Форман Милош
ФО́РМАН Милош (Forman, Miloš; родился в 1932 г., город Часлов, Чехословакия), чешский и американский кинорежиссер. Сын профессора педагогики. Мать (протестантка) и отец погибли в нацистском концлагере, Форман воспитывался у родственников. Окончил Пражскую академию музыки и драматического искусства (учился там в 1950–54 гг.). С середины 1950-х гг. принимал активное участие в создании пражского театра синтетического искусства «Латерна магика» («Волшебный фонарь»), включавшего элементы музыки, танца, пантомимы и кино, был одним из сценаристов и режиссеров этого театра. В 1965 г. дебютировал как кинорежиссер в двух документальных фильмах под общим названием «Конкурс»: «Соревнование талантов» и «Если бы не было музыки». Фильмы были посвящены молодежи, увлекающейся джазом и демонстрирующей свое искусство перед профессиональным жюри. В 1964 г. Форман поставил полнометражный фильм «Черный Петр» («Петр и Павла») — кинокомедию, проникнутую лукавым чешским юмором в духе Я. Гашека.
Фильм достоверно передавал бесцветную жизнь простых людей, затрагивал проблему конфликта поколений. В нем снимались как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Использование рок-музыки в фильме воспринималось в те годы как символ протеста.
Продолжая работать в этом стиле, Форман поставил еще два фильма: «Ласки блондинки» (1965) и «Бал пожарных» («Горит, моя барышня», 1967). Они стали революционным событием в чешском кино. Фильмы Формана были запрещены на родине, но куплены для проката во Франции и с успехом шли в разных странах. Фильм «Черный Петр» получил первую премию на Международном кинофестивале в Локарно.
Картины Формана были выдвинуты и на премию «Оскар». Он стал признанным лидером «чешской волны» в кино, представленной такими режиссерами, как Ф. Пассер (родился в 1933 г.), И. Менцель, Я. Кадар и др. Это направление связано с периодом так называемой Пражской весны. Когда советские войска вторглись в Чехословакию (август 1968 г.), Форман находился во Франции, где снимал новый фильм. Оттуда он переехал в США, где начался новый период творчества режиссера. Его первый фильм на английском языке «Отрыв» (1971; премия Международного кинофестиваля в Канне), посвященный постоянной для Формана теме конфликта поколений, был снят в жанре сатирической комедии. Смешной, но в то же время безжалостный и язвительный фильм был принят американскими зрителями настороженно. В 1972 г. Форман снял один из эпизодов в документальном фильме нескольких режиссеров «Взгляд восьми», посвященный Олимпийским играм в Мюнхене. Фильм почти не затрагивал тему убийства израильских спортсменов во время Олимпиады (см. Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле; Спорт. Спорт в Израиле).
В 1975 г. Форман снял фильм «Полет над гнездом кукушки» (экранизация романа К. Киди, продюсер М. Даллас /родился в 1944 г./). Картина была удостоена пяти премий «Оскар». Герой фильма — борец против удушающей диктатуры персонала психиатрической больницы. Достоверные реалии больничной жизни воспринимаются в фильме как метафора противостояния свободного человека подавляющей общественной системе.
В фильме-мюзикле «Волосы» (1979) Форман экранизировал знаменитый бродвейский спектакль 1967 г. Фильм затрагивает тему войны во Вьетнаме, студенческих волнений, стихийного бунта движения хиппи, настроения которого были близки Форману «Волосы» — подлинный реквием мечтам и надеждам «бунтующих шестидесятых».
Фильм Ф. «Рэгтайм» (1981) — экранизация антирасистского романа Э. Л. Доктороу. Фильм «Амадей» (1984) по пьесе П. Шеффера — свободная трактовка истории о соперничестве Сальери и Моцарта.
Фильм «Вальмон» (1989), экранизация романа Ш. де Лакло «Опасные связи», полон французского изящества, окрашенного присущей Форману иронией. Фильм «Народ против Ларри Флинта» (1996) основан на фактах биографии издателя скандального порнографического журнала «Хаслер». Форман как бы утверждает, что аморализм — неизбежная плата за свободу слова. Фильм отличается идейной остротой и парадоксальностью, хотя в нем нет эмоциональной силы и тонкой иронии, свойственных режиссеру. Фильм получил премию «Золотой медведь» на Международном кинофестивале в Берлине.
В основе фильма Формана «Человек на Луне» (1999) лежит реальная биография комика Э. Кауфмана, который превратил свою жизнь в шутовскую игру.
С 1975 г. Форман — гражданин США. С того же года он профессор и один из директоров отделения кинематографии Колумбийского университета (Нью-Йорк).