жертвенник
ЖЕ́РТВЕННИК (מִזְבֵּחַ, мизбеах, буквально `место заклания`), алтарь, естественная возвышенность или искусственное сооружение, на котором (а позже — около которого) закалывали приносимое в жертву животное. Таков, например, жертвенник на горе Мория, на котором Авраам заклал барана вместо своего сына Исаака (Быт. 22:9–10; см. Акеда). Однако уже в библейские времена животное закалывали не на самом жертвеннике, а близ него. Сам жертвенник лишь окроплялся кровью жертвы, и на нем сжигалась вся жертва или часть ее (Исх. 24:4–6). Кроме того, на жертвенник приносились также бескровные жертвы (мука, масло, вино и благовония; Исх. 29:40; Лев. 2:1–2). Таким образом, слово мизбеах (от глагола завоах, `резать`, `закалывать`) приобрело более широкое значение и стало означать место любых жертвоприношений. Жертвенник служил и для других целей: его сооружали как свидетельство какого-либо важного исторического события (см., например, Исх. 24:4; ИбН. 8:30; 22–10, 26–28) или в ознаменование значительного события в жизни частного лица (Быт. 8:20; 12:7–8; 13:18; 33:20; 35:1 и мн. др.); к нему прибегали и как к убежищу (см. ниже).
Жертвенники строились из камня, земли или металла. Археологические раскопки в Израиле обнаружили много каменных жертвенников доизраильского периода. В обнаруженном в Араде еврейском святилище был найден жертвенник, точно соответствующий по размерам жертвеннику скинии и построенный из земли и небольших неотесанных камней. Остатки огромного древнего жертвенника были обнаружены и в Беер-Шеве. В Библии упоминаются жертвенники, либо состоящие из одной каменной глыбы (Суд. 13:19; I Сам. 6:14, 14:33–34; I Ц. 1:9), либо сложенные из камней (I II. 18:31–32).
Скиния израильтян в пустыне имела два жертвенника: медный (во дворе) — для сожжения, полного или частичного, принесенных в жертву животных, и золотой (в шатре) — для воскурения фимиама (Исх. 27:1–2; 30:1–3). Жертвенник назывался медным благодаря обшивке из листовой меди, которой был покрыт его изготовленный из акации остов. Его длина и ширина равнялись пяти локтям, высота — трем локтям. Длина и ширина золотого жертвенника равнялись одному локтю, высота — двум. Наиболее значительной особенностью жертвенника были выступы на углах — кранот (`рога`). Эти рога стали существенной частью жертвенника в Иерусалимском Храме.
В описании постройки Первого Храма жертвенный алтарь не упоминается, хотя золотой жертвенник курений приводится в перечне храмовой утвари (I Ц. 7:48). Однако в другом месте (II Хр. 4:1) описываются огромные размеры главного храмового жертвенника (длина и ширина — 20 локтей, высота 10 локтей), сделанного, по-видимому, из бронзы. Предполагается, что Соломон использовал жертвенник, находившийся в шатровом святилище Давида. Сооруженный царем Ахазом жертвенник, заменивший алтарь времен Соломона, был копией жертвенника в главном храме Дамаска (II Ц. 16:10–11). Он был сделан, по-видимому, из камня, размерами превосходил Соломонов жертвенник и по форме напоминал ступенчатую пирамиду — зиккурат. Его верхушка называлась харэль — `Божья гора` или ариэль `Божий лев` (Иех. 43:15–16). По велению Ахаза жертвенник Соломона был перенесен в северную часть храмового двора, и царь лично совершал да нем жертвоприношения (II Ц. 16:14–15).
Хотя по назначению библейский израильский жертвенник не отличался от других жертвенников древнего Ближнего Востока, важно отметить два существ, различия: 1) храмовая служба у идолопоклонников сводилась к удовлетворению потребностей местного божества, например, кормлению его, — в Израиле ничего подобного не существует; 2) после завоевания Ханаана строительство еврейских жертвенников допускалось только на его территории, согласно представлениям о святости Земли Израиля. О святости жертвенника свидетельствует и то, что он становился защитой каждому, кто «ухватился за его рога». Древний закон оговаривает, однако, что эта привилегия не распространялась на лиц, совершивших преднамеренное убийство. Так, жертвенник не защитил Иоава, ухватившегося за его рога. Однако прежде, чем приказать умертвить его в святилище, Соломон пытался заставить его выйти оттуда (I Ц. 2:28–31).
В талмудических источниках слово «жертвенник», употребленное без пояснительных определений, обозначает каменный жертвенник, который помещался во дворе Второго Храма под открытым небом. Внутри Храма, в центре святилища, стоял золотой жертвенник для воскурений.
Центральная роль жертвенника в культе способствовала тому, что образ жертвенника приобрел символическое значение. Пророк Исайя дает Иерусалиму имя Ариэль (синоним жертвенника), символизирующее искупительный смысл страданий Израиля (Ис. 29:1–2,7). Символика жертвенника часто встречается в аггадической литературе (см. Аггада). Иоханан бен Заккай объясняет библейское требование складывать жертвенник только из неотесанных камней (Исх. 20:22) тем, что целые (шлемот) камни символизируют мир (шалом) между народом Израиля и его небесным отцом (Тосеф., БК. 7:7). Поэтому железо, сеющее раздор между людьми, не должно прикасаться к жертвеннику (Мид. 3:4). Иногда жертвенник рассматривался и как символ личного самопожертвования, обладающего искупительной силой (Гит. 57б; IV Макк. 6:29; 17:22).
Аггада, приписывая особую святость месту, на котором был воздвигнут жертвенник Иерусалимского Храма, повествует, что отсюда взята земля, из которой был вылеплен Адам (Быт. Р. 14:8), и тут Авраам построил жертвенник, на котором он намеревался принести в жертву Исаака (Зв. 62а).
Благодаря тому, что образ жертвенника стал символом, возникла возможность перенесения значения этого символа на другие предметы. После разрушения Храма место жертвоприношения в еврейском культе заняла молитва. Талмудические источники приравнивают к жертвеннику стол, за которым евреи совершают трапезу (Тосеф. Сота 15:11; Бр. 55а; Мен. 97а). См. также Жертвоприношение.