Липшиц Жак

ЛИ́ПШИЦ Жак (Хаим Я‘аков; Lipchitz, Jacques; 1891, Друскеники, Гродненская губерния, ныне Друскининкай, Литва, – 1973, остров Капри), скульптор, представитель так называемой парижской школы (см. Искусства пластические). Сын фабриканта. В 1895–99 гг. учился в хедере, в 1899–1905 гг. — в коммерческом училище в Белостоке, где пережил еврейский погром, в 1905–1909 гг. Липшиц — в Виленском реальном училище, но занятиям предпочитал ваяние, сблизившись с местными художественными кругами. В 1909 г. уехал в Париж, где до 1912 г. посещал Школу изящных искусств и академию Жюлиана.

Строго классические скульптуры, полные гармоничного согласия с миром и с собой («Маленькая итальянка», 1911, «Женщина с газелями», 1912), с 1913 г. сменяются работами, в которых предчувствия грядущих катастроф, то обостряясь («Столкновение», 1913, и другие), то ослабевая («Акробат на лошади», «Матадор», «Моряк с гитарой», все — 1914 г., и другие), выражены приемами кубизма. Придя к почти абстрактным композициям (особенно «Фигура», 1916, а также «Сидящая женщина», 1916, «Человек с мандолиной», 1917, «Человек с гитарой», 1918, и другие), с их колючими гранями и капризной игрой плоскостей и объемов, Липшиц в «Побеге Пьеро из тюрьмы» (1926), обозначенном им как «бегство от крайностей кубизма», и в других произведениях этого периода, который он назвал «прозрачным» («Сидящий человек», 1925; «Акробат на шаре», 1926: «Женщина с гитарой», 1927: особенно «Голова», 1930, и другие), использует пространственные пустоты для придания рельефам и фигурам жизненной экспрессии и динамизма. Отдав во второй половине 1920-х гг. еще раз дань душевной потребности в светлом восприятии мира (особенно в серии композиций «Жизнь: радость!», 1927, в которых вырастающие из массивных оснований и наполненные воздухом антропоморфные стереометрические фигуры как бы окутаны лирическим началом), Липшиц с начала 1930-х гг. все больше погружается в сферу трагического. В мифологических и библейских сюжетах он ищет ответ на вечные проблемы человеческого бытия. От работы преимущественно с камнем он переходит к более пластичной бронзе. В центральном образе этих лет (после пронизанного острым беспокойством «Возвращения блудного сына», 1931) — Прометее художник, встревоженный победой нацизма в Германии, видит вечный символ страдания и героизма, утверждающий надежду на конечное торжество добра над злом. Эта надежда еще жива в первой версии «Прометея, душащего орла» (1936), где герой победно сжимает горло птицы, слабеет во второй (1937–38; для Всемирной выставки в Париже), где Прометей уже прикрывается рукой от острых когтей, а в «Похищении Европы» (1938) сменяется ужасом предчувствия близкой катастрофы (зловеще резкое перемещение света достигается здесь прорезающими выпуклости и полости зигзагообразными линиями).

Наивысшего трагического накала творчество Липшица достигло в годы Второй мировой войны, когда ему (уже в США, куда он в 1941 г. уехал из оккупированной Франции) стала известна судьба евреев Европы. Потрясенный скульптор художественно переосмысливает одну из доминантных в его творчестве тем — мать и дитя (гипсовая группа 1913 г., бронзовая — 1914–15 гг., 1929–30 гг.). Версия 1941–43 гг. (дитя судорожно цепляется за шею безногой матери, в отчаянии воздевающей к небу обрубки рук) была воспринята как реквием бесчисленным еврейским матерям, обреченным перед гибелью видеть уничтожение своих детей. Из многих других работ этого времени на еврейскую тему выделяются «Молитва» (старик, совершающий каппарот, — ритуал, связанный с Иом-Киппур) и «Скиталец» (фигура со вспоротым животом и покрытая струпьями, которая однозначно ассоциируется с муками, выпавшими на долю еврейского народа; обе работы — 1943 г.).

Возрождение еврейского государства Липшиц встретил скульптурой «Чудо» (1948) — устремленная вверх фигура с руками, поднятыми к скрижалям завета, над которыми возвышается зажженная менора. К художнику возвращается светлое мировосприятие («Песнь Песней», 1945–48; «Радость Орфея», 1945; просветленная версия темы «Мать и дитя», 1949–58; «Древо жизни» — последняя работа Липшица, установленная в 1978 г. на территории больницы Хадасса на горе Скопус в Иерусалиме, и ряд других).

Особое место в творчестве Липшица послевоенных лет (в 1947 г. вернулся во Францию, но затем подолгу жил в США) занимает «Святая Дева» (первая версия — 1948 г.) — статуя для церкви Нотр-Дам в селении Асси (французские Альпы). Надпись на ее постаменте («Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую Деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними»), сделанная по требованию Липшица, выражала его веру в сотрудничество евреев и христиан после кошмаров нацизма и в их совместное противостояние злу и бесчеловечности. К последнему периоду творчества относятся серия небольших бронзовых скульптур, выполненных в технике «полуавтоматизма» (почти без визуального контроля, полагаясь на опыт и интуицию пальцев; например, «Человек и петух», 1957) и экспериментирование с сочетанием различных материалов (1960-е гг.). Липшиц передал в Израильский музей бронзовые отливки своих работ. Согласно его завещанию, похоронен в Иерусалиме.

Смотрите также

Ландауэр Густав

Лерида

Лифшиц Михаил

Лифшиц Нехама

Локер Берл