Лазар Бернар
ЛАЗА́Р Бернар (Мариус; псевдоним Бернар-Лазар; Lazare, Bernard; 1865, Ним, – 1903, Париж), литератор и еврейский общественный деятель. Родился в семье, соблюдавшей еврейские традиции. По окончании лицея учился с 1886 г. в Эколь де шарт (архивном институте) в Париже. К середине 1890-х гг. стал известен как прозаик-символист, автор анархистских по духу рассказов и язвительных по тону статей на литературные темы. В одном из ранних эссе, направленных против антисемитов («Евреи и израэлиты»), Лазар, превознося эмансипированных (см. Эмансипация) евреев Западной Европы, отделял их от отсталого восточноевропейского еврейства, погрязшего в схоластике Талмуда. Социалист по взглядам, Лазар, увлекшись еврейской историей, трактовал социальные воззрения пророков (см. Пророки и пророчество) как выражение чаяний трудящихся («Общественные идеалы еврейского народа», 1893; русский перевод 1908), писал о положении еврейских трудящихся в средние века. Широкий резонанс получила книга Лазара «Антисемитизм, его история и причины» (1894; переведена на многие европейские языки), в которой он определил христианский, экономический и этнический антисемитизм как три стадии юдофобии, диктуемой неприязнью к чужой нации, свойственной человеческой натуре, и считал, что только ассимиляция и переход евреев к производительному труду уничтожат антисемитизм. В брошюре «Антисемитизм и революция» (1895; русский перевод 1917) и серии статей в ответ на нашумевший антисемитский памфлет Э. Дрюмона «Еврейская Франция» (1886) Лазар, обнажая реакционность антисемитизма, отрекся от собственных предвзятых оценок восточноевропейского еврейства.
Выступив одним из первых в печати (1896) с требованием повторного судебного разбирательства дела Дрейфуса, Лазар стал ведущей фигурой в лагере «дрейфусаров», язвительно клеймил угодливость и комплекс неполноценности многих журналистов-евреев, примкнувших к антидрейфусарам, и пришел к убеждению в необходимости национального решения еврейского вопроса. Лазар активно участвовал во 2-м Сионистском конгрессе (1898), опубликовал брошюру «Еврейский национализм» (1898; русский перевод 1906), но выступал против создания Еврейского колониального банка, а спустя два года порвал с Т. Герцлем, считая заблуждением его контакты с главами европейских государств. Статья Лазара «Социальная концепция иудаизма и еврейский народ» (1899; русский перевод 1900) обнаруживает глубину его национального самосознания и возросший интерес к источникам иудаизма, особенно Талмуду. Непосредственно Лазар столкнулся с евреями Восточной Европы при поездке в Бухарест (1900), материал которой суммирован в его книге «Евреи в Румынии» (1902). Смерть помешала Лазару написать задуманную им работу о галицийских (см. Галиция) евреях и эссе об экономическом положении евреев в России.
С 1957 г. группа левонастроенных интеллектуалов-евреев выпускает два-три раза в год бюллетень «Кайе Бернар-Лазар», посвященный проблемам современного еврейства.