шофар
ШОФА́Р (שׁוֹפָר), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. В семитских языках слово шофар и название горного барана — однокоренные слова. Впервые упоминание о звуках шофара встречается при описании Синайского откровения (Исх. 19:16). Звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года (Лев. 25:9, 10). Шофар — непременный атрибут празднования Рош ха-Шана, этот праздник в Торе называется иом тру‘а (`день трубного звука`; Чис. 29:1). По-видимому, в библейскую эпоху было принято сочетать звуки шофара с игрой на других музыкальных инструментах — трубах, флейтах и т. д. (Пс. 95:6). Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан (ИбН. 6:4, 12; II Сам. 15:10), иногда шофар оповещал о начале военных действий (Суд. 3:27) или о приближающемся бедствии (Ам. 3:6).
В период Второго храма в шофар трубили только в Рош ха-Шана и в дни некоторых постов. Шофар в этот период приобрел преимущественно ритуальный характер и стал частью храмового ритуала. В храмовый период, согласно свидетельству Мишны (РхШ. 3:2–3), в Рош ха-Шана трубили в шофар только в Храме. Возможно, в дни общественных постов в него трубили и вне Храма (РхШ. 27а). После разрушения Храма в рог стали трубить во время молитв Рош ха-Шана и Иом-Киппур в синагогах.
Согласно Устному Закону, слушать шофар в Рош ха-Шана — это мицва ми-де-орайта (см. Галаха. Источники Галахи. Устный закон). Таннаи спорили о том, следует ли делать шофар из прямого или витого рога и постановили, что из витого, поскольку, согласно Аггаде, в Рош ха-Шана трубят в шофар, чтобы напомнить о жертвоприношении Авраама (см. Акеда), когда вместо Ицхака в жертву был принесен баран, запутавшийся витыми рогами в зарослях кустарника.
В Устном Законе содержатся установления, касающиеся формы шофара, способа его изготовления, материала, а также подробные указания о том, как в него следует трубить. Так, установлены три равных по длительности этапа: тки‘а — протяжный непрерывный звук, длящийся несколько секунд, шварим — три звука, разделенных краткими промежутками, тру‘а — девять протяжных звуков. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош ха-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно.
Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.
В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца элул (см. Календарь). В талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа (Шаб. 35б). Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Иом-Киппура, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. Сочетание трубных звуков с мессианским пожеланием (см. Мессия) придало шофару новый символический смысл.
В 1948 г., когда евреи в Иом-Киппур трубили в шофар у Западной стены, арабы сочли это политическим актом и выразили протест. В шофар трубили также во время боев за Храмовую гору в 1967 г. (см. Шестидневная война). В Государстве Израиль принято вводить трубление в шофар в разные, в том числе светские, церемонии. Так, в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля. Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).
В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский (см. Ашкеназы) шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские (см. Сефарды) шофары — длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.
Уже в эпоху Второго храма шофар был частью национальной символики. Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.