Франкфурт-на-Майне

ФРА́НКФУРТ-НА-МА́ЙНЕ (на идиш — Врангвурт), город в западной части Германии, в земле Гессен. Основан не позднее 8 в.

Наиболее раннее упоминание о евреях во Франкфурте-на-Майне относится к 1074 г., когда император Священной Римской империи включил его в список городов, где еврейским купцам из Вормса предоставлялось право беспошлинной торговли. Около 1050 г. раввин Эли’эзер бен Натан из Майнца писал, что франкфуртская еврейская община невелика, но зажиточна и имеет четкую организационную структуру, а на ярмарки во Франкфурте-на-Майне приезжает много евреев из других городов. В конце 12 в. во Франкфурт-на-Майне переселялись еврейские семьи из Кельна; еврейский квартал (проживание в котором не было обязательным) находился в это время в южной части города и фактически представлял собой его деловой и административный центр (здесь находились ратуша и монетный двор).

В первой половине 13 в. численность еврейского населения Франкфурта-на-Майне достигла 200 человек. Город стал одним из центров еврейской учености; здесь жил раввин Шим‘он ха-Даршан (то есть `Проповедник`), автор крупнейшего сборника мидрашей, названного по его имени «Ялкут Шим‘они». В 1241 г., когда монголо-татары (в которых часть современников видела потомков десяти колен Израилевых исчезнувших) начали поход в Центральную и Западную Европу, отношения между евреями и христианами во Франкфурте-на-Майне (как и во многих других городах Германии) заметно ухудшились. Конфликт, связанный с намерением одного из евреев перейти в христианство и попытками родственников удержать его от такого шага, привел к погрому: 30 мая 1241 г. бюргеры-христиане ворвались в еврейский квартал (этому предшествовали две неудачные попытки взять его штурмом, предпринятые днем ранее) и учинили в нем резню. Погибло до 3/4 еврейского населения города; спастись удалось лишь тем, кто согласился принять крещение. Погромщики разграбили и сожгли дома евреев, разрушили синагогу. Император Фридрих II, считавшийся верховным покровителем евреев, назначил комиссию по расследованию обстоятельств, приведших к кровавым беспорядкам; в ходе этого расследования завязалась дискуссия о том, правомерно ли крещение насильственное. В итоге участники резни были помилованы; одновременно Фридрих II гарантировал оставшимся в живых евреям личную неприкосновенность и объявил, что впредь будет сурово карать зачинщиков антиеврейских выступлений. Общины западных областей Германии включили в литургию Ава девятого особую молитву в память о погибших во Франкфурте-на-Майне.

К началу 1270-х гг. Франкфурт-на-Майне вновь стал крупным еврейским центром. Местная община имела свою синагогу, кладбище (было открыто не позднее 1272 г., функционировало до 1828 г.), микве, больницу, танцевальный зал, где устраивались свадьбы и другие торжества; в городе действовали еврейские учебные заведения и благотворительные общества. В конце 13 в. – начале 14 в. муниципалитет Франкфурта-на-Майне благожелательно относился к евреям; в его официальных извещениях излагалось содержание папских булл, направленных против кровавого навета. При уплате определенной суммы евреев заносили в официальный список бюргеров, что давало им равные с христианами гражданские права. Вместе с тем, из-за постоянного роста налогов, которые евреи платили в императорскую казну, материальное положение общины постепенно ухудшалось, а 24 июля 1349 г., во время эпидемии «Чёрной смерти» (чумы), она вновь была почти полностью уничтожена (многие евреи предпочли поджечь свои дома и погибнуть в огне, чтобы не попасть в руки убийц). В том же году император Карл IV передал еврейское население Франкфурта-на-Майне под юрисдикцию городских властей, отказавшись в их пользу от податей, взимавшихся с евреев, и около 1360 г. муниципалитет вновь позволил еврейским семьям селиться в городе.

В 15 в. и особенно в 16 в. численность еврейского населения Франкфурта-на-Майне быстро увеличивалась: в 1463 г. она составила, согласно официальным данным, 110 человек, в 1520 г. — 250, в 1569 г. — 900, в 1580 г. — 1,2 тыс., в 1600 г. — 2,2 тыс. Евреи занимались главным образом коммерцией (в частности, торговлей жемчугом и драгоценными камнями, тканями, кожей и готовым платьем), а также ссудо-кредитным делом (см. Ссуда денежная) и, в меньшей степени, ремеслом. Поскольку они играли важную роль в экономике города, а взимавшиеся с них налоги составляли значительную часть его доходов, муниципалитет неизменно возобновлял разрешение на постоянное проживание евреев во Франкфурте-на-Майне (срок его действия составлял три года), игнорируя жалобы христиан на конкуренцию с их стороны и на дороговизну продуктов питания, якобы вызванную бурным ростом еврейского населения. Евреям разрешалось также переселяться во Франкфурт-на-Майне из других городов (с санкции местных властей в каждом конкретном случае): так, на рубеже 15 в. и 16 в. здесь обосновалась часть еврейских изгнанников из Нюрнберга. Муниципалитет не запрещал евреям давать деньги в рост (см. Ссуда денежная) и сам зачастую брал у них ссуды; в то же время ростовщиков-христиан (например, выходцев из Ломбардии) во Франкфурт-на-Майне не допускали. С другой стороны, в начале 1460-х гг. во Франкфурте-на-Майне было создано гетто; оно находилось в отдаленном и малонаселенном районе Вольграбен и было обнесено стеной с тремя воротами. Муниципалитет за свой счет выстроил в нем несколько жилых домов, танцевальный зал, больницу и две гостиницы для торговцев, приезжавших на ярмарки; все остальные расходы, связанные с переселением на новое место, евреям пришлось взять на себя.

По крайней мере с 15 в. франкфуртскую общину (считавшуюся после изгнания евреев из Нюрнберга в 1499 г. главной общиной западногерманских земель) возглавляли, наряду с раввинами, 14, а затем 16 старост (форгенгеров, буквально `предводителей`), которых пожизненно избирали главы семей, плативших внутриобщинные налоги. Работой коллегии старост руководили два председателя (баумайстеры), назначавшиеся из числа ее членов на два года и пользовавшиеся на протяжении этого срока чрезвычайно широкими полномочиями. В 16 в. число форгенгеров сократилось до десяти (отчего их стали называть ценер — `десятники`). В начале 17 в. было дополнительно избрано еще десять ценеров, однако старосты, входившие в прежний состав коллегии, блокировали их избрание на должность председателя; это вызвало конфликт, который завершился в 1618 г. смещением всех «новых» ценеров и избранием вместо них семи старост, получивших те же права, что и «старые» ценеры. Такканот, исходившие от духовного и светского руководства общины и касавшиеся всех аспектов ее религиозной, социальной и экономической жизни, не только способствовали формированию и закреплению традиций местного еврейства (включая особые ритуалы), но и оказывали воздействие на другие группы германского еврейства. В 1509–10 гг. раввины и старосты франкфуртской общины сыграли важную роль в срыве предпринятой Иохананом Пфефферкорном попытки организовать по всей стране повальную конфискацию еврейских книг; около 1500 томов, изъятых им у евреев Франкфурта-на-Майне в сентябре 1509 г., были по приказу императора возвращены владельцам.

Во второй половине 16 в. – начале 17 в. экономическое положение евреев Франкфурта-на-Майне было благоприятным; среди них появилось немало зажиточных торговцев и финансистов. Город стал одним из центров еврейской учености. Здесь жил знаменитый талмудист (см. Талмуд) и каббалист (см. Каббала) Иеша‘яху бен Аврахам ха-Леви Горовиц (правильнее — Хоровиц); широкой известностью пользовались работавшие во Франкфурте-на-Майне иешивы Эли‘эзера Тревеса (1495–1566) и Акивы бен Я‘акова Франкфуртера (умер в 1597 г.), привлекавшие студентов со всех концов Германии и из других стран. Во Франкфурте-на-Майне родились талмудист Меир бен Я‘аков Шифф и автор гомилетических комментариев к Библии, мидрашам и книге Зохар Элияху бен Моше Ашкенази Лоанс (1564–1636). Франкфуртские раввины и даяны считались непревзойденными знатоками Галахи; в 1562, 1582 и 1603 гг. в городе созывались раввинские съезды.

В начале 17 в. отношения между евреями и христианами во Франкфурте-на-Майне вновь резко ухудшились; это было вызвано как повышением уровня жизни евреев, происходившим на фоне общей стагнации экономики города, так и борьбой между городским патрициатом, покровительствовавшим евреям, и не представленными в муниципалитете цехами, которые видели в них опасных конкурентов. Лидер ремесленников Винцент Фетмильх (пряничник по профессии, называвший себя «новым Хаманом») потребовал изгнать евреев из города, утверждая, что они подкупили муниципалитет, где цехи не представлены, и таким образом получили возможность безнаказанно нарушать ограничительные законы и наживаться за счет христиан. Когда патрициат отверг это требование, начались нападения как на евреев, так и на членов муниципального совета. На Шаву‘от 1614 г. группа ремесленников пыталась ворваться в гетто, но была отброшена. 22 августа того же года большая толпа погромщиков, предводительствуемая самим Фетмильхом, вновь атаковала еврейский квартал; его обитателям, защищавшимся с оружием в руках, пришлось искать убежища в домах христиан и на кладбище. Участники беспорядков разграбили имущество евреев и сожгли то, что не смогли унести. 24 августа Фетмильх, фактически взявший власть в свои руки, приказал очистить город от евреев, и 1380 человек (в основном мужчины; женщины и дети были заблаговременно вывезены в безопасные места) покинули Франкфурт-на-Майне. Изгнанники обосновались в окрестных городках и деревнях, однако вскоре император Маттиас приказал вернуть их в город, и 10 марта (20 адара) 1616 г. евреи, сопровождаемые отрядом правительственных войск, при звуках труб и барабанов торжественно вступили во Франкфурт-на-Майне. Фетмильх был четвертован; части его тела выставили напоказ в разных концах города. Дом зачинщика погрома был снесен, на его месте воздвигнут позорный столб со стихотворением на немецком и латинском языках, описывающим казнь Фетмильха. Объявив о принятии франкфуртских евреев под свое покровительство, император навсегда запретил муниципалитету изгонять тех из них, кто прожил во Франкфурте-на-Майне более трех лет, вменил городским властям в обязанность обеспечивать безопасность общины и приказал им выплатить евреям в качестве компенсации 175 тыс. золотых. В память о событиях 1614–16 гг. руководители франкфуртского еврейства учредили ежегодный Пурим-Винц (от имени Винцент; см. Пурим местный), праздновавшийся 20 адара; подробное описание этих событий содержится в поэме Элханана бен Аврахама Хелина, написанной на иврите («Мегиллат Винцент») и идиш («Винц-Ханс лид»).

В 1618 г. во Франкфурте-на-Майне проживало 370 еврейских семей (занимавших 195 домов), в 1694 г. — 415; к 1709 г. численность общины достигла 3019 человек. Среди них по-прежнему преобладали финансисты и коммерсанты; например, в 1694 г. 109 глав семей занимались ссудо-кредитным делом или куплей-продажей подержанных вещей, 106 торговали тканями и галантереей, 26 — бакалейными товарами, девять содержали питейные заведения. В городе действовали многочисленные ограничительные установления: евреям не разрешалось покидать пределы гетто после наступления темноты (по воскресеньям и в дни христианских праздников — после четырех часов дня); в христианских кварталах им запрещалось ходить по тротуару, собираться группами, появляться на определенных улицах, приближаться к ратуше и собору. В случае приезда во Франкфурт-на-Майне высокопоставленных особ евреев немедленно запирали в гетто; лишь в 1790 г. им впервые позволили наблюдать за церемонией коронации императора (традиционно проходившей во Франкфурте-на-Майне), но только из окон или со специально устроенных подмостков.

Несмотря на рост еврейского населения, муниципалитет противился расширению гетто, и вскоре резервы жилой площади в нем были исчерпаны. Пытаясь решить проблему перенаселенности, евреи добавляли к домам все новые и новые этажи, что в условиях чрезвычайно плотной застройки, характерной для средневекового города, создавало в нижних ярусах квартала, куда почти не поступал свет и свежий воздух, антисанитарную обстановку; уровень смертности среди евреев Франкфурта-на-Майне был, особенно в 18 в., значительно выше, чем среди христиан. Кроме того, из-за скученности нередко случались пожары; самый крупный из них вспыхнул 14 января (24 тевета) 1711 г. в доме главного раввина города Нафтали Кохена (1649–1718) и почти полностью уничтожил гетто. Это бедствие побудило старост общины учредить ежегодный пост 24 тевета, запретить на 14 лет театральные представления и прочие увеселения на Ханукку и в Пурим, а также издать строгие распоряжения, направленные против ношения евреями роскошной одежды и устройства пышных семейных торжеств. Сразу после пожара городские власти приказали заключить Н. Кохена в тюрьму (под тем предлогом, что он, будучи известным каббалистом, не остановил огонь при помощи заклинаний); его освободили лишь после того, как он отказался от своей должности. Представители городских низов в муниципалитете потребовали выселить евреев (по примеру Шпейера, где пожар в гетто стал поводом для изгнания его обитателей); это предложение не прошло, но его авторы добились принятия новых строительных правил, затруднявших восстановление еврейского квартала. Благодаря усилиям С. Вертхеймера император не утвердил их, и гетто стали отстраивать по ранее действовавшим уложениям. Однако в 1721 г. в нем вновь произошел пожар. Лишь в 1730-х гг. материальное положение франкфуртских евреев несколько стабилизировалось.

В 17–18 вв. Франкфурт-на-Майне оставался крупным центром ашкеназского (см. Ашкеназы) законоучения; среди живших здесь раввинов наибольшей известностью пользовались Шабтай Горовиц (см. Иеша‘яху бен Аврахам ха-Леви Горовиц), Ахарон Шмуэль Койдановер (около 1614–1676), Цви Хирш Койдановер (умер в 1712 г.), Н. Кохен (см. выше), Я‘аков Иехошуа бен Цви Хирш Фальк (1680–1756; возглавлял франкфуртскую иешиву), Моше Кан (умер в 1762 г.), Аврахам Лисса (умер в 1768 г.), Пинхас Леви Хоровиц (1731–1805). В середине 17 в. врачом общины на протяжении нескольких лет был И. Ш. Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья). В 17 в. во Франкфурте-на-Майне начало развиваться еврейское книгопечатание; одной из первых книг, изданных здесь на иврите, стала «Мегиллат Винцент». Поскольку муниципалитет запрещал открывать еврейские типографии, их создавали в окрестностях Франкфурта-на-Майне, в частности, в Оффенбахе, Ханау и Бад-Хомбурге, а в самом городе книги на иврите выпускались либо без выходных данных, либо под маркой христианских фирм: так, в 1657–1707 гг. (по другим данным, в 1662–1707 гг.) еврейские типографы, фиктивно нанятые Б. Х. Вустом и И. Вустом (предположительно отцом и сыном), а также Б. Ильзнерусом (фактически работу оплачивали предприниматели-евреи), отпечатали несколько молитвенников, Пятикнижие с немецким глоссарием (1662), два издания Библии (1677, 1694) и ряд других книг на иврите и идиш. В 1707–27 гг. типография христианина И. Кёльнера (по всей видимости, в ней также работали наборщики-евреи) напечатала около половины еврейских изданий, вышедших в свет во Франкфурте-на-Майне до второй половины 19 в., в том числе галахический труд раввина Я‘акова бен Ашера «Арба‘а Турим» (тт. 1–5; 1712–16) и Вавилонский Талмуд (1720–23). Весь тираж последнего был арестован властями по доносу выкреста П. Кристиани; лишь в 1753 г. раввину М. Кану, финансировавшему выпуск этого издания, удалось добиться отмены распоряжения о его конфискации.

В 1699 г. евреи Франкфурта-на-Майне обратились к императору с просьбой запретить продажу антисемитского сочинения И. А. Айзенменгера «Иудаизм без маски», вышедшего в свет в одной из типографий города; благодаря поддержке Самсона Вертхеймера и Шмуэля Оппенхеймера, а также некоторых влиятельных христиан эта просьба была удовлетворена. В первой половине 18 в. в общине стали раздаваться требования о пересмотре такканот, обеспечивавших небольшому числу зажиточных семей — Ротшильд, Шварцшильд, Кан, Шифф и другие — фактически безраздельную власть и привилегированное положение; вспыхнувший конфликт (в ходе которого муниципалитет Франкфурта-на-Майне неоднократно выступал в роли арбитра) удалось урегулировать лишь к 1750 г. Немалый урон единству франкфуртского еврейства нанесла также полемика между сторонниками раввина Я. Эмдена и раввина И. Эйбеншюца (большинство раввинов Франкфурта-на-Майне поддержало последнего). Во второй половине 18 в. среди состоятельных и образованных евреев города получили распространение идеи Хаскалы; 49 видных членов общины подписались в 1782 г. на изданный М. Мендельсоном немецкий перевод Библии (несмотря на то, что главный раввин Франкфурта-на-Майне П. Л. Хоровиц в одной из своих проповедей подверг эту книгу резкой критике).

В 1792 г. Франкфурт-на-Майне заняли французские войска; евреи отнеслись к ним враждебно, что, согласно некоторым свидетельствам, стало в дальнейшем одной из причин капитуляции этих войск перед объединенной прусско-гессенской армией. В 1796 г. французы снова осадили город и подвергли его жестокому артиллерийскому обстрелу, от которого чрезвычайно сильно пострадал еврейский квартал. В 1798 г. власти отменили ограничения на пребывание евреев вне гетто по воскресеньям и в дни христианских праздников. С 1806 г. Франкфурт-на-Майне входил в состав Рейнского союза, находившегося в вассальной зависимости от наполеоновской Франции (см. Наполеон I); в 1807 г. два представителя франкфуртского еврейства приняли участие в работе Синедриона французского, а в 1811 г. жившие в городе евреи получили равные с христианами гражданские и политические права. После падения Наполеона и распада Рейнского союза (1814) сенат Франкфурта-на-Майне, вновь признанного вольным городом, отменил декларацию от 28 декабря 1811 г., гарантировавшую равноправие всем его жителям, вне зависимости от вероисповедания и национального происхождения; обсуждалось также предложение восстановить гетто и ограничить численность еврейской общины 500 семьями. В 1819 г. во Франкфурте-на-Майне, как и во многих других городах Германии и сопредельных с нею стран, произошли антиеврейские беспорядки (см. Хеп-хеп), участники которых изгоняли евреев из кварталов, населенных христианами. Руководители общины вели упорную борьбу против восстановления ограничительного законодательства; часть выдвинутых ими требований поддержал германский союзный сейм (местом пребывания которого стал Франкфурт-на-Майне), и в 1824 г. сенат разрешил евреям селиться, приобретать недвижимость и открывать торговые предприятия во всех частях города и в его окрестностях. В марте 1849 г. Франкфуртский парламент (съезд делегатов от всех германских государств, созванный для объединения страны) утвердил конституцию Германии, в которой провозглашалось равенство всех граждан перед законом, однако уже в июне того же года этот парламент был разогнан, и его решения утратили силу. Эмансипация евреев Франкфурта-на-Майне завершилась лишь в 1864 г.

В 19 в., особенно с 1860-х гг., численность еврейского населения Франкфурта-на-Майне быстро увеличивалась: в 1817 г. она составила 4309 человек (10% всего населения), в 1823 г. — 4530 (10%), в 1858 г. — 5730 (9%), в 1864 г. — 7620 (10%), в 1867 г. — 8238 (10%), в 1871 г. — 10 009 (11%), в 1875 г. — 11 887 (11%), в 1880 г. — 13 856 (10,1%), в 1885 г. — 15 537 (10,1%), в 1890 г. — 17 426 (9,7%), в 1895 г. — 19 488 (8,5%), в 1900 г. — 21 814 (7,5%). Столь стремительный рост общины объяснялся как снижением смертности среди евреев после ликвидации гетто (если в 1726–75 гг. умерли 6433 франкфуртских еврея, то в 1776–1825 гг. — 4519), так и притоком во Франкфурт-на-Майне, переживавший период бурного промышленного подъема, евреев из других городов и из сельской местности. Еврейские финансисты (в особенности франкфуртская ветвь Ротшильдов), коммерсанты, предприниматели играли важную роль в экономической жизни Франкфурта-на-Майне; многие учебные заведения города (включая университет), библиотеки, музеи, больницы были полностью или частично созданы на их пожертвования. В 1886 г. Л. Зоннеман (1831–1909) основал либеральный еженедельник «Франкфуртер цайтунг», ставший одной из самых популярных немецких газет. В 1825–81 гг. во Франкфурте-на-Майне работал художник М. Д. Оппенхейм, пользовавшийся покровительством Ротшильдов.

С начала 19 в. большинство франкфуртского еврейства перешло на позиции реформизма в иудаизме; уже в 1804 г. сторонники этого течения открыли во Франкфурте-на-Майне еврейскую школу «Филантропин», где изучались преимущественно светские дисциплины (с 1835 г. в ней преподавал известный историк И. М. Йост). Важную роль в пропаганде идей секуляризации и ассимиляции сыграла еврейская масонская ложа (см. Масоны), возникшая во Франкфурте-на-Майне в 1808 г. В 1817–32 гг. руководящий совет еврейской общины города состоял исключительно из членов этой ложи; по их распоряжению в 1819 г. были закрыты все ортодоксальные хедеры (франкфуртская иешива сохранилась, но число учащихся в ней резко уменьшилось), а в синагогах введена реформистская литургия. В 1845 г. по инициативе раввина А. Гейгера (местного уроженца, возглавлявшего в 1863–70 гг. еврейскую общину города) во Франкфурте-на-Майне состоялось второе совещание раввинов-реформистов, на котором он и другие сторонники радикальных нововведений потребовали устранить иврит из синагогальной службы, отменить «талмудические» законы, включая установления об обрезании, и отказаться от тех элементов иудаизма, которые способствуют обособленности евреев от других народов. Тем не менее даже в 1840-х гг., когда влияние реформизма на франкфуртское еврейство достигло максимума, десять процентов еврейских семей города причисляли себя к ортодоксам, а эмансипация, одним из результатов которой стало ослабление власти общинного совета (где господствовали реформисты), позволила приверженцам ортодоксального иудаизма создать собственные организационные структуры: в 1851 г. они учредили Израэлитише религионсгезельшафт («Еврейское религиозное общество») во главе с раввином Ш. Р. Гиршем, а в 1853 г. открыли свою синагогу (деньги на ее строительство дала семья Ротшильд). В 1876 г., когда в Пруссии (с 1866 г. Франкфурт-на-Майне входил в ее состав) был отменен закон от 1847 г., не разрешавший создавать общины по религиозным течениям, часть ортодоксов окончательно порвала с реформистским большинством; другие вступили в переговоры с его руководителями и сумели добиться от них важных уступок: было решено построить за счет общинных фондов ортодоксальную синагогу и учредить оплачиваемую должность ортодоксального раввина (им стал Маркус Хоровиц, 1844–1910 гг.).

В 1905 во Франкфурте-на-Майне проживало 22 476 евреев (7% всего населения), в 1910 г. — 26 228 (6,3%), в 1925 г. — 29 385 (6,3%). По уровню рождаемости (в 1905 г. — 15,6 на тысячу) они заметно уступали христианам (соответственно 28,6 на тысячу), однако благодаря значительно меньшей смертности (только в 1890–1905 гг. она снизилась на 23%) естественный прирост в еврейской общине был выше. Тем не менее, численность христианского населения города увеличивалась значительно быстрее, главным образом за счет притока переселенцев из сельской местности. Одновременно в среде франкфуртского еврейства усилились ассимиляционные процессы, возросло число браков смешанных (уже в 1911 г. они составили 22,6% браков, вновь заключенных евреями).

В начале 20 в. во Франкфурте-на-Майне было несколько реформистских и ортодоксальных синагог, два еврейских кладбища; работали три учебных заведения («Филантропин» и начальная и средняя школы с преподаванием религиозных и светских дисциплин), иешива (основана в 1890 г. раввином Ш. Бройером, 1850–1926, зятем раввина Гирша и его преемником на посту руководителя ортодоксальной общины), курсы еврейской традиции для детей, посещавших общие школы, еврейская библиотека с читальным залом (основана в 1905 г.), больница, дом престарелых, восемь сиротских приютов, еврейские благотворительные организации (оказывавшие, в частности, помощь иммигрантам из Восточной Европы и общинам Эрец-Исраэль), сионистские (см. Сионизм) кружки (в октябре 1897 г. во Франкфурте-на-Майне была учреждена Сионистская организация Германии во главе с М. И. Боденхеймером), профессиональные объединения и культурно-просветительные ассоциации (такие как Общество исследования еврейских памятников, основано в 1900 г.). В самом городе и в его окрестностях (в частности, в Рёдельхейме) действовали еврейские типографии. В муниципальной библиотеке, располагающей богатой коллекцией гебраистики и иудаики (в настоящее время насчитывает 25 тысяч томов и 325 рукописей) открылся еврейский отдел; в 1898–1933 гг. им руководил Ахарон Фрайман (1871–1948). В 1906 г. раввин Я‘аков Розенхайм (в дальнейшем — один из создателей и руководителей Агуддат Исраэль) перевел во Франкфурт-на-Майне редакцию приобретенного им ортодоксального еженедельника «Израэлит». В 1920 г. Ф. Розенцвейг при помощи группы еврейских интеллигентов, в которую входили глава франкфуртского ортодоксального раввината Н. А. Нобель (1871–1922), врач Р. Кох, химик Э. Штраус (1876–1950), М. Бубер, А. Э. Симон, Э. Фромм, Г. Шолем и Н. Глатцер (1903–90), организовал во Франкфурте-на-Майне Фрайес юдишес лерхаус (`Свободный еврейский дом учения`); в последующие годы здесь открылись две новые иешивы. В 1900-х и 1910-х гг. во Франкфурте-на-Майне работал биохимик П. Эрлих, в 1917–29 гг. профессором Франкфуртского университета был социолог и экономист Ф. Оппенхеймер. Значительную роль в духовной жизни евреев города играли в межвоенный период раввины Кесар Зелигман (реформист; 1860–1950) и Ицхак Бройер (ортодокс; 1883–1946).

После прихода нацистов к власти в Германии (1933) во Франкфурте-на-Майне (как и во всех других городах страны) был организован бойкот антиеврейский. Начались массовые увольнения евреев из государственных и муниципальных учреждений, учебных заведений, театров, а несколько позже — «ариизация» еврейских фирм путем передачи их «чистокровным немцам». Пытаясь как-то помочь тем, кто остался без работы и средств к существованию, община активизировала свою благотворительную деятельность, создала ряд новых организаций, занимавшихся вопросами трудоустройства, профессиональной переквалификации, обучения детей и взрослых, эмиграции, в том числе и репатриации в Эрец-Исраэль; эти и другие еврейские учреждения находились под пристальным наблюдением тайной государственной полиции (гестапо). Штурмовики и члены студенческих нацистских объединений избивали евреев, издевались над ними.

В «Хрустальную ночь» нацисты сожгли три крупнейшие синагоги Франкфурта-на-Майне, построенные в 19 в. – начале 20 в., разгромили и разграбили принадлежавшие евреям дома и магазины, помещения еврейских организаций, арестовали несколько сотен евреев (только мужчин) и бросили их в концентрационные лагеря Бухенвальд и Дахау. По требованию властей реформистам и ортодоксам пришлось образовать единую общину, собственность которой была несколько позже передана муниципальным властям (еврейские благотворительные фонды, захваченные ими в декабре 1938 г., перешли в мае 1940 г. под контроль гестапо). После «Хрустальной ночи» эмиграция франкфуртских евреев, начавшаяся уже в первой половине 1930-х гг., приобрела массовый характер, и к июню 1941 г. численность еврейского населения города, составлявшая в 1933 г. 26 158 человек, сократилась до 10 803 человек (несмотря на переселение во Франкфурт-на-Майне значительной части евреев, живших в окрестных селах и небольших городах). В октябре 1941 г. – сентябре 1943 г. почти все они были депортированы в Лодзь, Минск, Ригу, Терезин и другие гетто и концентрационные лагеря, где большей частью погибли. К концу Второй мировой войны во Франкфурте-на-Майне оставалось немногим более шестисот евреев и лиц смешанного происхождения.

После падения нацистского режима пережившие Катастрофу франкфуртские евреи и поселившиеся в городе перемещённые лица образовали новую общину; к 1958 г. число ее членов достигло 2566, к 1970 г. — 4350 (крупнейшая община Западной Германии после западноберлинской), к 1990 г. — 4842, к концу 1993 г. (с прибытием во Франкфурт-на-Майне нескольких сотен еврейских эмигрантов из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада) — 5777. По приблизительной оценке, общая численность проживающих в городе евреев достигла к середине 1990-х гг. семи–восьми тысяч человек. К 1970 г. во Франкфурте-на-Майне работала большая синагога (отстроенная после войны) и пять молитвенных домов; в первой половине 1960-х гг. здесь открылся еврейский театр «Хаскала», в 1965 г. — первая в послевоенной Германии еврейская начальная школа, в 1968 г. — еврейский дом престарелых, в 1988 г. — еврейский музей (располагается в бывшем дворце Ротшильдов). Город стал местом пребывания представительств всемирной Сионистской организации, Еврейского агентства, Еврейского национального фонда, Керен ха-иесод, ОРТ в Германии, руководящих органов Центральной еврейской организации социальной помощи в Германии и Сионистской молодежи в Германии; во Франкфурте-на-Майне активно действовали секции Сионистской организации Германии, ВИЦО, Союза еврейских студентов, ложа Бней-Брит, а с начала 1980-х гг. — так называемые Еврейские группы, созданные интеллектуалами левой ориентации (главным образом молодыми), которые выступили с критикой Ливанской войны и некоторых других аспектов внешней политики Израиля, но не были поддержаны большинством германского еврейства. В марте 1968 г. еврейская община Франкфурта-на-Майне начала издавать бюллетень «Франкфуртер юдишес гемайндеблатт», во второй половине 1980-х гг. еврейские группы стали выпускать во Франкфурте-на-Майне журнал «Бабилон», а в близлежащем городке Драйайх — «Семит» (первый выходит дважды в год, второй — раз в два месяца). Во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х гг. во Франкфурте-на-Майне регулярно проводились фестивали еврейской культуры; 9 ноября 1988 г. франкфуртская синагога стала центром мероприятий, посвященных 50-летию «Хрустальной ночи»: в состоявшемся здесь собрании приняли участие президент Федеративной республики Германии Р. фон Вайцзеккер, федеральный канцлер Г. Коль, руководители всегерманских еврейских организаций.

В 1970–80-х гг. во Франкфурте-на-Майне время от времени имели место антисемитские акции: так, в апреле 1975 г. были осквернены около 300 надгробий на двух еврейских кладбищах; в апреле 1978 г. произошел взрыв в помещении общинного центра. В 1985 г. городской театр поставил спектакль по пьесе германского драматурга В. Фассбиндера «Мусор, город и смерть», в которой звучат юдофобские мотивы (подробнее о ней см. в статье Антисемитизм в 1970–80-е гг. Страны Западной Европы. Германия). Еврейские организации обратились к дирекции театра с просьбой прекратить работу над этой постановкой; встретив отказ, они организовали в день премьеры бурную демонстрацию с участием евреев и неевреев. Около двадцати пяти ее участников заняли сцену и на протяжении двух часов не позволяли актерам начать спектакль; в результате пьеса была снята с репертуара.

В 1987 г. при строительстве здания муниципальной газовой компании во Франкфурте-на-Майне были обнаружены развалины большого еврейского дома, микве и других сооружений, некогда входивших в архитектурный комплекс гетто. Находка вызвала острую дискуссию: ряд еврейских и нееврейских группировок, главным образом левой и ультралевой ориентации, выступил за полное прекращение работ и восстановление или консервацию всего комплекса, в то время как городские власти, поддержанные частью руководства общины, предложили организовать в подвале здания музей и включить часть найденных руин в его экспозицию. В результате продолжительных споров победу одержали сторонники второго предложения (несмотря на активные действия их оппонентов, оккупировавших на несколько дней строительную площадку); музей, созданный в соответствии с этим предложением, открылся несколько лет спустя.

Среди уроженцев Франкфурта-на-Майне — писатель Л. Бёрне; его именем названы здесь площадь и улица.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

филантропия

финансы

Финикия

фольклор. Визуальный фольклор

Фрид Григорий