Луцк

ЛУЦК, центр Волынской области Украины. Еврейская община Луцка одна из старейших на Волыни. Первоначально евреи поселились в соседнем с Луцком селе Жидячин. С 1392 г. в Луцке поселились караимы. Впервые еврейская община Луцка упоминается в привилегиях, дарованных луцким евреям наместником Литвы, будущим великим князем Витовтом в 1388 г.

В 1432 г. польский король Владислав II Ягелло (Ягайло) объявил некоторые районы Литвы частью своих владений, предоставил населению Луцка магдебургское право, но под влиянием католического духовенства отказал в нем евреям и армянам и наложил на них ограничения, аналогичные введенным в Польше.

В 1495 г. евреи Луцка, как и евреи всей Литвы, были изгнаны, но в 1504 г. община была восстановлена. Из-за бедственного экономического положения евреев Луцка великокняжеские власти были вынуждены неоднократно делать им послабления в уплате налогов. В 1507 г. евреи Луцка получили от короля Сигизмунда I привилегию, обеспечивающую их права. В 1556 г. великий князь Сигизмунд II Август, опасаясь, что из-за экономических трудностей евреи вообще покинут Луцк, уравнял их в правах с христианским населением. Около 1569 г. евреи Луцка за неуплату податей, возложенных на общину, были заключены в тюрьму; синагога и их дома были опечатаны.

Политико-экономическое значение Луцка возросло после объединения Польши с Литвой (1569). Вместе с тем возросло и благосостояние евреев, игравших ведущую роль в торговле и ремеслах Луцка. Евреи брали на откуп государственные пошлины, держали пивоварни и поташные фабрики, торговали лесом и сельскохозяйственными продуктами, принимали активное участие в ярмарках, проводившихся в разных местностях Речи Посполитой, организовали ремесленные цеха (портных и других профессий).

Из-за конкуренции часто возникали конфликты между ремесленниками, евреями и неевреями, для разрешения которых обе стороны обращались к центральной власти. Часты были конфликты между общиной Луцка и нееврейским населением города по вопросу о сумме городских налогов, взимавшихся с евреев.

После включения Луцка в состав Польши были подтверждены права, ранее дарованные евреям великим князем Литвы; сейм и король Стефан Баторий уравняли евреев с христианами в уплате городских налогов; было запрещено облагать евреев новыми налогами без их согласия; евреи получили право участвовать в обсуждении смет налогов, налагаемых на население Луцка королевскими властями, и в проверке финансовой отчетности по этим налогам (1580).

В 1600 г. община Луцка получила от короля Сигизмунда III право на самоуправление для еврейского квартала. По его же распоряжению часть старинной крепости Луцка была передана для переоборудования под синагогу, превращенную евреями, вопреки протестам христи­анского насе­ления и духовенства, в укрепленный пункт с артиллерией и вооруженной охраной.

Многие евреи и караимы Луцка погибли во время восстания Б. Хмельницкого, их дома и имущество были разграблены. Но община Луцка скоро восстановила свое благосостояние. Она была одной из четырех «главных волынских общин», посылала своих делегатов на Волынский ва‘ад (областной совет еврейских общин) и Ва‘ад четырех земель. Луцк был центром раввинской учености и имел многочисленные иешивы. Среди его раввинов 17–18 вв. известны Моше бен Иехуда ха-Кохен, Я. Шор, И. Гальперин (Иоэль Великий), Э. Гецель (умер в 1715 г.).

Караимская община Луцка, хоть и была немногочисленной (в 1765 г. — 104 человека, в 1926 г. — 50 человек), также известна своими учеными: библиограф и автор религиозных поэм С. Луцкий (умер в 1776 г.), знаток Торы и филолог М. Султанский (1785–1878?), А. Фиркович.

Положение евреев Луцка резко ухудшилось во второй половине 18 в. Они были жертвами кровавого навета в 1764 г. (раввин Иехуда Зеев бен Товия погиб мученической смертью) и погромов гайдамаков (1768). В 1765 г. в Луцке проживали 1012 евреев, в 1847 г. — 5010 (60% от всего населения), в 1897 г. — 9468 (60%). В 1795 г. Луцк вошел в состав России. Здесь осели многие евреи из сельских местностей черты оседлости, выселенные по «положению о евреях» 1804 г. После издания закона о запрещении евреям проживать в 50-верстной полосе вдоль границы, в которую был произвольно включен Луцк, община города жила под постоянной угрозой изгнания (с 1844 г. до отмены пограничной полосы в 1862 г.).

Евреи Луцка были последователями различных направлений хасидизма. В 1867 г. в Луцке действовали 12 синагог и одна караимская кенасса. В начале 20 в. в Луцке функционировали организации Бунда и различных сионистских движений (см. Сионизм). В 1910 г. в городе действовали 20 синагог и молельных домов, несколько женских и мужских еврейских училищ, еврейское литературное общество. В 1914 г. издавался ежемесячный историко-литературный журнал «Сабах».

В Первую мировую войну и в послереволюционные годы евреи Луцка сильно пострадали от военных действий и от бесчинств петлюровцев (см. С. Петлюра) и польских войск. Была организована еврейская самооборона.

В 1920–39 гг. Луцк находился под властью Польши. При содействии правительства Польши в городе была открыта крупная обувная фабрика фирмы «Батя», что привело к краху большинства мелких обувных производств, принадлежавших евреям. В 1921 г. еврейское население Луцка составило 14 800 человек (70% от всего населения), в 1931 г. — 17 366 (48,5%), в 1939 г. — 19 тыс. (46%). Община Луцка имела много социальных и культурных учреждений, в том числе сеть школ Тарбут. В Луцке издавался еженедельник на идиш «Волинер пресе» (1928–38). Количество синагог достигло пятидесяти. Последним раввином Луцка был З. Сорочкин. В Луцке действовали различные еврейские партии (Агуддат Исраэль, Бунд и сионисты). Евреи избирали своих представителей в городской совет Луцка.

В 1939 г. Луцк заняли советские войска. Численность еврейского населения Луцка к этому времени увеличилась, благодаря прибытию в Луцк беженцев из Польши, оккупированной немецкой армией. Советские власти подавляли еврейскую общественную жизнь. Деятельность еврейских общественных и политических организаций была запрещена, многих их лидеры заключены в тюрьмы. Предприниматели-евреи пострадали в ходе проведения национализации частных предприятий. Многие беженцы из Польши были депортированы во внутренние районы СССР.

К моменту оккупации Луцка немецкими войсками (25 июня 1941 г.; продолжалась до 2 февраля 1944 г.), многие молодые евреи оставили Луцк вместе с отступавшими частями советских войск. Вскоре после оккупации в Луцке был создан юденрат в составе 12 человек. В первые дни оккупации немцы уничтожили до пяти тысяч евреев. 19 октября 1941 г. в Луцке был создан еврейский трудовой лагерь. В декабре 1941 г. евреи Луцка были сконцентрированы в гетто, еврейское руководство которого делало все возможное для борьбы с голодом и эпидемиями. Весной 1942 г. группа молодежи пыталась бежать из гетто в леса, но большинство были пойманы и убиты местными жителями. Лишь немногим удалось присоединиться к партизанскому соединению под командованием С. Ковпака. Один из них, И. Щербато, стал впоследствии командиром батальона в этом соединении.

19–23 августа 1942 г. была уничтожена большая часть жителей гетто (около 17 тыс. человек). Работавшие в трудовом лагере 500 евреев-ремесленников создали организацию Сопротивления антинацистского и запасались оружием, но его было очень мало (несколько автоматов и винтовок, топоры, ножи). Когда 12 декабря 1942 г. немцы приступили к уничтожению евреев, узники лагеря подняли восстание. Несколько атак немецких войск, использовавших бронетехнику, были отражены. После подавления восстания все оставшиеся в живых участники были уничтожены.

После освобождения города часть евреев вернулась в Луцк. В 1959 г. в Луцке проживало 770 евреев (1,4% от всего населения); в 1970 г. — 813 (0,9%), в 1979 г. — семьсот евреев (0,5%) и восемь караимов. В 1970-х – начале 2000-х гг. большинство еврейского населения Луцка выехало в Израиль, США, Германию или другие страны. Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г., еврейское население Луцка настолько незначительно, что не отмечено в переписи. С 1991 г. функционирует еврейская община Луцка (первый председатель И. Долинский, 1933–2003). С 2003 г. общину возглавляет А. Мураби.

Смотрите также

Лазар Берл

Лахиш

Леви Примо

Лехи

Лещинский Я‘аков