописи (см. также журнал «Кроссроуд», №3, 1979), Френкин отмечал огромный вклад евреев в создание и работу советского государственного аппарата, что на деле способствовало усилению антисемитизма в советской России.
В публицистике 1980-х гг. Френкин критиковал ряд израильских историков и журналистов (Ш. Эттингера, Ш. Спектора, Т. Фридгута, А. Абрамовича и др.) за «прорусские тенденции» в освещении истории Украины, «неверное» изображение ими истории еврейско-украинских отношений и «искажение» истории евреев Советского Союза. В ряде статей Френкин подверг жестокой критике левые круги Израиля, чьи действия, по его мнению, наносят ущерб безопасности страны. Френкин развивал в этих статьях тему «засорения» научных гуманитарных кадров в израильских университетах и в научных гуманитарных учреждениях левацкими и коммунистическими элементами. В своих научных работах, как и в публицистике, Френкин выступал в двойной роли — историка и судьи.