Идельсон Аврахам

И́ДЕЛЬСОН Аврахам (Idelson, Abraham; 1865, Векшняй, Литва, – 1921, Берлин), теоретик сионистского движения и публицист. Получил традиционное еврейское воспитание, но в возрасте 15 лет увлекся светскими науками. С 1885 г. по 1890 г. учился в Московском университете. Около 1886 г. присоединился к палестинофильскому движению Ховевей Цион. В 1889–93 гг. Идельсон был членом ордена Бней-Моше. После 1-го Сионистского конгресса примкнул к политическому сионизму. В 1901 г. Идельсон был активным членом Демократической фракции. С 1905 г. по 1919 г. жил в Петербурге, где редактировал периодические сионистские издания (ежемесячник «Еврейская жизнь» и еженедельник «Хроника еврейской жизни», а затем — сменивший их еженедельник «Рассвет») и выступал в качестве публициста. Идельсон был одним из первых сионистов, пытавшихся совместить политическую борьбу за права евреев в диаспоре с деятельностью по созданию еврейского национального центра в Эрец-Исраэль, заложив тем самым основу Гельсингфорсской программы. В 1919 г., когда советские власти начали борьбу с сионистским движением, Идельсон был послан Российской сионистской организацией за границу как представитель русских сионистов в руководстве всемирной Сионистской организации. Идельсон принимал участие в работе Комитета еврейских делегаций на Версальской мирной конференции. В 1919–20 гг. был редактором центрального сионистского органа — еженедельника «Ха-‘Олам» выходившего в Лондоне. В 1921 г. Идельсон переехал в Берлин, намереваясь продолжить там издание «Ха-‘Олам» и «Рассвета», однако скоропостижная смерть не дала его планам осуществиться.

Специфической чертой Идельсона как теоретика сионизма был социологический подход, что делало его взгляды понятными марксистски настроенной еврейской интеллигенции. Идельсон полагал, что национальное движение — путь для выражения общечеловеческих стремлений. Он считал, что национальные конфликты не зависят от социальных и будут продолжаться в смягченной форме при социализме. Нормализация еврейского существования может быть достигнута, лишь когда евреи будут жить в их собственной стране, тогда как условия галута калечат национальное бытие еврейского народа; еврейская культурная жизнь в галуте вынуждена отступать перед натиском доминирующих культур других наций, превращаясь во второстепенный фактор. Идельсон скептически относился к еврейскому социалистическому движению в диаспоре: еврейский социализм обречен на бессилие до тех пор, пока не будет создано еврейское государство, в котором он сможет достичь своей цели.

Смотрите также

Ибн Аби Зимра Давид бен Шломо

Иерусалим. Иерусалим в иудаизме

Иерусалим. Общие сведения

Инфельд Леопольд

ишув