Абраванель Ицхак бен Иехуда

АБРАВАНЕ́ЛЬ Ицхак бен Иехуда (Abravanel; 1437, Лиссабон, – 1508, Венеция), государственный деятель, философ и комментатор Библии, один из первых еврейских ученых, в трудах которых отразилось влияние концепций гуманизма и Ренессанса. Ицхак Абраванель был преемником своего отца на постах государственного финансиста и казначея португальского короля. С помощью займа в 12 миллионов реалов, который собрали евреи и христиане в 1480 г., он организовал выкуп и доставку в Португалию 250 пленных евреев из Северной Африки. Абраванель был обвинен в поддержке мятежа дворян против короля и был вынужден бежать в Испанию (1483). В 1484 г. Абраванель поступил на службу к Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской в качестве откупщика. Вместе с пользовавшимся большим влиянием при дворе Аврахамом Сениором Абраванель безуспешно пытался добиться отмены эдикта об изгнании евреев из Испании (март 1492 г.). В мае 1492 г. Абраванель выехал в Неаполь. Король Неаполя назначил его на пост, аналогичный занимаемому им ранее в Кастилии. В 1503 г. Абраванель поселился в Венеции, где участвовал в переговорах между сенатом Венеции и Португальским королевством с целью заключения договора о торговле пряностями.

Совокупность религиозно-философских взглядов Ицхака Абраванеля представлена в его толковании труда Маймонида «Наставник колеблющихся», а также в трактатах, посвященных опровержению некоторых концепций последнего. Комментарии Абраванеля к Библии, писавшиеся им в основном в последние годы жизни, испытали сильное влияние его предшественников, в особенности Ицхака Арамы и Леви бен Гершома (см. Герсонид). Абраванель выступал против крайнего рационализма философской интерпретации Писания. В то же время он прибегал, особенно в комментарии к Пятикнижию, к многочисленным высказываниям философского толка, хотя последние довольно поверхностны и ограничены. Избегая каббалистических интерпретаций (см. Каббала), Абраванель тем не менее полагал, что Тора в дополнение к явному, очевидному содержанию имеет и скрытый смысл.

В своих сочинениях Абраванель много раз подробно цитировал мидраш, но позволял себе критиковать его. В некоторых случаях он указывал на ошибки и моральные слабости героев Библии. Так, например, он критиковал определенные действия Давида и Соломона. Он обращал также внимание на некоторые стилистические и лингвистические недостатки книг пророков Иеремии и Иехезкеля. Можно отметить три особенности подхода Абраванеля к толкованию Библии. Во-первых, это сравнение социальной структуры общества библейской эпохи с современным Абраванелю европейским обществом (например, анализ монархического правления; I Сам. 8). Во-вторых, полемика, которую Абраванель вел с христианскими критиками Библии и с христианской экзегезой. Выступая против христианских интерпретаций, он не колеблясь прибегал к заимствованию из них того, что представлялось ему верным. В-третьих, в своих введениях к книгам пророков он гораздо более подробно, чем его предшественники, анализировал содержание книг, их структуру, писал об их авторах и об эпохе, когда эти книги создавались.

Как религиозный философ Абраванель исследует прежде всего проблемы пророчества и эсхатологию, а также философские аспекты истории и права. Представления Абраванеля о пророчестве как сверхъестественном сообщении истины Богом человеку не отличаются в своей основе от общепризнанной раввинистической концепции. Всякое пророчество, по Абраванелю, чудотворно и исходит от Бога, и все пророческие мечты и видения реальны. Пророчество качественно выше законов природы и научного знания, которые весьма неопределенны и неустойчивы. На форму изложения Абраванелем концепции пророчества значительное влияние оказала аристотелевско-птолемеевская космогония. Объектом постоянной полемики Абраванеля служит концепция пророчества у Маймонида, противоречащая, по мнению Абраванеля, Библии.

Космогония и историософия Абраванеля основаны на Библии. Вселенную сотворил ex nihilo (из ничего) Бог. Поэтому во вселенной нет такой силы, которая существовала бы до сотворения космоса и могла бы ограничить абсолютную власть Бога. Бог создал вселенную в соответствии с великим планом творения, кульминацией которого является спасение праведников и торжество иудаизма. Бог ниспослал народу Израиля особое провидение, сделал для него доступным откровение Торы и дал ему Эрец-Исраэль как место для духовного развития и восприятия пророчества. Однако евреи ослушались Бога, и с разрушением Первого храма началась эпоха изгнания, которая будет продолжаться до наступления мессианской эры (см. Мессия), когда и закончится история вселенной. Необходимость государства, считает Абраванель, имеет преходящий характер, она возникла в результате изгнания Адама из Эдема (см. Рай) и исчезнет в мессианскую эру. Ни одно государство не является совершенным; тем не менее государство, основанное на законах Моисея, способно удовлетворить духовные и политические потребности народа. Существуют две правовые системы: гражданская и священническая. Гражданская система состоит из судов низшей ступени, верховного суда и царя. Священническая система состоит из левитов, кохенов и пророков (см. Пророки и пророчество). Характерной чертой политических взглядов Абраванеля является противоречивое отношение к политической власти. Он не питал доверия к концентрации власти в одних руках, и это отразилось в его явно негативном восприятии монархии. Абраванель видел в монархии явное проклятие, а в замене в древнем Израиле Божественного суверенитета властью царей — грех, за который Израиль дорого заплатил. Однако вне Эдема ограниченная монархия необходима.

Возможно, самым большим достижением Абраванеля была защита им в его толкованиях Библии раввинистической сотериологии (доктрины спасения) против сотериологии христианской. Концепции Абраванеля (в частности, его выкладки, по которым эпоха Мессии должна начаться в 1503 г.) в значительной степени способствовали возникновению среди евреев сильных мессианских движений в 16 в. и 17 в.

Смотрите также

аборт

Авигур Шаул

Агриппа I

Агуддат Исраэль

Ахад-ха-‘Ам