Галиция

ГАЛИ́ЦИЯ, Галичина, историческая территория на юго-западе Украины (ныне Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). С 1352 г. — в составе Польского королевства: до начала 16 в. как Русское воеводство Малой Польши, затем Червонная Русь (одна из областей, представленных в Ва‘аде четырех земель). После раздела Польши в 1772 г. из Галиции и некоторых южнопольских земель (современное Жешувское воеводство, часть Люблинского и других воеводств) была создана провинция Австрии под общим названием Галиция (ее границы несколько раз изменялись). В 1918 г. Галиция вновь стала частью Польши, с 1939 г. присоединена к Украинской ССР. С 14 в. и до Второй мировой войны Галиция была одним из крупнейших центров еврейства в Восточной Европе.

Евреи, игравшие в 11–13 вв. заметную роль в торговле Запада с древнерусскими княжествами, уже в ту пору стали появляться в Галиции (тогда Галицкое княжество). В 14 в. они основали общины во Львове и Галиче (к концу 15 в. еще в 14 городах Галиции). Развитие еврейских общин поощрялось королями и магнатами: первыми — ради пополнения казны за счет налоговых сборов, вторыми — главным образом для оживления торговли в подвластных им городах, что также вело к росту дохода вельмож. Предприимчивость, а с начала 16 в. и прочно налаженное самоуправление (см. Автономия, Община) позволяли евреям Галиции преодолевать противодействие христианского населения, нередко подстрекаемого духовенством.

Постепенно в руках евреев сосредоточился почти весь экспорт и импорт, а также транзит товаров из Турции, России и Германии, главным пунктом которого до 1880-х гг. были Броды. Наряду с оптовой торговлей евреи Галиции занимались и розничной, а также производством одежды, бытовых предметов, украшений, выделкой кожи и т. д., порой объединяясь в собственные ремесленные цехи (Львов, начало 17 в.). Ссужая деньгами королей и шляхту, они получали откупа на взимание налогов и местных сборов (дорожных, мостовых и прочих), брали в аренду имения, земли, лесоразработки, мельницы, шинки и т. п., что объясняет необычно высокий процент сельских жителей среди евреев Галиции (к 1765 г. — 30% всего еврейского населения на востоке и 40% на западе).

Привлекая колонистов в новые поселения на арендуемых землях, евреи способствовали освоению края. Вместе с тем, роль посредников между шляхтой и крестьянством делала евреев объектом презрения высокомерных господ и открытой ненависти низов, что с особой губительностью проявлялось во время междоусобиц магнатов и народных восстаний (см. Гайдамаки, Б. Хмельницкий).

Переход под власть Австрии вначале мало сказался на социально-экономическом укладе еврейского населения Галиции. Законы о евреях 1772–81 гг. служили дальнейшему ограничению общинной автономии, начатому в 1764 г. роспуском Ва‘ада четырех земель. Но в основном они были направлены на сокращение еврейского населения Галиции (запрет на въезд в Галицию евреев с состоянием менее чем в пять тысяч гульденов; закон о высылке из Галиции евреев, не способных платить налоги; запреты жениться не имеющим постоянного дохода, работать на заказчиков-христиан, лечить их и т. п.).

7 мая 1789 г. император Иосиф II издал «Указ о терпимости» для евреев Галиции, обобщающий статуты о евреях 1782–89 гг. Провозгласив уравнение евреев в правах с прочими гражданами, указ в то же время подтверждал и развивал прежние ограничительные законы (о браке, об иммиграции) и вводил ряд новых: увеличение подушной подати и брачного налога, запрет жить в деревнях и заниматься откупами, арендой, коробейничеством, шинкарством и т. д. В итоге, треть еврейского населения Галиции оказалась без средств к существованию и резко возросло число евреев в местечках и городах.

Указ вводил для евреев воинскую повинность, обязательное начальное образование на немецком языке, немецкие фамилии, подчинение государственному суду. Кагальное самоуправление в 141 общине Галиции заменялось властью трех (во Львове и Бродах — семи) выборных старост, утверждаемых правительством и ведающих лишь синагогами и благотворительностью. Раввины лишались права суда и херема, а число их сокращалось в Галиции до шести (по числу административных округов).

Таким образом, меры Иосифа II, предполагавшие не столько эмансипацию, сколько ассимиляцию евреев, на практике вели к разрушению привычного уклада их жизни, почти ничего не давая взамен. Намерения императора поощрять занятия евреев земледелием, работой на строительстве дорог и т. п. не реализовались из-за противодействия местных властей, а правовые послабления (свобода передвижения, разрешение жить вне еврейских кварталов и улиц и другие) были большей частью вскоре отменены.

Сверх коробочного сбора, в 1797 г. был введен обременительный свечной сбор — налог на субботние (см. Суббота) и праздничные (см. Праздники) свечи, который вплоть до 1848 г. служил цензом для участия в общинных выборах. Началось быстрое обнищание еврейского населения: в 1827 г. из пятидесяти тысяч трудоспособных мужчин-евреев Галиции менее 60% имели постоянный заработок (главным образом занятые в сферах торговли, промышленности, транспорта, услуг, а также представители свободных профессий).

Среди обездоленных масс еврейства все больше приверженцев находит хасидизм. В Галиции с 1772 г. главой этого движения становится Элимелех из Лежайска. Яростное преследование хасидов их противниками (см. Митнагдим) и руководством общин постепенно сменилось мирным сожительством этих течений и даже сотрудничеством в защите религиозных устоев, традиционной учености и образования от угрозы ассимиляции и онемечивания. Особенно сблизила их борьба против организации в 1787 г. сети так называемых немецко-еврейских школ (закрыты в 1806 г.; в них даже не изучалась Библия), которыми ведал Г. Гомберг (1749–1841), поборник «берлинской» Хаскалы.

Подлинные успехи Хаскалы в Галиции относятся к 1815–50 гг., на которые приходится деятельность маскилим Н. Крохмаля, Ш. И. Л. Рапопорта, М. Леттериса и других, близкого к ним Ц. Х. Хайеса, а также писателей М. М. Лефина, И. Перла, И. Эртера и других. В так называемых образцовых еврейских школах стремились к гармоничному сочетанию в учебных программах традиционных еврейских предметов с общеобразовательными.

Начатая в 1848 г. революционным австрийским парламентом (в нем было три депутата-еврея от Галиции) эмансипация евреев (см. Австрия) завершилась в 1867 г. (после периода реакции 1851–59 гг.). Стало непрерывно расти число евреев в общедоступных средних и высших школах, а также среди государственных служащих (к 1897 г. евреи составляли 58% прави­тельствен­ных чиновников и судей Галици). В то же время расширилась сеть еврейских учебных заведений как традиционного, так и европейского типа (так называемые школы барона М. Гирша, с 1891 г.).

Состоятельные евреи становились банкирами, фабрикантами, нефтепромышленниками, крупными экспортерами и импортерами, торговцами нефтью, владельцами сельскохозяйственных имений. Расширился круг евреев-ассимиляторов — вначале приверженцев немецкой, а затем и польской культуры. Последние, используя свое влияние в большинстве общин, вплоть до 1907 г. проводили при поддержке поляков (прибегая нередко к грубому нажиму) своих кандидатов в парламент и местный сейм. Их депутаты действовали заодно с польскими, порой в ущерб прямым интересам еврейского населения.

Антисемитские выпады некоторых польских депутатов в парламенте и волна еврейских погромов (в Ходорове, 1897, в Тарнуве и ряде местечек и сел Западной Галиции, 1898, в Заболотове и других местах, 1903) вскоре обнаружили несостоятельность этой угодливой политики. Борьбу с ассимиляторами вели ортодоксальные раввины, соперничавшие с ними в руководстве общин, и хасидские круги, сохранявшие влияние в народных массах. Литература (в основном на иврите) против ассимиляции, появившаяся в 1860-х гг., с 70-х гг. обогащается выступлениями деятелей национальных течений в Хаскале, возникших главным образом под влиянием статей П. Смоленскина.

Эти выступления были, однако, встречены враждебно как ассимиляторами, так и руководителями ортодоксального иудаизма, в равной мере чуждыми идеям национального возрождения еврейского народа. Тем не менее, уже в 1875 г. в Пшемысле возникло первое в Галиции общество содействия поселению евреев в Палестине, в 1880-е гг. развернуло свою деятельность палестинофильское движение Ховевей Цион, а к концу 19 в. во Львове и окрестных городах появились сионистские организации (см. Сионизм).

В конце 19 в. – начале 20 в. в результате конкуренции и экономического антисемитизма польского и украинского населения (бойкот еврейской торговли и ремесла) резко ухудшилось положение широких масс еврейства. Массовая эмиграция (в 1887–1910 гг. из Галиции эмигрировало 236 тыс. евреев), нищета и ущемление прав еврейского населения местными властями побудили сионистов с 1906 г. активно включиться во внутреннюю политическую жизнь Галиции. На выборах в парламент в 1907 г. прошли три депутата-сиониста во главе с их лидером А. Штандом. Вместе с депутатом от Буковины они учредили так называемый «еврейский клуб» в австрийском парламенте.

В конце 19 в. и начале 20 в. в Галиции формировалось и еврейское рабочее движение, вначале в рамках Польской социалистической партии (ППС), затем как рабочее сионистское движение (первый съезд в Кракове, 1903). На втором съезде в 1904 г. была образована партия По‘алей Цион. Несколько еврейских организаций отделилось от ППС, основав в 1906 г. Еврейскую социал-демократическую партию (в 1920 г. вошла в Бунд). ППС ответила созданием еврейской секции, существовавшей до 1914 г.

С началом Первой мировой войны десятки тысяч евреев бежали из Галиции в Венгрию, Богемию и Вену. Оставшиеся в Галиции евреи сильно пострадали в период русской оккупации края. Вслед за падением Габсбургской монархии (ноябрь 1918 г.) евреи Галиции оказались в зоне битв польских и украинских сил за власть. Польские войска, занявшие Львов 21 ноября 1918 г., устроили ряд кровавых погромов. В июле 1919 г. Галиция была присоединена к Польше, и евреи Галиции слились с польским еврейством, сохраняя, вместе с тем, формировавшуюся столетиями самобытность.

Своеобразная атмосфера галицийского еврейского местечка увековечена многими еврейскими писателями, и в первую очередь Ш. И. Агноном. С. Ан-ский собрал и опубликовал много материалов по фольклору евреев Галиции, а также описал их бедственное положение в годы Первой мировой войны. О евреях Галиции в период между двумя войнами и во время Второй мировой войны см. Польша и Катастрофа. Об их положении после Второй мировой войны см. Польша, Советский Союз и Украина.

Смотрите также

Гезениус Генрих Фридрих Вильгельм

Гив‘он

Гиршенберг Шмуэль

гностицизм

гомилетическая литература