Яссер Иосиф

Я́ССЕР Иосиф (Yasser, Joseph; 1893, Одесса, – 1981, Нью-Йорк), пианист, органист, хоровой дирижер, музыковед и музыкальный писатель. Учился в Московской консерватории по классам Б. Сабанеева (орган), А. Гедике (фортепиано) и Н. Морозова (теория музыки). В 1918–20 гг. преподавал в консерватории фортепиано и орган (заведовал кафедрой органа после отъезда в эмиграцию Сабанеева), одновременно работал органистом в московских театрах — МХАТе (1918–19) и Большом (1919–20). В 1920 г. переехал в Иркутск, где преподавал музыку, а затем в том же году уехал из России. В 1920–21 гг. жил в Шанхае (см. Китай), где выступал как органист-солист, а также основал хор «Шанхайские певцы» при Китайском хоровом обществе и был его руководителем. В 1921 г. переехал в США, где прожил до конца жизни. В основном жил в Нью-Йорке.

В 1917–30 гг. занимался активной концертной деятельностью как органист, давая концерты в России, Китае и США. В 1929–60 гг. служил органистом в Нью-Йоркской реформистской синагоге «Temple Rodeph Shalom», с 1938 г. был постоянным органистом Всеамериканской радио- и телевизионной компании в Нью-Йорке. Яссер регулярно выступал и как хоровой дирижер, принял участие в постановке оперы «Свадебка» И. Стравинского в «Метрополитен-опера».

В 1930–37 гг. Яссер вернулся к преподавательской работе, стал профессором Джульярдской школы и Колумбийского университета в Нью-Йорке. В этот же период активно занимался музыкально-общественной деятельностью — был вице-президентом Американской библиотеки музыковедения (с 1931 г.), председателем музыковедческой комиссии американского отделения Палестинской музыкальной ассоциации (1933–40), председателем расширенной Нью-йоркской секции Американского музыковедческого общества (1935–37).

Яссер — автор музыкально-теоретических работ, в том числе «Теория развития ладотональностей» (Н.-Й., 1932), «Средневековая квартовая гармония» (там же, 1938). Личная и творческая дружба связывала Яссера с русскими композиторами С. Рахманиновым, Н. Метнером и И. Стравинским. Среди работ Яссера многие посвящены исследованию их творчества и воспоминаниям о них, в том числе «Николай Метнер завоевывает новые миры» (1924), «Мое общение с Рахманиновым» (1946), «Искусство Николая Метнера» (1955).

Ряд статей Яссера посвящен еврейской тематике и мелодике в русской музыке, в том числе «Русская музыка на библейские темы» (1960), «Главная тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова и ее литургический прототип» (1969). Постоянно сотрудничал в американских, немецких и французских музыкальных периодических изданиях.

Яссер много писал о еврейской музыке: «Древнееврейский мелос и его причастность к гармонии» (1940), «Библейская кантилляция как основа еврейской музыки» (1941). «Что такое еврейская музыка?» (1944), «О еврейском элементе в музыке» (1949), «Возможна ли реставрация древнееврейского мелоса?» (1956). Яссер — автор статей об И. Ахроне, Л. Саминском, об Израильском филармоническом оркестре и других.

Смотрите также

Я‘аков

Якир Янкл

Ярославский Емельян

Ярхо Борис

Ярхо Виктор