Лютер Мартин
ЛЮ́ТЕР Мартин (Luther, Martin; 1483, Эйслебен, Германия, – 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой Реформации. Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни. В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним. В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. Псалмы/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к Иисусу Христу и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих». Лютер резко осуждал конфискацию Талмуда и раввинистической литературы. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди. Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник христианства, Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.
Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность. В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. Ссуда денежная) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол». Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п. Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера. В 1537 г. евреи были изгнаны из Саксонии. Просьбы Иосельмана (см. Иосеф бен Гершон из Росхейма) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».
Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в Германии, и отрицательное отношение к Реформации, хотя среди деятелей реформационного движения были и лица (Генрих Буллингер в Швейцарии, Андреас Озиандер в Нюрнберге и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли антисемитизм, служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.