Либерман Макс
ЛИ́БЕРМАН Макс (Liebermann, Max; 1847, Берлин, – 1935, там же), немецкий художник. Сын промышленника. Искусству обучался у К. Штеффека в Берлине (1863–68) и в Веймарской художественной школе (1868–72). Часто выезжал на этюды в Нидерланды, где познакомился с венгерским художником М. Мункачи, влияние которого ощутимо в картине Либермана «Ощипывание гусей» (1872, Национальная галерея, Берлин). В 1873–78 гг. Либерман жил в Париже (летом 1874 г. — в Барбизоне) и до 1884 г. в Мюнхене. Его произведения этого периода отражают воздействие творческих принципов мастеров так называемой барбизонской школы (Н. В. Диаз и другие), Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, с их приемами обобщения натуры и сочувствием к людям труда («Консервщицы», 1879, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Сапожная мастерская», 1881, Национальная галерея, Берлин). Уроки у Й. Исраэлса в 1881 г. сыграли заметную роль в утверждении художественных взглядов Либермана. В 1884 г. Либерман переехал в Берлин, где в 1897 г. стал профессором Академии художеств, в 1920 г. — президентом (с 1932 г. — почетным президентом). С конца 1880-х гг. творчество Либермана быстро эволюционировало в сторону импрессионизма. Пейзажи Либермана, часто с фигурами бредущих людей и животных («Женщина с козами», 1890, Музей земли Нижняя Саксония, Ганновер; «Старик в дюнах», 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), его изображения кавалькад («Аллея попугаев», 1902, Кунстхалле, Бремен), спортивных игр («Игра в поло в Венском парке», 1903, Кунстхалле, Гамбург), пестрой толпы («Еврейский квартал в Амстердаме», 1905, музей Вальраф-Рихарц, Кельн) насыщены светящимся, вибрирующим воздухом и эффектной игрой ярких солнечных пятен и полупрозрачных теней. За Либерманом утверждается звание главы немецких импрессионистов, особенно после основания им в 1898 г. творческого объединения «Берлинский Сецессион», противостоявшего официально признанному академизму; в 1899–1911 гг. Либерман был президентом объединения. От французского импрессионизма творчество Либермана отличали повышенная эмоциональность цвета, родственная декоративному использованию цветовых пятен у художников стиля «модерн» (в Германии — «югендстиль») и предвосхищающая их контрастные сопоставления у экспрессионистов, а также отношение к письму несмешанными красками с натуры как к одному из творческих приемов, но не как к методу творчества. В портретах («Автопортрет», 1920, Израильский музей, Иерусалим) Либерман продолжал реалистическую традицию проникновения во внутренний мир и психологию человека и создал значительную галерею образов своих видных современников, таких как Г. Коген, Г. Брандес, В. Ратенау и многие другие. Либерман порой выступал в печати как историк и теоретик искусства (монографии «Дега», 1898, и «Йосеф Исраэлс», 1901; эссе «Фантазия в живописи», 1916).
В числе сподвижников и учеников Либермана было немало евреев, в том числе Х. Бурхардт (1865–1913), художник «югендстиля» Л. Ури, экспрессионист И. Оппенхаймер (1876–1967), в различной мере ощущавшие свою национальную принадлежность. Однако сам Либерман считал себя прежде всего немцем, хотя и интересовался целями сионизма. Серия иллюстраций к повести Г. Гейне «Бахарахский раввин» (издание 1923 г.) — единственная работа Либермана на еврейскую тему, где в художественную задачу входило выявление национального начала.
Нацисты в 1933 г. лишили Либермана звания почетного президента Академии художеств, а его произведения были изъяты из экспозиций всех музеев Германии. Кончину Либермана немецкая печать обошла молчанием. Вдова Либермана, узнав о грозившей ей депортации, покончила с собой в 1943 г., после чего дом художника подвергся разграблению (в том числе было разграблено значительное собрание его работ и произведений французских художников).