Франк Герц
ФРАНК Герц Вульфович (Герцль; 1926, город Лудза, Латвия – 2013, Иерусалим), кинорежиссер-документалист, сценарист. Отец — профессиональный фотограф-художник, в 1930-е гг. организовал еврейский народный театр в Лудзе. Мать, Роза Майофис, врач, происходила из раввинской семьи. Двоюродный брат матери — Исраэль Майофис (1897–1930) — еврейский писатель-юморист, переводчик Х. Н. Бялика и И. Крылова на идиш. Франк, его брат и три сестры воспитывались в сионистском (см. Сионизм) духе: были членами юношеских организаций Ха-Шомер ха-ца‘ир и Бетар.
Франк окончил общеобразовательную еврейскую школу в Лудзе, где преподавание велось на иврите, затем посещал иешиву и учился в латышской гимназии, позже (во время войны) окончил среднюю школу в России. Учился в Камышловском пехотном училище и одновременно во Всесоюзном юридическом заочном институте (окончил в 1947 г.). До 1952 г. служил в Забайкальском военном округе. После демобилизации подал документы на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, прошел творческий конкурс, но не был принят, так как его сестра была осуждена по 58-й статье за попытку нелегального выезда в Израиль. Несколько лет работал газетным фоторепортером и фотографом на Рижской киностудии.
Работу в кино Франк начал как сценарист (фильмы «Ты и я», 1963, «Репортаж года», 1965, «235 000 000», 1967, и другие). Международное признание ему принес сценарий фильма «Белые колокола» (1963) — поэтический рассказ о приключениях девочки в большом городе; фильм был сделан на стыке документального и игрового кино. В том же году фильм получил дипломы Международных кинофестивалей в Оберхаузене (ФРГ) и Сан-Франциско (США). В середине 1960-х гг. Франк начал работать как режиссер. Один из его первых самостоятельных фильмов «Полдень» (1965) — 15-минутный юмористический репортаж о концерте артистов Малого театра на строительной площадке под Ригой, в котором «зрелищем» стали в основном сами строители. Фильм снят одновременно четырьмя камерами, и в нем проявилась самая характерная черта творческого почерка режиссера: стремление к созданию на экране целостного пространства и ощущения непрерывно текущего времени. В 1967 г. Франк создал один из своих программных фильмов — «Без легенд» (совместно с А. Бренчем и А. Сажиным), в самом названии которого заложен протест против лжи и фальши. Это рассказ о жизни знаменитого рабочего, канонизированного советской прессой в начале 1950-х гг. Режиссер попытался стереть с живого человека газетный глянец и вглядеться в его действительно сложную жизнь. Поначалу фильм был запрещен цензурой, но с конца 1970-х гг. включен в учебную программу ВГИКа.
В 1973 г. Франк был награжден «Гран-при» Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате и Международного кинофестиваля в Оберхаузене за фильм «След души» (оператор К. Залцманис) — кинопортрет мудрого человека, солдата, бывшего батрака Эдгара Каулиня, сумевшего после войны построить в своем колхозе «социализм с человеческим лицом». Новым шагом в поисках Франка стал фильм «Радость бытия» (1974) — философское эссе о знаменитом селекционере П. Упитисе, любителе Омара Хайяма, вырастившем в северных широтах, в Латвии, «райский» сад экзотических деревьев. Франк в этом фильме использует свой подспудно сложившийся художественный метод: пристально вглядывается в жизнь, не нарушая ее органического течения. В фильме «Старше на десять минут» (1978) Франк (совместно со своим учеником, оператором Ю. Подниексом) осуществил эксперимент: в течение десяти минут без единой монтажной склейки (реальное и экранное время полностью совпадают) нам дают увидеть лицо ребенка, смотрящего кукольный спектакль. Лицо здесь оказывается зеркалом, отражающим мир души, мир сцены и огромный мир вокруг. В этом фильме, ставшем классикой мирового документального кино, окончательно сложился метод Франка, базирующийся не на монтажном столкновении кусков (принцип Д. Вертова), не на использовании кадров как пиктограмм, из которых можно сложить новые фразы, а на пристальном всматривании в зыбкую, постоянно меняющуюся жизнь, которая сама по себе обретает на экране художественную ценность.
В ряде фильмов Франк, юрист по образованию, обращается к теме преступления и наказания: «Запретная зона» (1975), «Чужая боль» (1983), «До опасной черты» (1984), «Высший суд» (1987) и «Жили-были Семь Симеонов» (1989).
Наибольший резонанс вызвал фильм Франка «Высший суд» (оператор А. Селецкис, фотограф В. Михайловский), который смотрели миллионы людей в России и за рубежом. Он построен на диалогах режиссера и человека, приговоренного к смертной казни за убийство. В фильме наиболее ярко проявилось умение Франка-кинодокументалиста проникать в душу человека, вызывая в ней ответные чувства, и сопереживать. Фильм впервые в Советском Союзе вызвал широкую общественную дискуссию «за» и «против» смертной казни. «Высший суд» получил несколько премий, в том числе «Золотая сестерция» (главный приз жюри, публики и служителей церкви) на Международном кинофестивале в Ньоне (Швейцария, 1987) и главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Свердловске (1989).
Важной вехой в творчестве Франка стал полнометражный фильм «Жили-были Семь Симеонов» (совместно с режиссером В. Эйснером; оператор Е. Корзун), рассказавший о трагической истории семьи Овечкиных из Иркутска. Создав в годы перестройки свой домашний джаз-ансамбль «Семь Симеонов», гастролировавший по стране и за рубежом, они попытались бежать на Запад, угнав самолет. Бегство закончилось штурмом самолета и самоубийством части членов этой семьи. Фильм получил «Гран-при» на кинофестивале в Лейпциге (Германия, 1990), в Сан-Себастьяне (Испания, 1991), бронзовую награду в городе Ямагата (Япония, 1991) и другие. В 1975 г. Франк получил звание заслуженного деятеля искусств Латвии и был дважды удостоен Государственной премии Латвии (1967, 1989).
В 1988 г. по приглашению организаторов 5-го Иерусалимского международного кинофестиваля Франк приехал в Израиль с фильмом «Высший суд» в составе первой после разрыва дипломатических отношений официальной делегации советских деятелей культуры. Под влиянием посещения Израиля и встречи с родными (сестрой — в прошлом узницей Сиона — и дочерью) Франк написал сценарий «Россия в Израиле» (1988), подразумевая под «Россией» не территориальные границы, а духовное, культурное и историческое пространство, в котором на протяжении столетий существовало русское еврейство.
В 1989 г. Франк снял фильм «Песнь Песней» — поэтический рассказ о любви и таинстве рождения человека. Фильм «Еврейская улица» (1992, сценарий написан совместно с Л. Ковалем и А. Гетманом) повествует о гибели латвийского еврейства в годы нацизма (две сестры Франка из Рижского гетто были отправлены в лагерь Штутхоф, где погибли). Тему Катастрофы европейского еврейства Франк впервые затронул в фильмах «Завещание» (1963) и «Приговор» (1966); во всех этих картинах акцент сделан не на ужасах и жестокости нацистов, а на силе духа их жертв.
В 1993 г. Франк приехал в Израиль, живет в Иерусалиме. В 1998 г. Франк снял фильм «Иш ха-Котел» («Человек Стены плача»; совместно с режиссером С. Винокуром и Я. Свирским; оператор А. Бройтман, композитор Д. Крупник, продюсер Л. Клипар) в жанре, который сам автор определил как «документальную мистерию». Картина была впервые показана на 15-м Иерусалимском кинофестивале (1998), а затем — на Международном еврейском кинофестивале в Нью-Йорке (1999). Фильм рассказывает о мистической силе Стены плача (см. Западная стена).
Франк — создатель 30 фильмов, один из основателей латышской школы поэтического документального кино. Его главная тема — трагическое в жизни человека, но его фильмы всегда полны надежд, обращены к поиску лучшего в человеке, к вечным ценностям.
Франк — автор более 100 публикаций о документальном кино. Самая значительная из них — книга «Карта Птолемея» (М., 1975), посвященная документальному кино как искусству, которое по своему воздействию может приблизиться к художественному. Франк — член жюри многих международных кинофестивалей, участник учебных программ киношкол в Аугсбурге (Германия), Москве и Тель-Авиве.
Брат Франка, Лев Вульфович Франк (1920–78), доктор юридических наук, основатель советской виктимологии — науки, исследующей проблемы жертв преступления (возникла в Западной Европе после Катастрофы).