Финли Мозес
ФИ́НЛИ Мозес, сэр (Финкельштейн; Finley, Sir Moses; 1912, Нью-Йорк, – 1986, Кембридж, Великобритания), английский историк античности. В начале 1930-х гг. Финли окончил Колумбийский университет (Нью-Йорк). В 1952 г., во время идеологической кампании, направленной против коммунистов и левых в американском обществе, был уволен из Ратгерского университета. В 1952 г. переехал в Англию. В 1955–70 гг. был лектором, в 1970–79 гг. — профессором, в 1976–82 гг. — руководителем Дарвин-колледжа в Кембриджском университете.
В 1962 г. получил английское гражданство, в 1979 г. был возведен в рыцарское звание. Финли — автор многих трудов, посвященных экономической и социальной истории Древней Греции, в том числе: «Исследование о земле и кредите в древних Афинах. 500–200 гг. до н. э.» (Нью-Брансуик, 1952), «Мир Одиссея» (Н.-Й., 1954), «Древние греки» (Н.-Й., 1963), «Античная экономика» (1973), «Конституция предков» (1973). Исследуя характер античной экономики, Финли подчеркивал, что рабство было одним из главнейших элементов древнегреческой цивилизации. Он рассматривал состояние занятости рабов и отмечал, что в одних отраслях хозяйства их использовали больше, чем в других, например, в рудниках и каменоломнях их труд преобладал и использовался шире, чем в сельском хозяйстве. В торговле и в ростовщичестве рабы могли занимать даже должности управляющих.
Несмотря на то, что на историческую концепцию Финли определенное влияние оказали воззрения К. Маркса, он выступал против ряда тезисов марксистской историографии. Так, Финли считал, что марксистское понятие класса не может быть применено к древнему миру и утверждал в работе «Античная экономика», что для той эпохи правомерно использовать понятия «сословие», «статус». Финли подчеркивал, что основными отличительными чертами древнегреческого общества были преобладание земельных собственников, среди которых большую часть составляли владельцы мелких хозяйств, а также развитие торговли и производства преимущественно на семейной основе, с минимальным доходом. Поэтому Финли считал, что в применении к такому обществу следует говорить не о классах, а лишь о богатых и бедных. При этом он обращал внимание на тесную связь античной экономики с господствующей тогда идеологией. В государственной жизни греческих полисов Финли отводил первенствующую роль политическим факторам. Так, он считал богатство Афин результатом не экономического развития, а политической власти над Грецией.
Финли резко возражал против модернизированного подхода к изучению исторических процессов, против стремления использовать историю античного мира в качестве предмета полемики между западной и советской историографией, хотя признавал, что «изучение и написание истории... является формой идеологии».