Ямпольский Абрам

ЯМПО́ЛЬСКИЙ Абрам Ильич (1890, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, – 1956, Москва), советский скрипач и педагог. Учился в Екатеринославе у ученика Л. Ауэра Ф. Ямпольского (однофамильца), затем в Петербургской консерватории, которую окончил в 1913 г. по классу скрипки у С. Коргуева, также ученика Ауэра, и по композиции у Я. Витола и М. Штейнберга (1883–1946). В 1913–20 гг. жил и работал в Екатеринославе — выступал как солист, ансамблист и дирижер, параллельно вел также педагогическую деятельность. С 1920 г. жил в Москве, работал ассистентом концертмейстера оркестра Большого театра, в то же время был участником струнного квартета музотдела Наркомпроса, вместе с Л. Цейтлиным, В. Пикельманом (1881–1952) и Г. Пятигорским. Давал концерты в ансамбле с пианисткой Еленой Бекман-Щербиной. В 1922–32 гг. был концертмейстером Персимфанса (Первого симфонического ансамбля — симфонического оркестра без дирижера, основанного Л. Цейтлиным). С 1922 г. возобновил педагогическую деятельность: в 1922–25 гг. — преподаватель оркестровой игры, а с 1923 г. до конца жизни — преподаватель скрипичной игры в Московской консерватории. С 1926 г. — профессор, с 1936 г. — заведующий кафедрой скрипки. Преподавал также в Центральной музыкальной школе и в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Ямпольский — создатель одной из крупнейших скрипичных школ в истории исполнительского искусства. Принадлежа к числу немногих педагогов, воспитывавших учеников от их первых шагов до полной артистической зрелости, он не признавал стандартных методов преподавания, раскрывая в каждом из учеников его индивидуальные особенности. В основе педагогики Ямпольского лежали принципы равновесия эмоционального и рационального, примата художественного начала над техникой и неприятие рутины и штампов в интерпретации музыкальных произведений. Огромное значение Ямпольский придавал темпераменту исполнения, отсутствие которого было, по его мнению, равносильно отсутствию дарования. По словам наиболее выдающегося ученика Ямпольского, Л. Когана, «идеальный учитель музыки сочетался в Абраме Ильиче с не менее идеальным преподавателем скрипичной игры».

Среди учеников Ямпольского — выдающиеся скрипачи, входящие в мировую исполнительскую элиту: М. Фихтенгольц (1920–85), Елизавета Гилельс, Ю. Ситковецкий (1925–58), И. Безродный (1930–97), Э. Грач (родился в 1930 г.), Нина Бейлина (родилась в 1931 г.), М. Лубоцкий (родился в 1931 г.), В. Жук (родился в 1934 г.), Зариус Шахмурзаева, а также педагоги П. Бондаренко (1903–85, с 1977 г. жил в Израиле; профессор Академий музыки имени С. Рубина в Иерусалиме и Тель-Авиве), Я. Рабинович и Ю. Янкелевич.

Ямпольский обработал для скрипки и создал редакции сочинений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса, Н. Паганини и других, а также написал ряд методических работ, в том числе: «О методе работы с учениками» (М., 1959), «Вопросы техники левой руки скрипача» (М., 1960, в соавторстве с К. Мострасом, Ю. Янкелевичем и О. Агарковым), «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача» (М., 1968).

Марк Ильич Ямпольский (1879–1951), советский виолончелист и педагог. Брат Ямпольского. Преподавал игру на виолончели в училищах Екатеринослава (1901–1903) и Полтавы (1903–1904). Поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1913 г. по классу Э. Гербека, в 1914–18 гг. работал там его ассистентом. С 1921 г. жил в Москве, преподавал в Институте музыкальной драмы, в музыкальных техникумах имени братьев Рубинштейнов (будущее училище при Московской консерватории, 1922–51), имени Скрябина (1926–29), имени Гнесиных (1928–30). В эти же годы Ямпольский выступал в составе камерных ансамблей и Персимфанса. С 1929 г. до конца жизни преподавал в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории, с 1930 г. — профессор. Среди его учеников — крупные советские виолончелисты и педагоги Л. Гинзбург (1907–81), А. Стогорский (см. Г. Пятигорский), Я. Слободкин (родился в 1920 г.).

Смотрите также

Яд-Ханна

Якобсон Леонид

Яссер Иосиф

Ястров, семья

Яфиа (Яфа)