Энгель Иоэль
Э́НГЕЛЬ Иоэль (Юлий Дмитриевич; 1868, Бердянск, Таврическая губерния, – 1927, Тель-Авив), музыкальный критик, лексикограф, композитор, фольклорист, один из зачинателей движения за возрождение еврейской национальной музыки. Окончил русскую гимназию в Бердянске, в 1886–90 гг. учился на юридическом факультете Харьковского университета и получил диплом юриста. Унаследовал от отца, гитариста-любителя, интерес к музыке, в том числе еврейской, прошел курс обучения в Харьковском музыкальном училище по классу теории (окончил в 1892 г.). П. Чайковский, который в 1893 г. посетил Харьков, дал Энгелю рекомендацию в Московскую консерваторию, куда он поступил в том же году, поселившись в Москве. В 1897 г. окончил Московскую консерваторию по классу полифонии и музыкальной формы у С. Танеева и по классу специальной инструментовки и свободного сочинения у М. Ипполитова-Иванова. Будучи студентом, Энгель публиковал рецензии, критические очерки и статьи по истории музыки в московских газетах («Русская музыкальная газета», «Музыкальный современник», «Курьер»).
В 1897 г. Энгель стал помощником редактора музыкального отдела газеты «Русские ведомости», а в 1899–1918 гг. был редактором этого отдела. Энгель публиковал там критические статьи «Пушкин в музыке», «Гоголь в музыке», «Чехов в музыке», отмечал обстоятельными статьями памятные даты музыкального календаря.
Критико-публицистическая деятельность Энгеля снискала ему славу блестящего музыковеда. Ценны его отзывы о творчестве Скрябина, Метнера, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Мясковского. Энгель создал первую документальную биографию Скрябина по воспоминаниям близких и собственным сведениям («Музыкальный современник», кн. 4–5, СПб., 1915–16). С 1900 г. Энгель неоднократно помещал в «Русских ведомостях» заметки о театре, литературе, образовании и т. п.
Энгель — один из основоположников русской музыкальной лексикографии. Он издал русский перевод лучшего на то время «Музыкального словаря» Х. Римана (М., 1902). Энгель пополнил словарь своими статьями о русской музыке, собрав богатейший и малоизвестный материал о музыкальных деятелях и учреждениях (около 800 статей), вел русский отдел и в немецком издании «Словаря». Энгель участвовал в создании «Энциклопедического словаря товарищества А. Граната» (вел музыкальный отдел в четвертом издании, автор статьи о русской музыке, М., 1899); написал также музыкальный справочник «В опере» (М., 1911). По материалам его лекций, предварявших симфонические концерты, были изданы «Краткий музыкальный словарь» (М., 1907, 1909) и «Карманный музыкальный словарь» (М., 1913).
В 1907–1909 гг. Энгель выступал с лекциями на Исторических концертах Русского музыкального общества, с 1911 г. — с лекциями по истории музыки. Участвовал в создании Народной консерватории (1906–18) в Москве, преподавал в ней и пропагандировал ее в печати. После закрытия весной 1918 г. «Русских ведомостей» Энгель читал лекции на заводах и фабриках, работал в музыкальном отделе Наркомпроса РСФСР, начал работу над первым советским музыкальным словарем.
Энгель интересовался еврейским музыкальным фольклором: выступал в Москве и Петербурге с лекциями-концертами от Императорского общества антропологии и этнографии, где исполнял песни на идиш и еврейские мелодии и рассказывал об их своеобразии и источниках. Был среди инициаторов создания в 1908 г. в Петербурге Общества еврейской народной музыки и в рамках его деятельности опубликовал первый сборник еврейских народных песен (1909). В 1914 г. был избран почетным председателем московского отделения Общества. В 1911–14 гг. ездил с С. Ан-ским в экспедицию и записывал еврейские песни и мелодии, по следам которой опубликовал сборник «50 идише киндерлидер фар киндерхеймн, шулн ун фамилиен» («50 еврейских детских песен для детских домов, школ и семей», М., 1916). Энгель настаивал на существовании национальных корней еврейской музыки, на которые позже наслоились влияния музыкальной культуры стран диаспоры, и посвятил немало усилий их выявлению и описанию. Полемика Энгеля с Л. Саминским о происхождении и развитии еврейской музыки публиковалась в журнале «Еврейская неделя» (1916).
В 1920–22 гг. Энгель жил в поселке Малаховка Московской области, где работал музыкальным воспитателем в колонии еврейских сирот и писал детские песни. В эти годы вместе с Е. Вахтанговым и актерами театра «Хабима» работал над постановкой драмы С. Ан-ского «Диббук», для которой написал музыку (первое представление в Москве, 1922 г.). В 1922 г. после своего творческого вечера в Москве уехал в Германию, дал ряд лекций-концертов еврейской музыки в Лейпциге и Берлине. В Берлине Энгель прожил два года, основал филиал Общества еврейской национальной музыки с издательством «Ювал ферлаг», где публиковал свои произведения.
В 1924 г. Энгель переехал в Эрец-Исраэль и поселился в Тель-Авиве, куда перевел и свое издательство. Помимо лекций и концертов преподавал на иврите в женской педагогической семинарии «Шуламит», готовившей также учительниц музыки, печатал эссе и рецензии в журнале «Театрон ве-омманут». Продолжал записывать и обрабатывать музыкальный фольклор и издал собрание еврейских народных песен в трех томах «Ширей ам иехудиим» («Еврейские народные песни»). В 1925 г. Энгель стал музыкальным руководителем театра «Охел».
Композиторская деятельность Энгеля уже в пору учебы в Московской консерватории была связана с национальной музыкой. Таковы музыкальные фрагменты из оперы «Эсфирь», камерная и вокальная музыка, музыка к драматическим постановкам: вечеру памяти И. Л. Переца (1925) и спектаклю «Рыбаки» (1927, премьера состоялась после смерти Энгеля; оба в театре «Охел»).