Феррара

ФЕРРА́РА, город в центральной части Италии, в области Эмилия-Романья. Основан не позднее 8 в. Существует предположение, что евреи жили в Ферраре еще в эпоху античности: по мнению некоторых историков, на это указывает одна из обнаруженных в городе древнеримских надписей. Еврейская община Феррары упоминается также в документах, датируемых 1088 г. и 1275 г. (в последнем по времени документе речь идет о предоставленных евреям привилегиях). В первые годы 14 в. инквизиция наложила на общину города тяжелые штрафы. В 1376 г. два антиеврейских сонета написал феррарский поэт Франческо ди Ваноццо.

С середины 15 в. положение евреев Феррары, которым стали покровительствовать владевшие городом герцоги д’Эсте, значительно улучшилось. В 1448 г. Лионелло д’Эсте обратился к папе римскому с просьбой обуздать монахов, выступавших в Ферраре с антисемитскими проповедями; эта просьба была удовлетворена. Борсо д’Эсте объявил в 1451 г., что берет под защиту всех евреев, которые проживают в его владениях или переселятся в них в будущем, а Эрколе I не только проигнорировал в 1473 г. требование папы принять меры против евреев, в особенности против ростовщиков, но и разрешил Шмуэлю Мелли из Рима купить в Ферраре особняк с тем, чтобы переоборудовать его под синагогу. В 1477 г. Аврахам бен Хаим Мин-ха-цов‘им (в буквальном переводе с иврита `из красильщиков`; по-итальянски — деи Тинтори) открыл в Ферраре одну из первых в мире еврейских типографий (см. Книгопечатание), где были, в частности, напечатаны комментарии к книге Иова и один из разделов фундаментального галахического (см. Галаха) труда рабби Я‘акова бен Ашера «Арба‘а турим». Во второй половине 15 в. Аврахам Царфати преподавал иврит в университете Феррары; в городе жил также географ и философ Аврахам Фариссол.

В 1490-х гг. в Ферраре появились евреи, изгнанные из Испании; Эрколе I разрешил им селиться в городе, заниматься торговлей и медициной, избирать из своей среды старейшин и даянов; вновь прибывшим были предоставлены налоговые льготы. Таким образом, в Ферраре возникла самостоятельная сефардская (см. Сефарды) община, которая вскоре открыла свою синагогу. В 1532 г. Эрколе II пригласил в Феррару ашкеназов из Богемии (см. Чехия) и германских земель, в 1524 г. и 1538 г. — евреев Милана (подвергавшихся в то время преследованиям), в 1541 г. — еврейских изгнанников из Неаполитанского королевства. В 1569 г., когда евреям пришлось покинуть города Папской области (за исключением Рима и Анконы), многие семьи из Болоньи перебрались в Феррару. Каждая группа еврейских переселенцев образовала отдельную общину, так что уже к середине 16 в. в городе насчитывалось десять синагог; численность еврейского населения Феррары возросла к 1601 г. до 1,5 тыс. человек. Герцоги д’Эсте, как правило, не позволяли церкви притеснять евреев, однако в 1553 г. ей все же удалось устроить в Ферраре публичное сожжение конфискованных экземпляров Талмуда. В 1554 г. в городе состоялся съезд представителей еврейских общин Италии, на котором обсуждался вопрос о возможности предотвращения в будущем подобных акций (в частности, было предложено устранить из книг на иврите все фрагменты, могущие вызвать недовольство христианских цензоров).

В 16 в. Феррара на сравнительно короткое время стала важным центром еврейской учености и культуры. В это время в городе жили поэты Я‘аков Фано, философ и писатель Аврахам деи Галиччи Ягель, каббалист (см. Каббала) рабби Иехуда Хайят, историограф Азария бен Моше деи Росси, хронист Шмуэль Уске, врачи Аматус Лузитанский (преподавал медицину в местном университете), Моше Амрам (умер в 1605 г.) и его сын Азриэль Птахия Алатино. В Ферраре похоронен Ицхак бен Иехуда Абраванель (умер в Венеции). В 1551 г. в городе вновь начала работать еврейская типография, принадлежавшая Шмуэлю ибн Аскара Царфати из Песаро, а затем Аврахаму Уске; до ее закрытия в 1558 г. (по всей видимости, по требованию церкви) в ней было напечатано свыше 30 наименований книг на иврите, а также немало изданий на испанском и португальском языках, включая так называемую Феррарскую Библию. В 1540–50-х гг. в Ферраре прожила несколько лет донья Грация Наси (см. Иосеф Наси).

В 1598 г. Феррара вошла в состав Папской области; в том же году новые власти предписали евреям носить отличительный знак, а в 1599 г. приказали им продать всю находившуюся в их владении недвижимость, ограничили число синагог тремя (для итальянских евреев, сефардов и ашкеназов) и закрыли все ссудные конторы (последнее распоряжение вскоре отменили, но в 1683 г. оно было возобновлено). В 1624 г. началось строительство гетто, в которое два года спустя согнали все еврейское население города. Евреев заставляли слушать проповеди католических священников, призывавших их креститься; еврейским врачам запрещалось оказывать какую-либо помощь христианам. На протяжении 17–18 вв. толпы горожан неоднократно (в 1648, 1651, 1705, 1747 и 1754 гг.) врывались в гетто и устраивали в нем погромы; в 1721 г. на евреев Феррары был возведен кровавый навет. Все это препятствовало росту численности феррарского еврейства: в 1703 г. она составила 1600–1800 человек (328 семей) и лишь в первой половине 19 в. достигла двух тысяч человек. В 18 в. среди евреев Феррары выделялись галахист и врач раввин Ицхак Лампронти (1679–1756), составитель талмудической энциклопедии «Пахад Ицхак», автор введения в Талмуд раввин Шмуэль Финци (умер в 1791 г.), поэт и раввин Я‘аков Даниэль Ольмо (1690?–1757). Как явствует из такканот феррарской общины, относящихся к 1767 г., в это время в городе работала талмуд-тора, а еврейских детей, не проявлявших способностей к наукам, отдавали в обучение к типографу с тем, чтобы искусство книгопечатания на иврите не было утрачено.

В 1796 г., когда Феррару заняли французские войска, евреи получили равные с христианами гражданские права; в 1797 г. были снесены ворота гетто. В конце 18 в. – начале 19 в. город неоднократно переходил из рук в руки, и с каждой сменой администрации менялось и положение евреев. В 1814 г. Феррара вновь оказалась под властью папы римского; многие из ограничительных законов, действовавших здесь до 1796 г., восстановлены не были, однако в 1826 г. евреям вновь запретили жить за пределами гетто. Эмансипация феррарского еврейства завершилась лишь в 1859–60 гг., когда город вошел в состав объединенной Италии.

В конце 19 в. – начале 20 в. евреи Феррары процветали; некоторые из них играли важную роль в местной администрации (Р. Равенна был в начале 1920-х гг. мэром города) и в центральных представительных органах итальянского еврейства (сионист Ф. Равенна, 1869–1937 гг., возглавлял в 1933–37 гг. Объединение еврейских общин страны). Тем не менее численность еврейского населения Феррары в этот период значительно уменьшилась, главным образом в результате переселения многих семей в Рим, Милан и другие крупные города: в 1931 г. в феррарскую еврейскую общину входило 822 человека. Осенью 1943 г. и зимой 1943–44 гг., когда бо́льшая часть Центральной Италии находилась под контролем германских войск, в лагеря смерти были депортированы около двухсот феррарских евреев (из них остались в живых лишь пятеро), еще трое погибли 14–15 ноября 1943 г. в самом городе. В сентябре 1941 г. итальянские фашисты разгромили и осквернили сефардскую синагогу Феррары, в 1944 г. нацисты ее разрушили. После окончания Второй мировой войны в Ферраре проживало около двухсот евреев, в 1970 г. — около ста пятидесяти, в середине 1990-х гг., по некоторым данным, — менее ста.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Фабиюс Лоран

Фима

Франция. Отношения с Израилем

Фрид Альфред

Фрид Григорий