Черкасский Шура
ЧЕРКА́ССКИЙ Шура (Cherkassky, Shura; 1911, Одесса, – 1996, Лондон), американский пианист. Начал занятия музыкой в пять лет. В 1923 г. семья Черкасского эмигрировала в США и поселилась в Балтиморе, где состоялся первый сольный концерт Черкасского. В 1925 г. дал первый сольный концерт в Нью-Йорке, после которого критики предрекали Черкасскому большое будущее, несколько месяцев учился в Музыкальном институте Кёртис (Филадельфия) у И. Гофмана. С 1927 г. и до конца жизни полностью посвятил себя концертной деятельности (один из последних концертов, в обширную программу которого вошли сочинения И. С. Баха, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, П. Чайковского и Д. Лигети, дал в 1995 г. в Амстердаме).
Черкасский гастролировал в Израиле, США, Австралии, Южной Африке, странах Европы, Азии и Южной Америки, Советском Союзе, давал сольные концерты и солировал с лучшими дирижерами и оркестрами.
Один из последних больших пианистов романтической традиции, Черкасский в течение всей творческой карьеры обладал совершенной техникой и глубоким и красочным звуком. Исполнение Черкасского отличалось виртуозным блеском, одухотворенностью, особой легкостью и мягкостью туше. В его широком репертуаре наиболее успешны интерпретации романтической музыки (особенно «Карнавал» Р. Шумана, сонаты и фантазии Ф. Шопена, произведения Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона), русской музыки («Исламей» М. Балакирева, «Петрушка» И. Стравинского, сонаты С. Прокофьева). Наивысшие достижения Черкасского — интерпретация сочинений П. Чайковского (в том числе 1-го фортепианного концерта), С. Рахманинова, Ф. Листа (особенно парафразов) и различных фортепианных миниатюр. Несмотря на то, что Черкасский практически не получил специального образования и в его творчестве была выражена виртуозная направленность, его интерпретации были безупречны технически, поражали красотой звука, способностью читать подтекст сочинения. Черкасский представлял собой уникальный для 20 в. пример оригинального таланта-самородка, свободного в своем творчестве от вкусовых влияний и стереотипов; критики часто называли отличавшегося естественностью и спонтанностью чувства и элементами неожиданности Черкасского «Паганини фортепиано».