Дебора
ДЕБО́РА (דְּבוֹרָה, Двора́), судья и пророчица эпохи Судей (см. Судей Израилевых книга), вдохновительница и руководительница войны против ханаанского (см. Ханаан) царя Явина, правившего в Хацоре (приблизительно 1200–1125 гг. до н. э.); считается автором Песни Деборы. (Суд. 5). Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деборы Дебора предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7).
Война против Явина являлась, по-видимому, последней кампанией израильских племен против ханаанеев. Согласно библейскому (см. Библия) повествованию, войско Явина под командованием Сисры включало 900 колесниц — средство, которым не располагали евреи и которое обеспечивало ханаанеям контроль над равнинами; опираясь на военную мощь «девятисот железных колесниц», Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3). Призвав к себе Барака, сына Авино‘ама, Дебора приказала ему собрать десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и выступить против ханаанеев; по настоянию Барака сама Дебора также присоединилась к войску. Еврейское войско расположилось на горе Тавор; Сисра во главе колесниц и пешего войска двинулся к долине реки Кишон. Несмотря на то, что войско противника находилось на значительном расстоянии (около 25 км), Дебора приказала Бараку немедленно атаковать ханаанеев, рассчитывая, что разлившийся Кишон помешает действиям колесниц. Сражение произошло в Та‘анахе, у вод Мегиддо (Суд. 5:19); расчет оказался правильным: колесницы Сисры увязли в болотистой почве, и ханаанейское войско было полностью разгромлено. Сам Сисра бежал с поля боя, бросив колесницу, и, преследуемый израильтянами, пытался укрыться в шатре кенита Хевера, где был убит женой Хевера Я‘эль.
Победа израильтян сломила могущество царя Явина, угрожавшего израильским племенам; не будучи способно более оказывать эффективное сопротивление, Хацорское царство впоследствии пало под неослабевающим военным давлением израильтян (Суд. 4:24).
Песнь Деборы представляет собой гимн победе Деборы и Барака и благословение Я‘эль. По мнению исследователей, Песнь Деборы является одним из наиболее ранних образцов еврейской героической поэзии. Наличие в Песни Деборы множества женских образов говорит в пользу того, что ее автором была женщина. В синагогальном ритуале Песнь Деборы читают как хафтару в заключение к разделу Бе-Шаллах (Исх. 13:17–17:16), содержащему Моисееву (см. Моисей) Песнь моря (Исх. 15), которая по духу, стилю и содержанию имеет много общего с Песнью Деборы. Влияние Песни Деборы видно в псалме 68 (см. Псалмы).