яд
ЯД (יָד, `рука`), слово, которое наряду со своим основным значением употребляется и в других смыслах.
1. Памятник (ср. Ис. 56:5). В II Сам. 18:18 говорится: «Авшалом еще при жизни своей взял и поставил себе монумент в царской долине... И назвал монумент своим именем. И называется он Яд Авшалом до сего дня». На этом основании в современный иврит было введено слово яд в таком значении. Термин яд никогда не применяется по отношению к надгробным памятникам, его употребляют преимущественно в названиях мемориальных учреждений (Яд ва-Шем); мемориалов в память павших бойцов (Яд ла-баним); добровольческих благотворительных организаций (Яд Сара); научных и просветительских институтов в память выдающихся деятелей Израиля (Яд Бен-Цви /см. И. Бен-Цви/, Яд ха-рав Херцог /см. И. Герцог/) и в наименованиях населенных пунктов (Яд-Мордехай, Яд-Рамбам, Яд-Ханна).
2. Яд — принятое название кодекса Маймонида (Мишне Тора, или Яд ха-хазака), данное труду в позднейшей традиции. Мишне Тора состоит из 14 книг, это число в буквенном обозначении (см. Гематрия) передается буквами йод и далет, которые вместе читаются как яд (см. Маймонид. Маймонид как галахист).
3. Указка, которой пользуются при чтении Сефер-Торы. Обычно имеет форму руки с вытянутым указательным пальцем; предназначена для того, чтобы читающий не прикасался к священному свитку руками (см. Обрядовые предметы). Хотя после разрушения Второго храма законы чистоты и нечистоты ритуальной полностью не соблюдаются, Талмуд содержит установление не дотрагиваться до свитка («Тот, кто держит Свиток Торы нагим, будет сожжен нагим», Шаб. 14а).