Карлебах Шломо
КАРЛЕБА́Х Шломо (Carlebach, Shlomo; 1925, Берлин, – 1994, Нью-Йорк), раввин, религиозный общественный деятель, композитор и певец. Карлебах — потомок старинного раввинского рода из Германии. Отец Карлебаха, берлинский раввин Х. Н. Карлебах (1889–1967), после прихода нацистов к власти в 1933 г. переехал с семьей в Австрию и вскоре стал раввином города Баден. В 1938 г. семья Карлебаха бежала в Литву, через несколько месяцев эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Карлебах учился в иешиве «Тора ве-да‘ат», отличался редкими способностями, в 18 лет был одним из первых принят в иешиву в Лейквуде (штат Нью-Джерси), основанную выдающимся деятелем Агуддат Исраэль равом А. Котлером (1892–1962). В 1951 г. Карлебах получил смиху.
Интерес к хасидизму и хасидской музыке привел Карлебаха к главе Хабада цаддику И. И. Шнеерсону (см. Шнеерсон, хасидская династия). Несмотря на недовольство отца, противника хасидизма, Карлебах стал ближайшим помощником главы любавичских хасидов, а в 1951 г. по просьбе его преемника, раввина М. М. Шнеерсона, занялся распространением иудаизма среди еврейских студентов в университетах США. В этот период Карлебах научился играть на гитаре, сочинял музыку на религиозные тексты и исполнял свои песни перед молодежной аудиторией. Карлебах сочинял на слух, а нотную запись его мелодий делали почитатели.
Работа в университетах привела Карлебаха к выводу, что с молодежью не найти общего языка, если требовать от нее строгого соблюдения всех установлений религии еврейской. На этой почве в 1955 г. произошел разрыв Карлебаха с раввином М. М. Шнеерсоном, который не считал возможным отступление от Галахи. В дальнейшем деятельность Карлебаха протекала вне рамок Хабада, он стал основателем своего направления в хасидизме. Исходя из воззрений представителей школы Избица-Радзынь, Карлебах считал, что поступки людей предопределены свыше, поэтому следует проявлять терпимость к любым проявлениям человеческой натуры.
В 1956 г. Карлебах стал в Нью-Джерси раввином общины, которая состояла из переживших Катастрофу эмигрантов из Восточной Европы. Благодаря его деятельности, в том числе вечерам хасидских песен и рассказов, община привлекала еврейскую молодежь. Одновременно Карлебах продолжал работу в студенческой среде, а также изучал в Колумбийском университете геологию («чтобы лучше понять происхождение мира») и психологию («чтобы глубже понимать человеческую душу»). В 1959 г. вышла первая пластинка песен Карлебаха «Ха-нешама лах» («Душа твоя»), которая пользовалась огромным успехом, затем были выпущены новые записи. Карлебах получил известность как «поющий раввин».
В 1960-х гг. Карлебах, следивший за развитием молодежной культуры, уделял много внимания участникам движения хиппи (см. Новые левые), среди которых было немало евреев. В 1968 г., став после смерти отца его преемником, раввином в синагоге «Община Иакова» в Манхаттене, Карлебах объявил ее «гостеприимной синагогой». В 1969 г. после рок-фестиваля «Вудсток» Карлебах создал в Сан-Франциско «Дом любви и молитвы» (сочетание синагоги, бет-мидраша и прибежища для хиппи), на открытии которого выразил свое кредо: «Вы не ученики мне, а я — не учитель вам. Наоборот, вы — святые праведники, оставившие все ради служения Богу, а я — лишь служитель, принесший вам Тору». Оба центра Карлебаха (в Сан-Франциско и Нью-Йорке) были открыты для хиппи независимо от их происхождения и убеждений.
В 1970 г. большая часть общины «Дома любви и молитвы» во главе с Карлебахом переехала в Израиль и создала коммуну в Иерусалиме, в районе Кирьят-Йовель. В 1971 г. Карлебах стал организатором фестиваля еврейской молодежи «Религиозный Вудсток» в Иерусалиме. В том же году состоялись концерты Карлебаха в Советском Союзе, которые вызвали огромный резонанс в еврейской среде, поэтому власти через несколько дней выслали его из страны. Нетрадиционный подход Карлебаха к иудаизму встречал противодействие в израильских ортодоксальных кругах, однако Карлебах поддерживал связь с многими влиятельными раввинами, в том числе с иерусалимским цаддиком раввином Меиром из Амшинова, который в 1976 г. помог создать в Израиле поселение религиозных хиппи, названное в его честь Меор-Моди‘ин.
В творчестве Карлебаха, которому принадлежит более тысячи мелодий, соединены элементы хасидского ниггуна (см. Хасидизм. Учение хасидизма), израильской песни и рок-музыки. Слова для своих песен Карлебах брал из Библии и хасидской литературы, которую знал в совершенстве. Хасидские истории и проповеди были непременной частью каждого выступления Карлебаха. Обаяние «поющего раввина» привлекало к нему разных слушателей, которые зачастую становились участниками концерта, а затем и последователями Карлебаха. Гастроли Карлебаха по Дальнему Востоку (1980) вызвали подъем интереса к еврейству в Японии и странах Юго-Восточной Азии, а выступления в СССР и Польше в 1989 г. сыграли роль в процессе религиозного возрождения восточно-европейского еврейства. Основная часть гонораров за выступления и записи Карлебаха поступала в общину. Он также поддерживал институт «Зехер Нафтали», который основал в Нью-Йорке в 1972 г. вместе с братом, раввином Э. Х. Карлебахом, в память об отце. Институт опубликовал десятки неизвестных ранее хасидских рукописей.
После смерти Карлебаха его последователи издают журнал «Кол хевре» (на иврите и английском), сборник его поучений, проповедей и биографические материалы; активно действует Фонд памяти Карлебаха. В начале 21 в. в Израиле и США насчитывается более ста синагог и центров основанного Карлебахом движения.