Иоэль
ИОЭ́ЛЬ (יוֹאֵל; в русской традиции Иоиль), пророк, которому традиция приписывает авторство второй из книг малых пророков, названной по его имени.
Книга Иоэля по содержанию разделяется на две части. В главах 1–2 дается красочное описание опустошительного нашествия саранчи; перед лицом этого бедствия пророк призывает священников и народ искупить свою вину перед Богом раскаянием, постом и молитвой. В главах 3–4 содержится пророчество о конце дней, о «великом и страшном дне Господнем»; лишь те из народа Израиля, кто «призовет имя Господне», те, кто сохранит верность Сиону и Иерусалиму, спасутся; Господь соберет народы в долину Иехошафат у Иерусалима и будет вершить суд над теми, кто изгнал евреев, рассеяв их между народами, и поделил между собой землю Господню; Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и Эдомом.
Среди исследователей нет единого мнения относительно связи между двумя частями книги Иоэля, столь различными по содержанию. Согласно одной точке зрения, лишь две первые главы принадлежат древнему пророку по имени Иоэль, в то время как две последние главы написаны безымянным пророком, жившим уже после возвращения из пленения вавилонского. Другие исследователи полагают, что книга Иоэля представляет собой целостное произведение. Лексическое, стилистическое и образное единство текста книги Иоэля говорит в пользу второй точки зрения. Ни в Библии, ни в других источниках нет никаких сведений о личности Иоэля и времени его жизни. В самой книге нет упоминаний исторических лиц, на основании чего можно было бы датировать книгу. Упоминание об изгнании и рассеянии приводит к выводу, что в целом книгу Иоэля следует отнести к периоду Второго храма. Вместе с тем ряд идей в книге Иоэля относится к 8 и даже 9 в. до н. э. Так, например, идея избавления Израиля, великого суда над преследователями его народа и Божественного отмщения им выражено в книге Иоэля на фоне событий, происходивших после разрушения Первого храма. Однако эта идея зародилась, по-видимому, еще в конце 9 в. до н. э., когда Северное царство подпало под власть Арам-Даммесека (см. Арамеи), и получила особенно широкое хождение в царствование Иоров‘ама II, ознаменовавшееся небывалым расцветом и усилением Израиля. Противником этой идеи был Амос (8 в. до н. э.), утверждавший, что «день Господень» будет не днем света, а днем тьмы (Ам. 5:18).